КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самостоятельные тренировочные занятия
Индивидуальные и групповые Индивидуальные или групповые самостоятельные тренировочные занятия — одна из форм личной организации физического воспитания
126 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА________________; для людей зрелого возраста. Это личные занятия по общей физической Подготовке или избирательно-кондиционной тренировке. По содер-; жанию они однопредметные — это быстрая ходьба, продолжительный бег, бег трусцой, аэробные и ритмические упражнения, атлетические разновидности гимнастики; комплексные, сочетающие гимнастические упражнения, бег и ходьбу, другие упражнения циклического характера. Выбор занятий определяется индивидуальными интересами и способностями. Существенное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жизни, мода на физкультурные увлечения (аэробика, йога, шейпинг, оздоровительные виды гимнастики, занятия на тренажерах). Специалисты должны умело влиять на индивидуальные интересы занимающихся, их запросы. Надо создавать надежные гарантии против случайностей в самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, не игнорируя личных склонностей и интересов. Предпочтения могут быть разнообразными, если они согласуются с пониманием того, что ни один вид упражнений не может гарантировать полноценного физического развития и укрепления здоровья. Занятия осуществляют в соединении с другими элементами физической культуры, чтобы достичь эффект в физическом совершенствовании личности. На самодеятельные тренировочные занятия распространяются общие и специфические положения методики физического воспитания и образования. Их можно реализовать самостоятельно, так как занимающиеся овладевают соответствующими специальными знаниями, умениями и навыками. Качество построения и эффективность занятий зависят от уровня физической подготовленности занимающихся. Объем затрат времени на самодеятельные тренировочные занятия для возрастных категорий и местных условий различный. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции, их надо планировать три-четыре раза еженедельно, продолжительностью 45 мин. Это тот минимум, который необходимый для обеспечения хорошего уровня физической тренированности и укрепления здоровья. Надо применять такие нагрузки, которые создавали бы потребность организма в дальнейшем их продолжении. В качестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятий являются элементы состязания. Это осуществляется в процессе регулярной физкультурно-спортивной деятельности, формирования личностной установки на спортивные достижения, Глава 7. Формы физического воспитания и образования студентов приобретения физической и психической подготовленности к испытаниям, с которыми сопряжено спортивное соперничество. Специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности личности до предельной мобилизации функциональных резервов организма, стимулировать их развитие. Это способствует созданию различных вариантов соревновательных форм. Они широко представлены в спортивной деятельности, где у высококвалифицированных спортсменов участие в соревнованиях, организуемых в официальном порядке, занимает до 30% общего объема времени, затрачиваемого на спортивные занятия в течение года. В образовательном учреждении обязательно проводятся соревнования по видам спорта (или спартакиада), а лучшие спортсмены объединены в сборные команды и выступают на соревнованиях вне его. Как правило, это самодеятельное массовое физкультурное движение, основой которого является Единая всероссийская спортивная классификация. Построение и методика учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях и командах имеют свои особенности. Надо различать спортивные соревнования и подобные им формы организации физкультурно-спортивных занятий. Они отличаются ориентацией соревнующихся на победу или высшее достижение; их четкой регламентацией, способами и условиями состязания, официально унифицированными правилами (причем унификация правил во многих видах спорта имеет международный уровень); регулированием ведения состязания и определением его исхода официальными арбитрами; специфической эмоциональной напряженностью и насыщенностью атмосферы; сопереживанием зрительской аудитории. Объединительным фактором являются разнообразные варианты соревновательных форм, заключающиеся в использовании сопоставительных способов выявления индивидуальных возможностей, мобилизующих на демонстрацию уровня личностных качеств, способностей, умений, навыков в специально создаваемых для этого условиях. Эти формы занятий имеют и общие структурные черты, характеризующие последовательность поведенческих актов соревнующихся (организация, разминка, акт выполнения соревновательного упражнения, медицинское обеспечение, судейство, подведение итогов, меры, нормализующие послесоревновательное состояние, награждение призеров и победителей). Спортивные соревнования модифицируются и приобретают конкретную направленность в зависимости от определяющего профиля 128 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 7. Формы физического воспитания и образования студентов • 129
системы занятий, в рамках которой они проходят. В образовательна учреждениях применение соревновательных форм подчинено гике педагогического процесса, интересам улучшения его качест решению образовательно-воспитательных задач. Учебные занятия^ соревнования как бы сливаются. Соревнование — это или контроле ное занятие, или зачет, организуемый в соревновательной обстанов* для выполнения учебных нормативов, Единой всероссийской спор тивной классификации; имеет внутренний характер, состав участии! ков ограничивается студентами учебных групп или курса. Соревнования в самодеятельной физкулыурно-спортивной тике не имеют спортивной ориентации. Это не столько способ дост жения спортивной победы или спортивно-технического результата так как у большинства участников такие индивидуальные установ ки выражены слабо или вовсе отсутствуют, сколько форма эмоцис нально насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения!; При неформальном подходе к организации соревнований спортивно* соревновательное начало в них нивелируется. В спортивной деятельности, направленной к высшим достижени-*! ям, специфические для нее соревнования и учебно-тренировочные! занятия составляют формообразующую основу системы подготовки! спортсмена и одновременно являются целевыми пунктами, на которые I ориентируется^портивнгй подготовка. Они развернуты и глубоко спе-циализированы (подготовительные, классификационные, контроль-; ные, отборочные, основные соревнования) в зависимости от назначения и места в общей организации спортивной деятельности. По мере | роста масштаба состязаний, уровня конкуренции в них и степени ответственности они предъявляют серьезные требования к физическим и психическим, техническим и тактическим качествам спортсмена. В спортивных соревнованиях высокого ранга высока вероятность Ц возникновения экстремальных, стрессовых ситуаций, чреватых перенапряжениями, другими негативными эффектами. Это выдвигает 1 проблему адекватности соревновательных нагрузок возможностям и уровню подготовленности соревнующихся, значит, и проблемы допуска к соревнованиям разного ранга, контроля и регулирования соревновательных нагрузок. В системе официально проводимых соревнований предусматриваются следующие меры, способствующие решению этих проблем: соответствующие требования по врачебному допуску к участию в состязаниях; официально принятая дифференциация их по программе, масштабу и продолжительности, что зависит от возраста, пола и уров- ня спортивной квалификации участников; регламентирующие рекомендации по нормированию соревновательных нагрузок для отдельных спортсменов. Распространение регламентирующих положений на неофициальную практику самодеятельных физкультурно-спортивных состязаний — сложная процедура. Это требует развития спортивной культуры, расширения сети физкультурно-спортивных клубов по интересам, качественной подготовки специалистов физической культуры и спорта, а также общественного спортивного актива. В физкультурно-спортивной деятельности используются гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы. Их отличительные особенности обусловлены тем, что они органически, непосредственно встроены в структуру трудового и творческого процесса, подчинены закономерностям его оптимизации. В них применяются различные физические упражнения и нагрузка, которые способствуют повышению производительности труда, согласуются с его объективной логикой и оптимизируют его воздействие на личность.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |