Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И программ учебно-тренировочного процесса




Средства и методы формирования планов

Сбор информации о состоянии объекта управления и сравнение его действительного состояния с должным называется контролем, Обрат­ные связи в системе управления обеспечивают контроль и коррекцию

управляемого объекта.

Тренер, осуществляющий педагогический контроль, должен знать о самочувствии, активности, настроении спортсмена, о его отноше­нии к тренировочным заданиям (они должны быть выполнены, ошиб­ки в технике исправлены).

Тренеру необходимо постоянно уточнять сведения о срочном тре­нировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов у спортсмена под влиянием однократной физической нагрузки — в нор­ме), о кумулятивном тренировочном эффекте (произошли ли измене­ния в его подготовленности), а также об отставленном тренировочном эффекте и о соревновательных нагрузках.

Комплексный контроль подготовленности спортсменов включает в себя информативные показатели о состоянии здоровья, телосложе­нии, степени развития физических (двигательных) и волевых качеств, технико-тактическом мастерстве. Здоровье спортсмена определяется по результатам медицинских обследований и подверженности про­студным заболеваниям; самочувствию; телосложению (длина и масса тела двух-трех двигательные качества); времени реакции; достижению максимальных значений силы и скорости; предельному времени ра­боты заданной интенсивности. Техническое мастерство спортсмена определяется по объему, разносторонности, рациональности, эффек­тивности, стабильности и устойчивости техники. Тактическое мастер­ство спортсмена — это рациональность тактических действий, а во­левые качества — это оценка умения соревноваться в экстремальных условиях. Результаты комплексного контроля оцениваются по итого­вой оценке.

Большинство упражнений предполагает сопряженное воздействие.

Подобрать упражнения, направленные на совершенствование только тактики и при этом не влияющие на технику или физические качества, практически невозможно. Выбор того или иного классификационного признака должен быть обоснован по его сущности для рассматривае­мого явления. К числу таких признаков относятся: специализирован-ность, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с сорев­новательным упражнением; направленность, которая проявляется


 

218 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА___________

в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или ино­го физического качества; координационная сложность, влияние кото­рой сказывается на величине тренировочных эффектов; величина на­грузки как количественная мера воздействия упражнения на организм спортсмена.

Специализированностъ предполагает распределение тренировочных упражнений на группы в зависимости от степени их сходства с сорев­новательными. По этому признаку тренировочные средства разделя­ются на специфические и неспецифические группы, что важно для практики. Упражнения первой группы обладают наибольшим трени­ровочным воздействием и используются как средства специальной подготовки. Их применение обеспечивает прямой и положительный перенос навыков и качеств и, как следствие, быстрый рост спортивно-технических результатов. Специфический тренирующий эффект упражнений второй группы незначителен, поэтому они используются как средства общей подготовки.

Направленность заключается в выборе средств и методов контро­ля над эффективностью специализированных (специфических) тре­нировочных упражнений. Контроль основывается на сопоставлении их кинематических, динамических и энергетических характеристик с основными соревновательными действиями. Биомеханические, биодинамические и электромиографические исследования позволяют подобрать специфические упражнения, которые в наибольшей степе­ни будут способствовать развитию и совершенствованию требуемых качеств и навыков.

Координационная сложность имеет существенное значение для вы­бора средств и методов контроля над эффективностью тренировоч­ного процесса, особенно в таких видах спорта, как спортивные игры, единоборства, гимнастика, акробатика, фигурное катание на коньках. При этом учитываются объем и разнообразие тренировочных элемен­тов, приемы и действия, в наибольшей степени способствующие по­вышению эффективности соревновательных упражнений.

Величина нагрузки — важная составляющая характеристики физи­ческого влияния на организм. Под величиной нагрузки подразумева­ют количественную меру тренировочных воздействий. В зависимости от способа контроля условно различают показатели, определяющие внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки.

Для контроля и коррекции величины нагрузки используются по­казатели ее объема и интенсивности. Обобщенными показателями объема нагрузки являются: время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность (количество часов, дней и недель).


 

Глава 12. Управление в системе подготовки спортсменов высших разрядов

и количество тренированных занятий (циклов, этапов и периодов). Интенсивность достаточно велика, так как предельные объемы на­грузки в спорте пока не достигнуты. Если проанализировать спортив­ную тренировку за многолетний период, можно проследить взаимо­связь между объемом нагрузки и ростом спортивных результатов.

В различных видах спорта показатели объема, используемые для контроля и планирования нагрузки, имеют свою специфику. Ин­тенсивность нагрузки определяется количеством работы, выполнен­ной в единицу времени. Контроль интенсивности нагрузки достаточно специфичен в различных видах спорта, поэтому он должен рассматри­ваться в процессе групповых занятий по теории и практике каждого

вида спорта.

Для составления и коррекции планов и рабочих программ целе­сообразно сопоставлять зарегистрированные в процессе контроля параметры состояний и тренировочных эффектов с количественны­ми и качественными характеристиками нагрузки. Сопоставимость результатов достигается при использовании постоянных программ и условий обследований. Комплексные обследования должны помочь тренеру установить, насколько четко спортсмен реализует свои потен­циальные возможности.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тре­нировочного упражнения, серии упражнений и целостного занятия.

Текущий контроль предполагает регистрацию нагрузок в микро­циклах, длительность которых в разных видах спорта колеблется от

5—14 дней.

Этапный контроль предполагает регистрацию нагрузки на этапах, дли­тельность которых колеблется от двух-пяти микроциклов (25—30 дней) до одного года. Количество этапов в тренировочном году зависит от вида спорта, квалификации спортсменов, задач, решаемых в процессе

тренировки.

Система комплексного контроля, применяемая при подготовке спортсменов высокого класса, включает в себя контроль соревнова­тельной деятельности, измерение уровня подготовленности спортсме­нов, регистрацию нагрузок.

Сопоставляя динамику результатов выполнения соревновательных упражнений и тестов с показателями нагрузки, можно оптимизировать управление тренировочным процессом, т.е. выбрать эффективные для данного момента нагрузки, создать тренировочные планы и рабочие программы, применение которых будет способствовать повышению спортивного мастерства.


220 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА___________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.