Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и принципы спортивной тренировки




В спортивной тренировке применяются методы, позволяющие чередо­вать работу и отдых, регулировать двигательную деятельность. С уче­том особенностей видов спорта выделяют непрерывный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой и контроль­ный методы, круговую тренировку.

Непрерывный (равномерный) метод — это непрерывное и продолжи­тельное выполнение работы умеренной интенсивности для развития общей выносливости. Применяется в плавании, беге, ходьбе на лы­жах, гонках на велосипедах в подготовительном периоде тренировки (врабатывание), перед соревнованиями (уточнения соревновательной дистанции), в активномо отдыхе. Тренировка проводится на доста­точно высоком функциональном уровне (ЧСС — 140—160 уд./мин), продолжительность работы значительно увеличивается (от 15—20 мин до одного часа и более), интенсивность повышается умеренно.

Переменный метод — это выполнение непрерывной работы в разном ритме и с изменяющейся интенсивностью, скоростью, темпом и мощ­ностью. Такая работа предъявляет повышенные требования к функ­циональным возможностям организма спортсмена. Применяется в; циклических видах спорта — беге, плавании на длинные дистанции, гребле — для развития общей и специальной выносливости.

Этот метод позволяет варьировать динамику нагрузки и корректи­ровать ее, повышать интенсивность упражнений. Продолжительность работы значительная —от 30 до 120 мин и более (марафон, ходьба и бег на длинные дистанции, шоссейные гонки). При использовании этого метода совершенствуются аэробные и анаэробные процессы, способ­ность противостоять утомлению.

Разновидностью переменного метода является фартлек (от швед. — «игра скоростей») — интенсивный бег на средние и длинные дистан­ции по пересеченной местности со сменой скоростей (рывками) на отдельных участках. Фартлек используется в подготовке опытных бе-


 

 

Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки

гунов, способных самостоятельно и правильно оценивать интенсив­ность тренировки.

Повторный метод — многократное выполнение упражнений со стро­го дозированными нагрузками и отдыхом, обеспечивающим полное восстановление организма после занятий. Применяется в цикличе­ских и ациклических видах спорта для совершенствования скоростно-силовых качеств, специальной выносливости в виде бега с максималь­ной скоростью и повторением отрезков.

При применении этого метода многократно, с определенными ин­тервалами отдыха, выполняются легкоатлетические, тяжелоатлетиче­ские, гимнастические и другие ациклические движения. Например, гимнасты в одном занятии проделывают до 400 элементов, 15—20 ком­бинаций (хотя на соревнованиях им нужно сделать пять). Продол­жительность упражнений — от нескольких секунд (гимнастическая комбинация, поднимание штанги) до 1 мин и более (бег, ходьба). По­вторный метод оказывает тренирующее воздействие на спортсменов.

Интервальный метод — это повторение работы достаточно высокой мощности при определенных, регламентированных интервалах отды­ха, не обеспечивающих полного восстановления работоспособности перед выполнением очередной серии упражнений, которые проде­лываются на фоне утомления. Подобная тренировка способствует по­вышению подготовленности спортсмена за счет использования всех функциональных резервов организма.

Интенсивность упражнений равна 75—95% от соревновательных, отдых для спортсмена регламентируется временем восстановления ЧСС до оптимального. ЧСС может быть очень высокой (до 200 уд./ мин и более уд./мин), к концу паузы отдыха — 120—140 уд./мин. Ин­тервальный метод применяется во многих видах спорта, для развития выносливости, силы, скоростной выносливости, быстроты.

Многократное повторение кратковременных упражнений спо­собствует улучшению аэробных процессов (лроплывание несколько раз 50-метровых отрезков, «стометровки», выполнение комбинаций в фигур­ном катании и гимнастике). Анаэробные процессы совершенствуются при повышении интенсивности нагрузки, когда увеличивается кислород­ный долг.

Интервалы отдыха в зависимости от их продолжительности раз­деляют на максимальные, минимальные и оптимальные. Максималь­ный или достаточный отдых способствует снятию утомления, позво­ляет увеличить нагрузку, при этом уменьшается общее тренировочное воздействие. Минимальный (жесткий) отдых дает возможность при-



236 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____

менять очередную нагрузку на фоне значительного утомления, недо-восстановления, без учета функционального состояния организма.

Такая тренировка проводится с хорошо подготовленными спорт­сменами. Оптимальные интервалы отдыха индивидуализированы, они позволяют тщательно регулировать нагрузку. Интервальная трениров­ка в оптимальном режиме предполагает контроль и самоконтроль над функциональным состоянием. Этот метод — один из важных способов повышения тренированности, совершенствования таких качеств, как скорость и выносливость, способствует индивидуальному дозирова­нию нагрузки.

Соревновательный метод предполагает выполнение упражнений и действий в условиях, копирующих соревнования, содержащих элементы максимальных напряжений, что позволяет адаптировать­ся организму к тем нагрузкам, которые имеют место во время высту­плений, или превышают их. Условия соревнований на тренировке, их моделирование (борьба с условным соперником, прикидки, кон­трольные тренировки, спарринги, гандикапы) вызывают глубокие функциональные сдвиги, воздействуют на психику спортсмена, при­спосабливают организм к будущим стартам. Этот метод применяется в : тренировочном процессе для воспитания психической устойчивости, формирования психической готовности к соревнованиям, сравнения своей подготовленности и соперников.

Игровой метод применяется при проведении тренировок со специ­ально создаваемыми игровыми условиями, выполнении упражнений, приемов и действий. В гимнастике, например, это игра на лучшее вы­полнение соединения или части комбинации, на большее количество силовых (различные подъемы) или маховых движений (кругов двумя ' ногами на коне), в спортивных играх — действия по упрощенным пра- '. вилам, в беге — проведение эстафет, в тяжелой атлетике — жонгли­рование гирями. Это развивает самостоятельность, повышает эмоции, совершенствует физические и психические качества.

Круговая тренировка — особая форма организации спортивных за­нятий, в основе которой лежит многократное последовательное выпол­нение упражнений на отдельных «точках» для развития силы, силовой выносливости, гибкости. С помощью тренажеров и приспособлений можно избирательно воздействовать на недостаточно развитые «точ­ки» основных действий в избранном виде спорта.

Средства и методы тренировки, высокие нагрузки повышают ра­ботоспособность, но вызывают утомление у спортсменов. Поэтому применяются такие средства восстановления, как отдых, аутогенная


 

 

Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки

и психорегулирующаятренировки, массажи самомассаж, водные про­цедуры, физиотерапия, паровая баня. Средства релаксации и психоги­гиены оказывают положительное влияние на ЦНС, кровообращение, улучшение эластичности мышечной системы, способствуют восста­новлению сил и снятию утомления.

В принципах спортивной тренировки выражены общедидактические основы педагогики и требования, предъявляемые к тренеру, обуслов­ленные особенностями его работы. В тренировочном процессе осу­ществляются общие принципы обучения и воспитания: связи воспи­тания с жизнью, сознательности и активности, самостоятельности, доступности, систематичности, наглядности, последовательности, индивидуализации.

Принципы требуют от тренеров постоянной заботы о формиро­вании спортсмена как личности, воспитании у него мировоззрения, убежденности. Тренер — это педагог и воспитатель, он осуществляет в процессе тренировочных занятий воспитание спортсменов.

Принцип связи воспитания с жизнью, с задачами, стоящими перед спортсменом, требует формирования у него активной жизненной по­зиции, стремления повлиять на решение задач, стоящих перед коллек­тивом. Спортсмены должны знать перспективы выступления на пред­стоящих соревнованиях, бороться за честь страны на международных соревнованиях.

Особенности спортивной тренировки требуют применения специ­фических принципов, к которым относятся: углубленная специализа­ция и направленность к высшим достижениям; единство обшей и спе­циальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; постепенное повышение нагрузок и доведение их до макси­мальных величин; цикличность тренировочного процесса.

Углубленная специализация и направленность к высшим достиже­ниям заключаются в том, что спортсмен с тренером определяют спор­тивную специальность на перспективу, профессиональную (примени­тельно к спорту) деятельность. В легкой атлетике можно быть только прыгуном или бегуном на короткие дистанции, в стрельбе - стрелком из винтовки, в гимнастике, где обучаемые осваивают многоборье, из­бирать любимый вид (перекладина, вольные упражнения) и стараться именно в нем достичь больших успехов.

Поиск индивидуально одаренных спортсменов, раскрытие их воз­можностей — важная часть работы тренеров. Наряду со специализа­цией спорт направляет деятельность личности на достижение высоких результатов, доступных для данной личности. Высокий результат ^


238 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА___________

это плод огромной работы, многих лет тренировок, рационального сочетания физической, технической, психологической и тактической подготовки.

Максимальное достижение (рекорд или занятое место) имеет боль­шое воспитательное значение, играет существенную общественно-педагогическую роль, так как характеризует целеустремленность, эффективность тренировочного процесса. Для достижения планируе­мого результата необходима правильная организация тренировки, ис­пользование рациональных средств и методов, углубленная специали-. зированная подготовка.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена — важ­ный принцип, предполагающий такое построение тренировки, когда спортсмен готовится всесторонне, обучается, воспитывается, повы­шает свои функциональные возможности, т.е. развивается духовно и физически. Только на основе обшей подготовки может быть осущест­влена должным образом специальная подготовка. Двигательные уме­ния и навыки, а также физические качества более совершенно раз­виваются на базе всесторонней подготовки; спортсмены, имеющие хорошую двигательную подготовку, более быстро осваивают новые формы движений, элементы, приемы и действия.

В учебно-тренировочном процессе постоянно осуществляются и общая, и специальная (на базе общей) подготовка. В начале трени­ровочного процесса больше времени уделяется общей подготовке, за­тем — специальной. Например, в подготовительном периоде трени­ровки спортсмены используют различные упражнения общего плана (ходьбу, бег, поднимание тяжестей), направленные на фундаменталь­ную подготовку. По мере улучшения своих физических и функцио­нальных возможностей они применяют больше упражнений для спе­циальной подготовки, которые необходимы для конкретного вида спорта и развития присущих ему качеств.

Непрерывность тренировочного процесса — обязательное условие для достижения высоких результатов и ббеспечения стабильных пока­зателей. Если ранее тренировки проводились в зависимости от кален­даря, то в настоящее время тренировочный процесс — многолетний и круглогодичный, что обеспечивает функциональное приспособле­ние и педагогический эффект. Приспособление организма к высо­ким нагрузкам происходит более целенаправленно, и воздействие его в процессе каждого занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляется и углубляется в тренировке.


Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки • 239

Непрерывность тренировки способствует повышению работо­способности спортсменов. Она оказывает существенное влияние на формирование двигательных навыков, так как практикой установле­но, что постоянные тренировки стабилизируют технику выполнения упражнений, улучшают способности к обучению новым элементам и приемам.

В течение недели выдающиеся спортсмены тренируются по два-три раза в день, от 12 до 15 раз в неделю, при этом занятия могут быть различными, их количество и нагрузка зависят от сроков соревнова­ний, периода тренировки и уровня подготовленности. Каждое занятие строится с определенной дозировкой и нужными для восстановления перерывами. Это способствует созданию наиболее благоприятных условий для наивысшей работоспособности у спортсмена.

Постепенное повышение нагрузок и доведение их до максималь­ных величин — принцип, в основу которого положено свойство ор­ганизма пополнять затраты энергии и превышать резервные воз­можности человека в период восстановления, что принято называть «сверхвосстановлением».

Постепенное повышение функциональных нагрузок повышает функциональные, психические возможности организма. В процессе непрерывных тренировочных занятий на спортсмена воздействуют нагрузка, требования к физической, технической, психической, так­тической подготовке, что мобилизует занимающегося на выполнение большого объема работы и соревновательных действий.

Динамика нагрузок ведет логически к применению на занятиях до­полнительных нагрузок, превышающих соревновательные. Если взять соревновательную нагрузку за условную единицу, то в тренировках она увеличивается в 2—3 раза и более. Так, пловцы на соревнованиях проплывают до 1500 м, на тренировках — 15—20 км в день. Гимнасты в процессе одного соревновательного дня выполняют до 200 элементов и 10 комбинаций, на занятиях — соответственно до 300—400 и 15. Тя­желоатлеты на помосте делают до шести подходов к штанге, во время разминки— 15—20. В процессе тренировок эти данные увеличиваются в 2—4 раза. Огромную работу проделывают конькобежцы, лыжники, представители других видов спорта.

Максимальные нагрузки необходимо применять с учетом индиви­дуальных особенностей, функциональных возможностей спортсмена. Не следует опасаться больших нагрузок, так как возможности челове­ка чрезвычайно высоки. Предельные нагрузки переносят (после по-


 

240 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА___________

степенного повышения) не только высококвалифицированные спортЛ смены, но и спортсмены, занимающиеся массовым спортом.

Рациональное повышение и понижение тренировочных нагрузок позволяет варьировать различными занятиями в течение тренировоч-! ного цикла, что связано со взаимодействием процессов утомления и восстановления. Динамика нагрузок при этом такова, что благо-йй даря их быстрому увеличению и строго регламентированному отдыху спортсмен врабатывается и его организм приспосабливается к услови­ям соревнований.

Нагрузки в течение недели могут быть малыми, средними и боль- • шими. Например, спортсмены тренируются с малой нагрузкой в по­недельник, во вторник — со средней, в среду — с большой, в четверг -с малой, в пятницу — со средней, в^ субботу — с большой. В течение недели нагрузка варьируется, и в последние три дня она несколько выше, чем в первые.

Цикличность тренировочного процесса — один из основных прин­ципов, на котором строится спортивная тренировка. Цикл — отно­сительно завершенная часть процесса подготовки, которая включает, в себя отдельные занятия, этапы и периоды. Циклы бывают малые (микроциклы), средние (мезоциклы), большие (макроциклы). Тре­нировка — это цикл, имеющий свои задачи, которые ставятся перед тренером и учеником. Циклы повторяются, но в каждом новом цикле уровень тренировочного процесса повышается, улучшается и подго­товленность спортсменов. В целях успешной подготовки для каждого цикла составляются план и расписание.

В обучении и воспитании как юных, так и взрослых спортсменов важен индивидуальный подход. Знание личностных способностей, черт характера ученика помогает отобрать нужные средства и методы для рационального воздействия на него.

Индивидуализация способствует правильному выбору спортивной специальности и дальнейшему совершенствованию. Особенно важна она при применении максимальных нагрузок, дозировок в трениров­ках, моделирующих условия соревнования.

Общие дидактические и специфические принципы и методы спор­тивной тренировки являются фундаментом подготовки спортсменов, они находятся в единстве и взаимодействуют друг с другом, распро-' страняются на каждое занятие и многолетний тренировочный про­цесс. Главное внимание тренеров в подготовке спортсмена обращается на воспитательную работу, совершенствование всесторонних качеств личности.


Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки • 241

Контрольные задания

1. Дайте характеристику основным направлениям отбора детей
для занятий спортом.

2. Составьте комплекс мер для восстановления спортсменов после
интенсивных тренировок.

3. Раскройте понятие «специальные упражнения», например,
для штангиста.

4. Определите на одном тренировочном занятии количество дви­
жений и комбинаций, которые выполняет гимнаст.

5. Назовите способ, которым можно определить динамику на­
грузок у пловцов-брассистов в течение учебно-тренировочного
занятия.


1РЯ I

 

ГЛАВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 11556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.