КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация педагогического контроля над тренировочным процессом спортсмена
Контроль — это операция, при помощи которой определяется соотношение между содержанием тренировки и ее следствием. Он тесно связан с планированием. Только на основе данных контроля над динамикой функционального состояния спортсмена, его спортивных результатов, общей и специальной подготовленности можно составлять планы подготовки, корректировать их выполнение, осуществлять управление процессом тренировки. Основным источником информации об эффективности тренировочного процесса является педагогический контроль, в котором учитываются сведения, например данные врачебных наблюдений. Главной задачей педагогического контроля является получение информации об основных результатах тренировочного процесса: состояние спортсмена; тренировочные и соревновательные нагрузки, поведение спортсмена при их выполнении; уровень технической подготовленности; спортивные результаты. Основное в педагогическом контроле — оценка состояния, характерного для спортсмена в определенный момент тренировочного процесса. В теории спорта выделяются три ведущие формы педагогического контроля над состоянием спортсмена: I 222 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА________ I) поэтапный контроль — оценка перманентного состояния спорт- > смена в течение относительно длительного времени (недель, ме*| сяцев); эта форма контроля дает информацию о степени подготовленности на том или ином этапе круглогодичного процесса, на ее основе ставятся поэтапные задачи тренировки, планируются результаты выступлений; 2) текущий контроль -- определение колебания в физическом 3) оперативный контроль — экспресс-оценка того состояния, При поэтапном контроле источником информации о состоянии спортсмена могут служить: материалы комплексного обследования спортсмена по широкой программе с использованием специальной аппаратуры; результаты контрольных испытаний, соревнований, прикидок; итоговые данные педагогических наблюдений за спортсменом и анализ его дневника; данные диспансерного обследования. При текущем и оперативном контроле источником необходимой информации являются: данные педагогических наблюдений за поведением спортсмена на тренировках и соревнованиях; результаты выполнения тренировочных и соревновательных упражнений; стан- I дартные испытания — эталоны (тесты) для определения специальной работоспособности спортсмена; данные самоконтроля спортсмена и его самочувствия; аппаратные методы срочной информации о состоянии спортсмена. Методы срочной информации, которые используются в ходе учебно-тренировочного занятия, являются специфичными для вида спорта, тогда как многие другие способы оперативного и текущего контроля могут быть общими для некоторых видов спорта. Распространенными методами получения объективной информации о состоянии спортсмена являются обследования, проводимые ] с использованием программного обеспечения, и тестирование с помощью специального прибора. В этот период изучаются функциональ-, ное состояние организма спортсмена, его психические функции, специальная работоспособность. Для оценки функционального состояния применяются пульсоме-трия, электрокардиография, исследование функции дыхания, миото-нометрия, рефлексометрия. Специальная работоспособность исследуется в процессе выполнения упражнений, связанных со спортивной Глава 12. Управление в системе подготовки спортсменов высших разрядов • 223 специализацией, с одновременной регистрацией данных физиологической стоимости работы. С помощью рассмотренных методов педагогического контроля оценивается переносимость спортсменами тренировочных и соревновательных нагрузок и их влияние на организм. Для оценки поведенческих реакций спортсменов используются психолого-педагогические методы: фиксированное наблюдение, опрос, беседа. Информация о технике выполнения движений получается с помощью кино-, видео- и фотосъемки, телевизионной записи, биомеханического анализа^ а также показателей педагогического наблюдения на тренировках и соревнованиях. Основные данные контроля учитываются в планах, журнале учета и личных дневниках спортсменов. В планах учебно-тренировочной работы отмечается фактическое выполнение заданий в определенных количественных мерах. В журнале учета учебно-тренировочной работы фиксируются необходимые справочные данные о спортсмене, его достижения, индивидуальные задания, результаты контрольных и тестовых испытаний, медицинских и специальных обследований, посещаемость, направленность и содержание занятий. В дневник спортсмена (в компьютерную базу) вносятся его анкетные данные, спортивная биография (резюме), контрольные задания и нормативы, результаты прикидок и контрольных тестов, номер, дата, продолжительность тренировки, количество и характер проделанной работы. Ежедневно отмечается самочувствие до и после тренировки (пульс, аппетит, настроение). Оценивается воздействие восстановительных средств, качество сна. Данные, касающиеся содержания тренировок и реакции организма на них, суммируются за микроцикл (неделю), месяц, этап или период. В протоколах, отчетах, специальных учетных формах накапливается информация о результатах соревнований, поэтапных углубленных обследований, контрольных испытаний. Совершенствование планирования и контроля тренировочного процесса связано с разработкой и внедрением информационно-управленческих систем. Тренер не в состоянии получить и осмыслить огромный объем информации, необходимый для оптимального планирования современного процесса тренировки. Помощь в этом оказывает компьютерная техника. 224 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Контрольные задания 1. Объясните, что движет спортсменом и тренером при достиже 2. Назовите отличительные особенности организма, способствую 3. Дайте характеристику задачам переходного периода трениро 4. Охарактеризуйте условия оптимального проведения трениро 5. Определите, в чем заключается сущность методов педагогиче
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |