Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-методические основы отбора в спорте




СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

И ХАРАКТЕРИСТИКА

МЕТОДИКИ ОТБОРА В СПОРТЕ


Спортивный отбор как система организационно-методических меро­приятий включает в себя педагогические, психологические, социоло­гические и медико-биологические методы исследования, которые по­зволяют выявить особенности детей, подростков для специализации в определенном виде спорта или в группе видов спорта. На практике сложились следующие виды спортивного отбора:

1) спортивная ориентация — система организацией но-мето­
дических мероприятий, позволяющих определить специализа­
цию юношей и девушек в определенном виде спорта;

2) спортивная селекция — система мероприятий, предусматриваю­
щих отбор лучших на этапах спортивного совершенствования;

3) комплектование сборных команд — отбор кандидатов и участие
в ответственных соревнованиях.

Тренер определяет идеал (модель чемпиона), прогнозирует темпы роста спортивных достижений, решает организационные и методи­ческие вопросы. Разрабатываются классификационные нормативы, проводятся контрольные испытания, наблюдения, собеседования.

Показатели отбора, обеспечивающие перспективность спортсме­на, вносят в банк соревновательной надежности. Выделяют следую­щие показатели:

• педагогические — возраст, наследственность, физическая подго­товленность, выработка и перестройка навыков, наличие двига­тельного опыта, прирост спортивного мастерства;


226 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

• психологические — положительные характерологические каче- Я
ства, мотивация, лидерство и притязательность, эмоциональная I
устойчивость, волевые качества, фрустрация (спортивная агрес-Я
сивность), активационные и операционные свойства личности:!
(память, внимание, мышление, скорость переработки информа-1
ции), сенсомоторика, темперамент, индивидуальный стиль дея­
тельности;

• медико-биологические -- здоровье, анатомо-морфологические 1
характеристики, состояние анализаторов, тип нервной системы,
состояние энергетической сферы функционирования дыхания,
кровообращения, эндокринной системы.

Основными направлениями отбора являются:

1) экспертиза - применяется при комплектовании команды
для оценки перспективности;

2) аппаратный метод — используется для точного и количествен­
ного анализа;

3) метод тестов — направлен на выявление качеств спортсменов, '
их надежности и устойчивости в экстремальных условиях, а так­
же возможности сравнения с результатами проведения в нор­
мальных условиях.

Отбор включает в себя следующие этапы:

1) предварительное (первичное) ознакомление с детьми и под­
ростками (определяется их пригодность к спортивному совер­
шенствованию, выявляются способности, дается оценка двига­
тельной активности);

2) углубленная проверка соответствия кандидатов требовани-1
ям, предъявляемым к специализации в избранном виде спорта.]
(определяется наличие специальных качеств, пригодность к со-1
вершенствованию в избранном виде спорта);

3) спортивная ориентация (формируются способности, проявляю-;
щиеся в конкретной спортивной деятельности);

4) делегирование в сборные команды (оценивается степень ма­
стерства спортсменов).

При отборе перспективных спортсменов, достигших спортив­ных успехов, учитываются показатели модельных характеристик: спортивно-технический результат и динамика его достижения в тече­ние последних лет подготовки; возраст, антропометрические данные и здоровье (с учетом двигательной специфики вида спорта); степень закрепления технических ошибок при выполнении важнейших фаз | и элементов спортивного упражнения; уровень развития специаль-


Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки • 227

ных физических качеств, малоизменяемых в процессе многолетней тренировки; потенциальные возможности функциональной системы организма для выполнения специфической двигательной деятельно­сти; психическая устойчивость к перенесению специфических трени­ровочных нагрузок; наличие целеустремленности в избранном виде спорта.

Исключение при отборе любого из указанных показателей наруша­ет принцип системности. Учет их при отборе ведут тренеры, специали­сты спортивные психологии, физиологии, биомеханики и биохимии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.