Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие понятия о средствах физической культуры и спорта




•V

Для реализации задач, решаемых в учебном учреждении, используют-1 ся многие средства физического воспитания и образования. Специфи-| ческую группу среди них составляют те, которые основаны на целе­сообразно направленной двигательной активности.

В процессе физкультурно-спортивной деятельности используются | следующие средства: физические упражнения, оздоровительные силы; природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения — это движения и действия, направленные,| на улучшение физического состояния личности. Перечень основных упражнений, которые включаются в занятия с учащимися, определя­ется образовательными программами. Бег, ходьба, прыжки и другие упражнения развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту и ко­ординацию. Ряд упражнений из гимнастики, спортивных игр, лыжной подготовки и плавания вырабатывают специфические физические и психологические качества и прикладные навыки.

Выполнение упражнений обеспечивается совокупностью медико-биологических и физиолого-психических процессов. В результате пе­рестройки организма, происходящей под их воздействием, развивают­ся и совершенствуются физические качества, двигательные навыки, улучшается координация движений, укрепляется здоровье. При осо­знанном выполнении упражнений совершенствуются умственные способности. Овладение различными движениями, их точное и сво­евременное применение в соответствии с конкретно сложившими­ся условиями требуют от обучаемых осмысленных действий, памяти и внимания.


Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и со­держанию. Форма — это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных осо­бенностей человека.

При обучении новому упражнению обучаемые овладевают основа­ми техники. При многократном его повторении у них формируются наиболее эффективные способы выполнения элементов в соответ­ствии с их индивидуальностью, что придает технике специфическую окраску. Техника упражнения постоянно совершенствуется и опреде­ляется пространственными, временными (скоростными) и силовыми показателями: положением движения и амплитудой, скоростью и си­лой, темпом и ритмом.

Упражнения делятся на группы: одни направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; другие развивают гибкость; тре­тьи снимают застойные явления в организме при длительной статиче­ской работе; четвертые формируют навыки плавания, передвижения на лыжах. По структурным признакам выделяются упражнения ци­клические (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание), упражне­ния ациклические (поднятие тяжестей, прыжки с места), смешанные (прыжки с разбега в длину и высоту, движения в спортивных играх).

По характеру режима деятельности мышц упражнения делятся на динамические, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением; статические, когда мышцы относительно продолжительное время на­ходятся в напряжении (например, удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора); по направленности, когда осущест­вляется развитие мышц рук, ног, шеи, спины или мышечных групп.

Классификация упражнений дает возможность лучше понимать сущность, значение, особенности использования их в решении задач физического воспитания и образования студентов.

Оздоровительные силы природы — это солнце, воздух, вода, другие элементы окружающей среды. Они способствуют закаливанию орга­низма человека, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систе­му. При закаливании повышается сопротивляемость организма холоду, жаре, резкому перепаду температур, а также устойчивость к инфекци­онным заболеваниям и работоспособность.

Закаливание включает в себя обмывание или обтирание тела хо­лодной водой, принятие холодного душа, полоскание горла, мытье ног


134 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

холодной водой, купание в проруби. Оно происходит на утренней рядке, учебных занятиях, тренировках и соревнованиях. Плавание, бе или ходьба, передвижение на лыжах обеспечивают непосредственнь контакт с оздоровительными силами природы.

Гигиенические факторы — это санитарное состояние мест занятий и учебно-спортивного оборудования, что означает чистоту воздухаЦ определенную температуру и влажность, освещение и постоянну уборку помещений. Личная гигиена — непременный атрибут физиче­ской культуры обучаемых, которые должны соблюдать гигиенические! требования, самостоятельно выполнять процедуры общественно* и личной гигиены. Несоблюдение этих правил снижает эффектив-| ность упражнений, отрицательно отражается на здоровье.

Упражнения — основное средство физического воспитания и об-', разования личности. Термин «упражнение» имеет двоякое значение:! определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве '• средств воспитания; процесс неоднократного воспроизведения дей- 1 ствий, которые проводятся в соответствии с принципами обучения. I Эти понятия взаимосвязаны и частично совпадают. Однако смешивать 1 их не следует.

Необходимо знать воздействие упражнений на состояние человека в процессе обучения, какими методами оно осуществляется. Целесоо­бразно пользоваться терминами «физическое упражнение» («физиче­ские упражнения»), «метод упражнения», «методы упражнения».

Двигательные действия — трудовые, бытовые и игровые, совершае­мые человеком, многообразны. Через совокупность движений, объе­диненных в целостные действия, проявляется практически активное | отношение человека к миру. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности (по И.М. Сеченову, 1829—1905 гг.) сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движе­нию. Посредством двигательных действий человек удовлетворяет свои потребности и изменяет самого себя.

Физическими упражнениями могут быть не все движения и дей­ствия. Они как виды двигательных действий (включая и совокупности их) направлены на реализацию задач обучения и подчинение его зако­номерностям. Это определение подчеркивает важный отличительный признак упражнений — соответствие формы и содержания действий сущности обучения, закономерностям, по которым оно происходит.

В целях физического обучения используется ходьба. Она приобре­тает значение адекватного средства, когда ей придаются рациональные формы. Они оправданны с позиции образования, когда обеспечивае-


Глава 8. Средства физической культуры и спорта * 135

мый уровень функциональной активности организма соответству­ет необходимому уровню эффективного формирования физических качеств.

Другие двигательные действия возникли первоначально в сфере труда или быта, затем, видоизменяясь, стали средствами физического воспитания и образования (бег, преодоление препятствий, метание, плавание, поднимание тяжестей, борьба).

Некоторые упражнения имеют внешнее сходство с определенными формами трудовых, боевых и бытовых действий, их нельзя отождест­влять и подменять. Организованный физический труд (работа в лесу, в поле) с определенной дозировкой нагрузки может давать эффект, предусматриваемый в физическом обучении. Но он не тождественен физическим упражнениям, поскольку направлен на внешнюю природу и совершается по закономерностям производства материальных благ.

Взаимосвязь физических упражнений и физического труда заклю­чается не в том, что они могут заменять друг друга, а в том, что, воз­никнув первоначально на основе трудовых действий, они стали неза­менимым средством подготовки к труду.

В многообразии упражнений необходимо ясно представлять суть их содержания, целесообразный выбор и использование. Содержа­ние упражнения составляют входящие в него двигательные акты. Они сложны, многообразны, могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биохимическом и биомеханическом аспектах.

В психолого-физиологическом аспекте упражнения рассматри­ваются как произвольные движения, протекающие автоматически. При сознательном выполнении упражнения предполагается уста­новка на достижение конкретного результата, соответствующего задачам воспитания и образования. Это связано с активной мысли­тельной деятельностью, предвидением результата и оценки его до­стижения. Для этого разрабатывается проект (мысленная модель) действия, выбирается способ его выполнения, управлением им, проявляются волевые усилия, эмоции, другие психические и психо­моторные процессы.

Имея условно-рефлекторную природу (по И.П. Павлову, 1849— 1936 гг.), упражнения не сводятся к условным рефлексам на внеш­ние раздражения. Физиологические представления о механизмах упражнений подчеркивают специфический характер преднамеренно направленных целесообразных действий. Объясняя их специфич­ность (по П.К. Анохину, 1898—1974 гг.), можно говорить о концепции функциональной системы, возникающей первоначально на условно-


136 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА________________

рефлекторной основе и приобретающей способность к самопрограм­мированию и саморегуляции.

Эта идея созвучна концепции о физиологических механизмах по­строения целесообразных движений, в которой центральное место занимают представления о конструктивной роли двигательной зада-:'| чи как «модели потребного будущего» (по Н.А. Бернштейну, 1896— 1966 гг.). Это не реакция на внешнее раздражение, а решение двигатель- | ной задачи. Нельзя исключать взаимосвязь целесообразных движений с внешними условиями. Все движения (по И.М. Сеченову), носящие | в физиологии название «произвольные», являются рефлективными.

Факт выполнения любого упражнения означает переход организма Т| на уровень его функциональной активности. Диапазон этого перехо- 1 да зависит от особенностей упражнения и степени подготовленности | обучаемого. При выполнении беговых упражнений легочная вентиля-? ция, например, может возрастать в 30 раз, потребление кислорода — | в 20 раз, минутный объем крови — в 10 раз. Соответственно увеличи­ваются объем и интенсивность метаболических, диссимиляционных и ассимиляционных процессов в организме.

Функциональные сдвиги при выполнении упражнения стимули­руют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему упражнения при определенных условиях служат мощным факто­ром повышения функциональных возможностей организма и совер­шенствования его структурных свойств.

Организм человека не изнашивается под влиянием физической работы, а развивается (по А.А. Ухтомскому, 1875—1942 гг.), что харак­теризуется способностью ассимиляции, которая восполняет текущие траты. Эта способность компенсационной ассимиляции велика, рабо­тающий орган накапливает вещество и рабочие потенциалы выше того уровня, на котором они были ранее. Избыточная компенсация свиде­тельствует о том, что именно работа и упражнения ведут к увеличению массы и развитию органов.

Механизмы суперкомпенсации позволяют организму приспосабли­ваться к условиям деятельности, расширять границы своих возможно­стей. Мышечная работа вызывает активацию генетического аппарата клеток, стимулирует биосинтез и приводит со временем к увеличе­нию мощности систем энергетического и пластического обеспечения функций организма.

При рассмотрении содержания упражнений с педагогической точ­ки зрения важным является тот факт, что они целенаправленно разви­вают способности человека в единстве с формированием определен-


Глава 8. Средства физической культуры и спорта • 137

ных умений и навыков. Это значит, что для учителя главным аспектом в осмыслении сути упражнений должен быть обобщающий педагоги­ческий аспект, при котором определяется их значение для реализации воспитательно-образовательных задач.

Их воздействие не ограничивается биологической сферой челове­ка, оно распространяется на психику, сознание и поведение. Научное понимание сути упражнений несовместимо с односторонней оценкой их как биологического раздражителя или как средства воздействия на духовные начала.

От содержания упражнения зависит его форма, которая представ­ляет его внутреннюю и внешнюю структуру (построение, органи­зацию). Внутренняя структура упражнения характеризуется связью между собой различных процессов функционирования организма, их соотношением, взаимодействием и согласованием. Нервно-мышечная координация, взаимодействие моторных и вегетативных функций, со­отношение различных энергетических (аэробных и анаэробных) про­цессов, например, при беге будут иными, чем при поднимании штан­ги. Внешняя структура упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и ди­намических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма упражнения взаимосвязаны. Содержание явля­ется определяющим, оно играет ведущую роль по отношению к форме. Для достижения успеха в упражнении необходимо обеспечить соот­ветствующее изменение его содержательной стороны, создав условия для повышения функциональных возможностей организма на основе формирования силовых, скоростных или других способностей, от ко­торых зависит результат. По мере изменения элементов содержания упражнения меняется и его форма (повышение мощности или скоро­сти движений или выносливости сказывается на амплитуде движений, соотношении опорных и безопорных фаз, других признаках формы упражнения).

Форма влияет на содержание. Несовершенная форма упражнения препятствует максимальному выявлению функциональных возмож­ностей, сковывает их. Совершенная форма способствует эффективно­му использованию способностей (при одной и той же скорости пере­движения на лыжах обучаемый, в совершенстве владеющий техникой лыжного бега, тратит энергии на 10—20% меньше, чем тот, у кого она несовершенна). Самостоятельное значение формы упражнений вы­ражается в том, что разные по содержанию упражнения могут иметь сходную форму (ходьба или бег на различные дистанции). Различные


138 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 8. Средства физической культуры и спорта • 139


 


 


по форме упражнения могут иметь общие черты содержания (бег, гребля,! плавание с одной и той же физиологической интенсивностью).

Содержание и форма упражнения неотделимы друг от друга, между! ними возможны определенные несоответствия и противоречия. Их| преодолевают, обеспечивая развитие физических качеств в единстве! с изменением формы движений. Понимание отмеченных соотноше* ний формы и содержания упражнений — условие целесообразного ж>| пользования их в практике физической культуры и спорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.