Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация педагогического контроля над тренировочным процессом спортсмена




Контроль — это операция, при помощи которой определяется соот­ношение между содержанием тренировки и ее следствием. Он тесно связан с планированием. Только на основе данных контроля над ди­намикой функционального состояния спортсмена, его спортивных результатов, общей и специальной подготовленности можно состав­лять планы подготовки, корректировать их выполнение, осуществлять управление процессом тренировки.

Основным источником информации об эффективности трениро­вочного процесса является педагогический контроль, в котором учи­тываются сведения, например данные врачебных наблюдений. Главной задачей педагогического контроля является получение информации об основных результатах тренировочного процесса: состояние спортсме­на; тренировочные и соревновательные нагрузки, поведение спор­тсмена при их выполнении; уровень технической подготовленности;

спортивные результаты.

Основное в педагогическом контроле — оценка состояния, харак­терного для спортсмена в определенный момент тренировочного про­цесса. В теории спорта выделяются три ведущие формы педагогиче­ского контроля над состоянием спортсмена:


I


222 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА________

I) поэтапный контроль — оценка перманентного состояния спорт- > смена в течение относительно длительного времени (недель, ме*| сяцев); эта форма контроля дает информацию о степени подго­товленности на том или ином этапе круглогодичного процесса, на ее основе ставятся поэтапные задачи тренировки, планиру­ются результаты выступлений;

2) текущий контроль -- определение колебания в физическом
и психологическом состоянии спортсмена в микроциклах
тренировки;

3) оперативный контроль — экспресс-оценка того состояния,
в котором в данный момент находится спортсмен.

При поэтапном контроле источником информации о состоянии спортсмена могут служить: материалы комплексного обследования спортсмена по широкой программе с использованием специальной аппаратуры; результаты контрольных испытаний, соревнований, при­кидок; итоговые данные педагогических наблюдений за спортсменом и анализ его дневника; данные диспансерного обследования.

При текущем и оперативном контроле источником необходимой информации являются: данные педагогических наблюдений за по­ведением спортсмена на тренировках и соревнованиях; результаты выполнения тренировочных и соревновательных упражнений; стан- I дартные испытания — эталоны (тесты) для определения специальной работоспособности спортсмена; данные самоконтроля спортсмена и его самочувствия; аппаратные методы срочной информации о со­стоянии спортсмена.

Методы срочной информации, которые используются в ходе учебно-тренировочного занятия, являются специфичными для вида спорта, тогда как многие другие способы оперативного и текущего контроля могут быть общими для некоторых видов спорта.

Распространенными методами получения объективной инфор­мации о состоянии спортсмена являются обследования, проводимые ] с использованием программного обеспечения, и тестирование с помо­щью специального прибора. В этот период изучаются функциональ-, ное состояние организма спортсмена, его психические функции, спе­циальная работоспособность.

Для оценки функционального состояния применяются пульсоме-трия, электрокардиография, исследование функции дыхания, миото-нометрия, рефлексометрия. Специальная работоспособность исследу­ется в процессе выполнения упражнений, связанных со спортивной


Глава 12. Управление в системе подготовки спортсменов высших разрядов • 223

специализацией, с одновременной регистрацией данных физиологи­ческой стоимости работы.

С помощью рассмотренных методов педагогического контроля оценивается переносимость спортсменами тренировочных и соревно­вательных нагрузок и их влияние на организм. Для оценки поведен­ческих реакций спортсменов используются психолого-педагогические методы: фиксированное наблюдение, опрос, беседа.

Информация о технике выполнения движений получается с по­мощью кино-, видео- и фотосъемки, телевизионной записи, биомеха­нического анализа^ а также показателей педагогического наблюдения на тренировках и соревнованиях.

Основные данные контроля учитываются в планах, журнале учета и личных дневниках спортсменов. В планах учебно-тренировочной работы отмечается фактическое выполнение заданий в определенных количественных мерах.

В журнале учета учебно-тренировочной работы фиксируются не­обходимые справочные данные о спортсмене, его достижения, инди­видуальные задания, результаты контрольных и тестовых испытаний, медицинских и специальных обследований, посещаемость, направ­ленность и содержание занятий.

В дневник спортсмена (в компьютерную базу) вносятся его анкет­ные данные, спортивная биография (резюме), контрольные задания и нормативы, результаты прикидок и контрольных тестов, номер, дата, продолжительность тренировки, количество и характер проде­ланной работы. Ежедневно отмечается самочувствие до и после трени­ровки (пульс, аппетит, настроение). Оценивается воздействие восста­новительных средств, качество сна. Данные, касающиеся содержания тренировок и реакции организма на них, суммируются за микроцикл (неделю), месяц, этап или период.

В протоколах, отчетах, специальных учетных формах накапливает­ся информация о результатах соревнований, поэтапных углубленных обследований, контрольных испытаний.

Совершенствование планирования и контроля тренировочно­го процесса связано с разработкой и внедрением информационно-управленческих систем. Тренер не в состоянии получить и осмыслить огромный объем информации, необходимый для оптимального пла­нирования современного процесса тренировки. Помощь в этом ока­зывает компьютерная техника.


224 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Контрольные задания

1. Объясните, что движет спортсменом и тренером при достиже­
нии общих целей.

2. Назовите отличительные особенности организма, способствую­
щие его быстрому привыканию к физическим нагрузкам.

3. Дайте характеристику задачам переходного периода трениро­
вочного процесса.

4. Охарактеризуйте условия оптимального проведения трениро­
вочного процесса.

5. Определите, в чем заключается сущность методов педагогиче­
ского контроля.


 

ГЛАВА



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.