КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие понятия о средствах физической культуры и спорта
•V Для реализации задач, решаемых в учебном учреждении, используют-1 ся многие средства физического воспитания и образования. Специфи-| ческую группу среди них составляют те, которые основаны на целесообразно направленной двигательной активности. В процессе физкультурно-спортивной деятельности используются | следующие средства: физические упражнения, оздоровительные силы; природы и гигиенические факторы. Физические упражнения — это движения и действия, направленные,| на улучшение физического состояния личности. Перечень основных упражнений, которые включаются в занятия с учащимися, определяется образовательными программами. Бег, ходьба, прыжки и другие упражнения развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту и координацию. Ряд упражнений из гимнастики, спортивных игр, лыжной подготовки и плавания вырабатывают специфические физические и психологические качества и прикладные навыки. Выполнение упражнений обеспечивается совокупностью медико-биологических и физиолого-психических процессов. В результате перестройки организма, происходящей под их воздействием, развиваются и совершенствуются физические качества, двигательные навыки, улучшается координация движений, укрепляется здоровье. При осознанном выполнении упражнений совершенствуются умственные способности. Овладение различными движениями, их точное и своевременное применение в соответствии с конкретно сложившимися условиями требуют от обучаемых осмысленных действий, памяти и внимания. Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию. Форма — это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей человека. При обучении новому упражнению обучаемые овладевают основами техники. При многократном его повторении у них формируются наиболее эффективные способы выполнения элементов в соответствии с их индивидуальностью, что придает технике специфическую окраску. Техника упражнения постоянно совершенствуется и определяется пространственными, временными (скоростными) и силовыми показателями: положением движения и амплитудой, скоростью и силой, темпом и ритмом. Упражнения делятся на группы: одни направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; другие развивают гибкость; третьи снимают застойные явления в организме при длительной статической работе; четвертые формируют навыки плавания, передвижения на лыжах. По структурным признакам выделяются упражнения циклические (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание), упражнения ациклические (поднятие тяжестей, прыжки с места), смешанные (прыжки с разбега в длину и высоту, движения в спортивных играх). По характеру режима деятельности мышц упражнения делятся на динамические, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением; статические, когда мышцы относительно продолжительное время находятся в напряжении (например, удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора); по направленности, когда осуществляется развитие мышц рук, ног, шеи, спины или мышечных групп. Классификация упражнений дает возможность лучше понимать сущность, значение, особенности использования их в решении задач физического воспитания и образования студентов. Оздоровительные силы природы — это солнце, воздух, вода, другие элементы окружающей среды. Они способствуют закаливанию организма человека, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему. При закаливании повышается сопротивляемость организма холоду, жаре, резкому перепаду температур, а также устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность. Закаливание включает в себя обмывание или обтирание тела холодной водой, принятие холодного душа, полоскание горла, мытье ног 134 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА холодной водой, купание в проруби. Оно происходит на утренней рядке, учебных занятиях, тренировках и соревнованиях. Плавание, бе или ходьба, передвижение на лыжах обеспечивают непосредственнь контакт с оздоровительными силами природы. Гигиенические факторы — это санитарное состояние мест занятий и учебно-спортивного оборудования, что означает чистоту воздухаЦ определенную температуру и влажность, освещение и постоянну уборку помещений. Личная гигиена — непременный атрибут физической культуры обучаемых, которые должны соблюдать гигиенические! требования, самостоятельно выполнять процедуры общественно* и личной гигиены. Несоблюдение этих правил снижает эффектив-| ность упражнений, отрицательно отражается на здоровье. Упражнения — основное средство физического воспитания и об-', разования личности. Термин «упражнение» имеет двоякое значение:! определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве '• средств воспитания; процесс неоднократного воспроизведения дей- 1 ствий, которые проводятся в соответствии с принципами обучения. I Эти понятия взаимосвязаны и частично совпадают. Однако смешивать 1 их не следует. Необходимо знать воздействие упражнений на состояние человека в процессе обучения, какими методами оно осуществляется. Целесообразно пользоваться терминами «физическое упражнение» («физические упражнения»), «метод упражнения», «методы упражнения». Двигательные действия — трудовые, бытовые и игровые, совершаемые человеком, многообразны. Через совокупность движений, объединенных в целостные действия, проявляется практически активное | отношение человека к миру. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности (по И.М. Сеченову, 1829—1905 гг.) сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Посредством двигательных действий человек удовлетворяет свои потребности и изменяет самого себя. Физическими упражнениями могут быть не все движения и действия. Они как виды двигательных действий (включая и совокупности их) направлены на реализацию задач обучения и подчинение его закономерностям. Это определение подчеркивает важный отличительный признак упражнений — соответствие формы и содержания действий сущности обучения, закономерностям, по которым оно происходит. В целях физического обучения используется ходьба. Она приобретает значение адекватного средства, когда ей придаются рациональные формы. Они оправданны с позиции образования, когда обеспечивае- Глава 8. Средства физической культуры и спорта * 135 мый уровень функциональной активности организма соответствует необходимому уровню эффективного формирования физических качеств. Другие двигательные действия возникли первоначально в сфере труда или быта, затем, видоизменяясь, стали средствами физического воспитания и образования (бег, преодоление препятствий, метание, плавание, поднимание тяжестей, борьба). Некоторые упражнения имеют внешнее сходство с определенными формами трудовых, боевых и бытовых действий, их нельзя отождествлять и подменять. Организованный физический труд (работа в лесу, в поле) с определенной дозировкой нагрузки может давать эффект, предусматриваемый в физическом обучении. Но он не тождественен физическим упражнениям, поскольку направлен на внешнюю природу и совершается по закономерностям производства материальных благ. Взаимосвязь физических упражнений и физического труда заключается не в том, что они могут заменять друг друга, а в том, что, возникнув первоначально на основе трудовых действий, они стали незаменимым средством подготовки к труду. В многообразии упражнений необходимо ясно представлять суть их содержания, целесообразный выбор и использование. Содержание упражнения составляют входящие в него двигательные акты. Они сложны, многообразны, могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биохимическом и биомеханическом аспектах. В психолого-физиологическом аспекте упражнения рассматриваются как произвольные движения, протекающие автоматически. При сознательном выполнении упражнения предполагается установка на достижение конкретного результата, соответствующего задачам воспитания и образования. Это связано с активной мыслительной деятельностью, предвидением результата и оценки его достижения. Для этого разрабатывается проект (мысленная модель) действия, выбирается способ его выполнения, управлением им, проявляются волевые усилия, эмоции, другие психические и психомоторные процессы. Имея условно-рефлекторную природу (по И.П. Павлову, 1849— 1936 гг.), упражнения не сводятся к условным рефлексам на внешние раздражения. Физиологические представления о механизмах упражнений подчеркивают специфический характер преднамеренно направленных целесообразных действий. Объясняя их специфичность (по П.К. Анохину, 1898—1974 гг.), можно говорить о концепции функциональной системы, возникающей первоначально на условно- 136 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА________________ рефлекторной основе и приобретающей способность к самопрограммированию и саморегуляции. Эта идея созвучна концепции о физиологических механизмах построения целесообразных движений, в которой центральное место занимают представления о конструктивной роли двигательной зада-:'| чи как «модели потребного будущего» (по Н.А. Бернштейну, 1896— 1966 гг.). Это не реакция на внешнее раздражение, а решение двигатель- | ной задачи. Нельзя исключать взаимосвязь целесообразных движений с внешними условиями. Все движения (по И.М. Сеченову), носящие | в физиологии название «произвольные», являются рефлективными. Факт выполнения любого упражнения означает переход организма Т| на уровень его функциональной активности. Диапазон этого перехо- 1 да зависит от особенностей упражнения и степени подготовленности | обучаемого. При выполнении беговых упражнений легочная вентиля-? ция, например, может возрастать в 30 раз, потребление кислорода — | в 20 раз, минутный объем крови — в 10 раз. Соответственно увеличиваются объем и интенсивность метаболических, диссимиляционных и ассимиляционных процессов в организме. Функциональные сдвиги при выполнении упражнения стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств. Организм человека не изнашивается под влиянием физической работы, а развивается (по А.А. Ухтомскому, 1875—1942 гг.), что характеризуется способностью ассимиляции, которая восполняет текущие траты. Эта способность компенсационной ассимиляции велика, работающий орган накапливает вещество и рабочие потенциалы выше того уровня, на котором они были ранее. Избыточная компенсация свидетельствует о том, что именно работа и упражнения ведут к увеличению массы и развитию органов. Механизмы суперкомпенсации позволяют организму приспосабливаться к условиям деятельности, расширять границы своих возможностей. Мышечная работа вызывает активацию генетического аппарата клеток, стимулирует биосинтез и приводит со временем к увеличению мощности систем энергетического и пластического обеспечения функций организма. При рассмотрении содержания упражнений с педагогической точки зрения важным является тот факт, что они целенаправленно развивают способности человека в единстве с формированием определен- Глава 8. Средства физической культуры и спорта • 137 ных умений и навыков. Это значит, что для учителя главным аспектом в осмыслении сути упражнений должен быть обобщающий педагогический аспект, при котором определяется их значение для реализации воспитательно-образовательных задач. Их воздействие не ограничивается биологической сферой человека, оно распространяется на психику, сознание и поведение. Научное понимание сути упражнений несовместимо с односторонней оценкой их как биологического раздражителя или как средства воздействия на духовные начала. От содержания упражнения зависит его форма, которая представляет его внутреннюю и внешнюю структуру (построение, организацию). Внутренняя структура упражнения характеризуется связью между собой различных процессов функционирования организма, их соотношением, взаимодействием и согласованием. Нервно-мышечная координация, взаимодействие моторных и вегетативных функций, соотношение различных энергетических (аэробных и анаэробных) процессов, например, при беге будут иными, чем при поднимании штанги. Внешняя структура упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. Содержание и форма упражнения взаимосвязаны. Содержание является определяющим, оно играет ведущую роль по отношению к форме. Для достижения успеха в упражнении необходимо обеспечить соответствующее изменение его содержательной стороны, создав условия для повышения функциональных возможностей организма на основе формирования силовых, скоростных или других способностей, от которых зависит результат. По мере изменения элементов содержания упражнения меняется и его форма (повышение мощности или скорости движений или выносливости сказывается на амплитуде движений, соотношении опорных и безопорных фаз, других признаках формы упражнения). Форма влияет на содержание. Несовершенная форма упражнения препятствует максимальному выявлению функциональных возможностей, сковывает их. Совершенная форма способствует эффективному использованию способностей (при одной и той же скорости передвижения на лыжах обучаемый, в совершенстве владеющий техникой лыжного бега, тратит энергии на 10—20% меньше, чем тот, у кого она несовершенна). Самостоятельное значение формы упражнений выражается в том, что разные по содержанию упражнения могут иметь сходную форму (ходьба или бег на различные дистанции). Различные 138 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 8. Средства физической культуры и спорта • 139
по форме упражнения могут иметь общие черты содержания (бег, гребля,! плавание с одной и той же физиологической интенсивностью). Содержание и форма упражнения неотделимы друг от друга, между! ними возможны определенные несоответствия и противоречия. Их| преодолевают, обеспечивая развитие физических качеств в единстве! с изменением формы движений. Понимание отмеченных соотноше* ний формы и содержания упражнений — условие целесообразного ж>| пользования их в практике физической культуры и спорта.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |