Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические приемы организации и проведения занятия в основной и заключительной частях




Основная часть учебного занятия строится в последовательном выпол­нении действий, направленных на достижение намеченного результа­та. Обучаемые разучивают сложные двигательные приемы и действия, чтобы обеспечить тренировочный эффект, необходимый для избира­тельно направленного воздействия на физические способности.

При небольшом количестве занятий в типовой неделе проектиру­ются комплексные занятия с выделением разделов, ориентированных на решение разных задач, например освоение прыжков в высоту или способа плавания брасс. Для этого надо предвидеть взаимодействие между сторонами его содержания и связанными с ними эффектами. Чтобы использовать положительные взаимодействия и минимизиро­вать отрицательные, предусматривается в определенных условиях по­следовательность неоднородных разделов этой части занятия.

Если в основной части комплексного занятия разучиваются сложно-координационные действия (связка на гимнастических коль­цах и сальто назад в прыжках на батуте), их следует решать первыми,


12-3149


178 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_________

особенно когда они требуют максимальной концентрации внимания! и напряжения психомоторных функций.

В начале основной части занятия, после разминки, работоспособ*| ность занимающихся находится на оптимальном уровне для реализа^! ции поставленных задач. По мере нарастания утомления увеличивается! опасность координационных нарушений при многократных попытках! воспроизведения сложных, еще не сформированных двигательных ^ действий, что и ограничивает затраты времени на их разучивание.

Несмотря на утомление, при правильной методике проведения за-1 нятия можно эффективно развивать физические качества и способно­сти, закреплять и совершенствовать сформированные двигательные Ц навыки, повышать или поддерживать достигнутый уровень трениро­ванности. Это зависит от конкретных условий построения занятия, | от общего объема выделенного для него времени.

На занятии могут проводиться избирательно направленные разви- Ц вающие воздействия на функциональные свойства организма, на про- 1 явление скоростных, силовых способностей и выносливости. В этом 1 случае придерживаются такой последовательности в выполнении тренировочных упражнений, при которой скоростные (скоростно-силовые) и силовые упражнения предшествуют упражнениям, требу- | ющим проявления преимущественно выносливости.

Соблюдение этого правила позволяет избегать негативного влияния тренировки с повышенными требованиями к выносливости на уро­вень предельных проявлений скоростных и силовых возможностей.

Скоростно-силовые упражнения проводят в основной части заня­тия, чтобы скоростные упражнения предшествовали силовым. Целе­сообразно выполнять отдельные силовые упражнения в чередовании со скоростными. Это необходимо для достижения эффекта положи­тельного влияния кратковременных околопредельных силовых на­пряжений на результативность скоростного или скоростно-силового действия.

В формировании выносливости используются упражнения, акти­визирующие функции анаэробного и аэробного энергообеспечения двигательной деятельности. Упражнения, выполняемые в анаэробном режиме, развивают выносливость скоростного характера.

В основной части занятия выполняются упражнения преимуще­ственно аэробного характера. Непосредственный эффект упражнений аэробной направленности не способствует, а иногда и препятствует положительному эффекту анаэробных и анаэробно-аэробных упраж­нений как факторов развития специфической выносливости. Это обу-


_____ Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям «179

словлено особенностями взаимодействия биохимических механизмов энергообеспечения работы при различной последовательности ана1 эробных и аэробных упражнений.

На занятии можно использовать упражнения избирательного воз­действия, требующие проявления координационных, скоростных, силовых способностей, и упражнения для комбинированного воз­действия на развитие общей тренированности, например, в круговой тренировке. Эти упражнения образуют структурные разделы внутри основной части комплексного занятия.

Определяя целесообразность и последовательность включения в основную часть комплексного занятия упражнений, не являющих­ся основными, нужно исходить из того, насколько они пригодны в качестве подготовительных или восстановительных по отношению к основным упражнениям.

Важно то, что упражнения, используемые в качестве подготови­тельных, и упражнения, применяемые в качестве активного отдыха для ускорения восстановительных процессов в интервалах между на­грузками, должны отличаться противоположными в определенном отношении признаками. Упражнения должны быть контрастными к мышечной активности. Например, упражнения на расслабление мышц — в интервалах между интенсивными силовыми напряжения­ми, бег трусцой — в интервалах между спринтерскими ускорениями.

В комплексном занятии надо периодически варьировать порядок выполнения упражнений. При организации занимающихся формиру­ется несколько подгрупп, каждая из которых последовательно выпол­няет задачи под наблюдением учителя и его помощников. Это важно при большой численности учеников, их неоднородности в физиче­ской подготовленности. Фронтальный способ организации занятия используется при невысокой сложности задач, однородном составе группы и наличии спортивного оборудования.

Эффективность занятия зависит от двигательной активности учащихся. Методика построения занятия состоит в обеспечений необходимой моторной плотности. К предельной моторной плот­ности занятия стремиться нежелательно. Надо стимулировать уча­щихся к достижению тренировочного эффекта, разумно нормиро­вать и чередовать нагрузку и отдых. Наибольших величин моторная плотность может достигать при формировании выносливости с ис­пользованием метода непрерывного повышения нагрузки, мы­шечная работа протекает в условиях преимущественно аэробного энергообеспечения.


180 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Нормировать моторную плотность можно применительно к пичным ситуациям с учетом особенностей содержания занятия, когда регулируется динамика нагрузок. Распределение нагрузок в основной части занятия зависит от содержания в ней деятельности. Регулиро-^ ванием нагрузки руководствуются так, чтобы наряду с обеспечение* эффекта нагрузок исключить перерастание их кумулятивного эффе* в переутомление.

Продолжительность основной части занятия: в одночасовом 30—35 мин, в двухчасовом — 60—65 мин. Эффективность занятия! определяется тем, насколько полно это время использовано для реа*!| лизации основных задач.

Заключительная часть учебного занятия (3—5 мин в одночасо-»! вом, 10—15 мин — в двухчасовом) имеет восстановительную направ-'! ленность. Это аэробные упражнения умеренной интенсивности (бег*| трусцой, дыхательные упражнения, возвращение на базу при лыжной! подготовке). Для устранения психомоторной и общей напряженности! выполняют упражнения «в расслаблении», «в растягивании» с исполь*-; зованием фронтального способа. Подводятся итоги занятия, оцени-! ваются выполненные задачи отдельными учащимися, дается задание| на самостоятельную работу. Гигиенические процедуры, переодевание 1 и отдых должны быть обеспечены к следующему занятию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.