Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельные тренировочные занятия




Индивидуальные и групповые

Индивидуальные или групповые самостоятельные тренировочные за­нятия — одна из форм личной организации физического воспитания

 

• 127

126 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА________________;

для людей зрелого возраста. Это личные занятия по общей физической Подготовке или избирательно-кондиционной тренировке. По содер-; жанию они однопредметные — это быстрая ходьба, продолжительный бег, бег трусцой, аэробные и ритмические упражнения, атлетические разновидности гимнастики; комплексные, сочетающие гимнасти­ческие упражнения, бег и ходьбу, другие упражнения циклического характера.

Выбор занятий определяется индивидуальными интересами и спо­собностями. Существенное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жизни, мода на физкультурные увлечения (аэроби­ка, йога, шейпинг, оздоровительные виды гимнастики, занятия на тре­нажерах). Специалисты должны умело влиять на индивидуальные ин­тересы занимающихся, их запросы. Надо создавать надежные гарантии против случайностей в самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, не игнорируя личных склонностей и интересов.

Предпочтения могут быть разнообразными, если они согласуются с пониманием того, что ни один вид упражнений не может гарантиро­вать полноценного физического развития и укрепления здоровья. За­нятия осуществляют в соединении с другими элементами физической культуры, чтобы достичь эффект в физическом совершенствовании личности.

На самодеятельные тренировочные занятия распространяются об­щие и специфические положения методики физического воспитания и образования. Их можно реализовать самостоятельно, так как зани­мающиеся овладевают соответствующими специальными знаниями, умениями и навыками.

Качество построения и эффективность занятий зависят от уровня физической подготовленности занимающихся. Объем затрат времени на самодеятельные тренировочные занятия для возрастных категорий и местных условий различный. Когда такие занятия становятся основ­ным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной фи­зической кондиции, их надо планировать три-четыре раза еженедельно, продолжительностью 45 мин. Это тот минимум, который необходимый для обеспечения хорошего уровня физической тренированности и укрепления здоровья. Надо применять такие нагрузки, которые созда­вали бы потребность организма в дальнейшем их продолжении.

В качестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятий являются элементы состязания. Это осуществля­ется в процессе регулярной физкультурно-спортивной деятельности, формирования личностной установки на спортивные достижения,


Глава 7. Формы физического воспитания и образования студентов

приобретения физической и психической подготовленности к испы­таниям, с которыми сопряжено спортивное соперничество.

Специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности личности до предельной мобилизации функциональ­ных резервов организма, стимулировать их развитие. Это способствует созданию различных вариантов соревновательных форм. Они широко представлены в спортивной деятельности, где у высококвалифициро­ванных спортсменов участие в соревнованиях, организуемых в офици­альном порядке, занимает до 30% общего объема времени, затрачивае­мого на спортивные занятия в течение года.

В образовательном учреждении обязательно проводятся соревно­вания по видам спорта (или спартакиада), а лучшие спортсмены объ­единены в сборные команды и выступают на соревнованиях вне его. Как правило, это самодеятельное массовое физкультурное движение, основой которого является Единая всероссийская спортивная клас­сификация. Построение и методика учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях и командах имеют свои особенности.

Надо различать спортивные соревнования и подобные им формы организации физкультурно-спортивных занятий. Они отличаются ориентацией соревнующихся на победу или высшее достижение; их четкой регламентацией, способами и условиями состязания, офици­ально унифицированными правилами (причем унификация правил во многих видах спорта имеет международный уровень); регулирова­нием ведения состязания и определением его исхода официальными арбитрами; специфической эмоциональной напряженностью и насы­щенностью атмосферы; сопереживанием зрительской аудитории.

Объединительным фактором являются разнообразные варианты соревновательных форм, заключающиеся в использовании сопостави­тельных способов выявления индивидуальных возможностей, мобили­зующих на демонстрацию уровня личностных качеств, способностей, умений, навыков в специально создаваемых для этого условиях. Эти формы занятий имеют и общие структурные черты, характеризующие последовательность поведенческих актов соревнующихся (организа­ция, разминка, акт выполнения соревновательного упражнения, ме­дицинское обеспечение, судейство, подведение итогов, меры, норма­лизующие послесоревновательное состояние, награждение призеров и

победителей).

Спортивные соревнования модифицируются и приобретают кон­кретную направленность в зависимости от определяющего профиля


128 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 7. Формы физического воспитания и образования студентов


• 129


 


системы занятий, в рамках которой они проходят. В образовательна учреждениях применение соревновательных форм подчинено гике педагогического процесса, интересам улучшения его качест решению образовательно-воспитательных задач. Учебные занятия^ соревнования как бы сливаются. Соревнование — это или контроле ное занятие, или зачет, организуемый в соревновательной обстанов* для выполнения учебных нормативов, Единой всероссийской спор тивной классификации; имеет внутренний характер, состав участии! ков ограничивается студентами учебных групп или курса.

Соревнования в самодеятельной физкулыурно-спортивной тике не имеют спортивной ориентации. Это не столько способ дост жения спортивной победы или спортивно-технического результата так как у большинства участников такие индивидуальные установ ки выражены слабо или вовсе отсутствуют, сколько форма эмоцис нально насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения!; При неформальном подходе к организации соревнований спортивно* соревновательное начало в них нивелируется.

В спортивной деятельности, направленной к высшим достижени-*! ям, специфические для нее соревнования и учебно-тренировочные! занятия составляют формообразующую основу системы подготовки! спортсмена и одновременно являются целевыми пунктами, на которые I ориентируется^портивнгй подготовка. Они развернуты и глубоко спе-циализированы (подготовительные, классификационные, контроль-; ные, отборочные, основные соревнования) в зависимости от назначе­ния и места в общей организации спортивной деятельности. По мере | роста масштаба состязаний, уровня конкуренции в них и степени от­ветственности они предъявляют серьезные требования к физическим и психическим, техническим и тактическим качествам спортсмена.

В спортивных соревнованиях высокого ранга высока вероятность Ц возникновения экстремальных, стрессовых ситуаций, чреватых пере­напряжениями, другими негативными эффектами. Это выдвигает 1 проблему адекватности соревновательных нагрузок возможностям и уровню подготовленности соревнующихся, значит, и проблемы до­пуска к соревнованиям разного ранга, контроля и регулирования со­ревновательных нагрузок.

В системе официально проводимых соревнований предусматри­ваются следующие меры, способствующие решению этих проблем: соответствующие требования по врачебному допуску к участию в со­стязаниях; официально принятая дифференциация их по программе, масштабу и продолжительности, что зависит от возраста, пола и уров-


ня спортивной квалификации участников; регламентирующие реко­мендации по нормированию соревновательных нагрузок для отдель­ных спортсменов.

Распространение регламентирующих положений на неофициаль­ную практику самодеятельных физкультурно-спортивных состяза­ний — сложная процедура. Это требует развития спортивной культу­ры, расширения сети физкультурно-спортивных клубов по интересам, качественной подготовки специалистов физической культуры и спор­та, а также общественного спортивного актива.

В физкультурно-спортивной деятельности используются гимна­стика, физкультминутки и физкультпаузы. Их отличительные осо­бенности обусловлены тем, что они органически, непосредственно встроены в структуру трудового и творческого процесса, подчинены закономерностям его оптимизации. В них применяются различные физические упражнения и нагрузка, которые способствуют повыше­нию производительности труда, согласуются с его объективной логи­кой и оптимизируют его воздействие на личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.