КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические приемы организации и проведения занятия в основной и заключительной частях
Основная часть учебного занятия строится в последовательном выполнении действий, направленных на достижение намеченного результата. Обучаемые разучивают сложные двигательные приемы и действия, чтобы обеспечить тренировочный эффект, необходимый для избирательно направленного воздействия на физические способности. При небольшом количестве занятий в типовой неделе проектируются комплексные занятия с выделением разделов, ориентированных на решение разных задач, например освоение прыжков в высоту или способа плавания брасс. Для этого надо предвидеть взаимодействие между сторонами его содержания и связанными с ними эффектами. Чтобы использовать положительные взаимодействия и минимизировать отрицательные, предусматривается в определенных условиях последовательность неоднородных разделов этой части занятия. Если в основной части комплексного занятия разучиваются сложно-координационные действия (связка на гимнастических кольцах и сальто назад в прыжках на батуте), их следует решать первыми, 12-3149 178 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_________ особенно когда они требуют максимальной концентрации внимания! и напряжения психомоторных функций. В начале основной части занятия, после разминки, работоспособ*| ность занимающихся находится на оптимальном уровне для реализа^! ции поставленных задач. По мере нарастания утомления увеличивается! опасность координационных нарушений при многократных попытках! воспроизведения сложных, еще не сформированных двигательных ^ действий, что и ограничивает затраты времени на их разучивание. Несмотря на утомление, при правильной методике проведения за-1 нятия можно эффективно развивать физические качества и способности, закреплять и совершенствовать сформированные двигательные Ц навыки, повышать или поддерживать достигнутый уровень тренированности. Это зависит от конкретных условий построения занятия, | от общего объема выделенного для него времени. На занятии могут проводиться избирательно направленные разви- Ц вающие воздействия на функциональные свойства организма, на про- 1 явление скоростных, силовых способностей и выносливости. В этом 1 случае придерживаются такой последовательности в выполнении тренировочных упражнений, при которой скоростные (скоростно-силовые) и силовые упражнения предшествуют упражнениям, требу- | ющим проявления преимущественно выносливости. Соблюдение этого правила позволяет избегать негативного влияния тренировки с повышенными требованиями к выносливости на уровень предельных проявлений скоростных и силовых возможностей. Скоростно-силовые упражнения проводят в основной части занятия, чтобы скоростные упражнения предшествовали силовым. Целесообразно выполнять отдельные силовые упражнения в чередовании со скоростными. Это необходимо для достижения эффекта положительного влияния кратковременных околопредельных силовых напряжений на результативность скоростного или скоростно-силового действия. В формировании выносливости используются упражнения, активизирующие функции анаэробного и аэробного энергообеспечения двигательной деятельности. Упражнения, выполняемые в анаэробном режиме, развивают выносливость скоростного характера. В основной части занятия выполняются упражнения преимущественно аэробного характера. Непосредственный эффект упражнений аэробной направленности не способствует, а иногда и препятствует положительному эффекту анаэробных и анаэробно-аэробных упражнений как факторов развития специфической выносливости. Это обу- _____ Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям «179 словлено особенностями взаимодействия биохимических механизмов энергообеспечения работы при различной последовательности ана1 эробных и аэробных упражнений. На занятии можно использовать упражнения избирательного воздействия, требующие проявления координационных, скоростных, силовых способностей, и упражнения для комбинированного воздействия на развитие общей тренированности, например, в круговой тренировке. Эти упражнения образуют структурные разделы внутри основной части комплексного занятия. Определяя целесообразность и последовательность включения в основную часть комплексного занятия упражнений, не являющихся основными, нужно исходить из того, насколько они пригодны в качестве подготовительных или восстановительных по отношению к основным упражнениям. Важно то, что упражнения, используемые в качестве подготовительных, и упражнения, применяемые в качестве активного отдыха для ускорения восстановительных процессов в интервалах между нагрузками, должны отличаться противоположными в определенном отношении признаками. Упражнения должны быть контрастными к мышечной активности. Например, упражнения на расслабление мышц — в интервалах между интенсивными силовыми напряжениями, бег трусцой — в интервалах между спринтерскими ускорениями. В комплексном занятии надо периодически варьировать порядок выполнения упражнений. При организации занимающихся формируется несколько подгрупп, каждая из которых последовательно выполняет задачи под наблюдением учителя и его помощников. Это важно при большой численности учеников, их неоднородности в физической подготовленности. Фронтальный способ организации занятия используется при невысокой сложности задач, однородном составе группы и наличии спортивного оборудования. Эффективность занятия зависит от двигательной активности учащихся. Методика построения занятия состоит в обеспечений необходимой моторной плотности. К предельной моторной плотности занятия стремиться нежелательно. Надо стимулировать учащихся к достижению тренировочного эффекта, разумно нормировать и чередовать нагрузку и отдых. Наибольших величин моторная плотность может достигать при формировании выносливости с использованием метода непрерывного повышения нагрузки, мышечная работа протекает в условиях преимущественно аэробного энергообеспечения. 180 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Нормировать моторную плотность можно применительно к пичным ситуациям с учетом особенностей содержания занятия, когда регулируется динамика нагрузок. Распределение нагрузок в основной части занятия зависит от содержания в ней деятельности. Регулиро-^ ванием нагрузки руководствуются так, чтобы наряду с обеспечение* эффекта нагрузок исключить перерастание их кумулятивного эффе* в переутомление. Продолжительность основной части занятия: в одночасовом 30—35 мин, в двухчасовом — 60—65 мин. Эффективность занятия! определяется тем, насколько полно это время использовано для реа*!| лизации основных задач. Заключительная часть учебного занятия (3—5 мин — в одночасо-»! вом, 10—15 мин — в двухчасовом) имеет восстановительную направ-'! ленность. Это аэробные упражнения умеренной интенсивности (бег*| трусцой, дыхательные упражнения, возвращение на базу при лыжной! подготовке). Для устранения психомоторной и общей напряженности! выполняют упражнения «в расслаблении», «в растягивании» с исполь*-; зованием фронтального способа. Подводятся итоги занятия, оцени-! ваются выполненные задачи отдельными учащимися, дается задание| на самостоятельную работу. Гигиенические процедуры, переодевание 1 и отдых должны быть обеспечены к следующему занятию.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |