КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и принципы спортивной тренировки
В спортивной тренировке применяются методы, позволяющие чередовать работу и отдых, регулировать двигательную деятельность. С учетом особенностей видов спорта выделяют непрерывный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой и контрольный методы, круговую тренировку. Непрерывный (равномерный) метод — это непрерывное и продолжительное выполнение работы умеренной интенсивности для развития общей выносливости. Применяется в плавании, беге, ходьбе на лыжах, гонках на велосипедах в подготовительном периоде тренировки (врабатывание), перед соревнованиями (уточнения соревновательной дистанции), в активномо отдыхе. Тренировка проводится на достаточно высоком функциональном уровне (ЧСС — 140—160 уд./мин), продолжительность работы значительно увеличивается (от 15—20 мин до одного часа и более), интенсивность повышается умеренно. Переменный метод — это выполнение непрерывной работы в разном ритме и с изменяющейся интенсивностью, скоростью, темпом и мощностью. Такая работа предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям организма спортсмена. Применяется в; циклических видах спорта — беге, плавании на длинные дистанции, гребле — для развития общей и специальной выносливости. Этот метод позволяет варьировать динамику нагрузки и корректировать ее, повышать интенсивность упражнений. Продолжительность работы значительная —от 30 до 120 мин и более (марафон, ходьба и бег на длинные дистанции, шоссейные гонки). При использовании этого метода совершенствуются аэробные и анаэробные процессы, способность противостоять утомлению. Разновидностью переменного метода является фартлек (от швед. — «игра скоростей») — интенсивный бег на средние и длинные дистанции по пересеченной местности со сменой скоростей (рывками) на отдельных участках. Фартлек используется в подготовке опытных бе-
Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки гунов, способных самостоятельно и правильно оценивать интенсивность тренировки. Повторный метод — многократное выполнение упражнений со строго дозированными нагрузками и отдыхом, обеспечивающим полное восстановление организма после занятий. Применяется в циклических и ациклических видах спорта для совершенствования скоростно-силовых качеств, специальной выносливости в виде бега с максимальной скоростью и повторением отрезков. При применении этого метода многократно, с определенными интервалами отдыха, выполняются легкоатлетические, тяжелоатлетические, гимнастические и другие ациклические движения. Например, гимнасты в одном занятии проделывают до 400 элементов, 15—20 комбинаций (хотя на соревнованиях им нужно сделать пять). Продолжительность упражнений — от нескольких секунд (гимнастическая комбинация, поднимание штанги) до 1 мин и более (бег, ходьба). Повторный метод оказывает тренирующее воздействие на спортсменов. Интервальный метод — это повторение работы достаточно высокой мощности при определенных, регламентированных интервалах отдыха, не обеспечивающих полного восстановления работоспособности перед выполнением очередной серии упражнений, которые проделываются на фоне утомления. Подобная тренировка способствует повышению подготовленности спортсмена за счет использования всех функциональных резервов организма. Интенсивность упражнений равна 75—95% от соревновательных, отдых для спортсмена регламентируется временем восстановления ЧСС до оптимального. ЧСС может быть очень высокой (до 200 уд./ мин и более уд./мин), к концу паузы отдыха — 120—140 уд./мин. Интервальный метод применяется во многих видах спорта, для развития выносливости, силы, скоростной выносливости, быстроты. Многократное повторение кратковременных упражнений способствует улучшению аэробных процессов (лроплывание несколько раз 50-метровых отрезков, «стометровки», выполнение комбинаций в фигурном катании и гимнастике). Анаэробные процессы совершенствуются при повышении интенсивности нагрузки, когда увеличивается кислородный долг. Интервалы отдыха в зависимости от их продолжительности разделяют на максимальные, минимальные и оптимальные. Максимальный или достаточный отдых способствует снятию утомления, позволяет увеличить нагрузку, при этом уменьшается общее тренировочное воздействие. Минимальный (жесткий) отдых дает возможность при- 236 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____ менять очередную нагрузку на фоне значительного утомления, недо-восстановления, без учета функционального состояния организма. Такая тренировка проводится с хорошо подготовленными спортсменами. Оптимальные интервалы отдыха индивидуализированы, они позволяют тщательно регулировать нагрузку. Интервальная тренировка в оптимальном режиме предполагает контроль и самоконтроль над функциональным состоянием. Этот метод — один из важных способов повышения тренированности, совершенствования таких качеств, как скорость и выносливость, способствует индивидуальному дозированию нагрузки. Соревновательный метод предполагает выполнение упражнений и действий в условиях, копирующих соревнования, содержащих элементы максимальных напряжений, что позволяет адаптироваться организму к тем нагрузкам, которые имеют место во время выступлений, или превышают их. Условия соревнований на тренировке, их моделирование (борьба с условным соперником, прикидки, контрольные тренировки, спарринги, гандикапы) вызывают глубокие функциональные сдвиги, воздействуют на психику спортсмена, приспосабливают организм к будущим стартам. Этот метод применяется в : тренировочном процессе для воспитания психической устойчивости, формирования психической готовности к соревнованиям, сравнения своей подготовленности и соперников. Игровой метод применяется при проведении тренировок со специально создаваемыми игровыми условиями, выполнении упражнений, приемов и действий. В гимнастике, например, это игра на лучшее выполнение соединения или части комбинации, на большее количество силовых (различные подъемы) или маховых движений (кругов двумя ' ногами на коне), в спортивных играх — действия по упрощенным пра- '. вилам, в беге — проведение эстафет, в тяжелой атлетике — жонглирование гирями. Это развивает самостоятельность, повышает эмоции, совершенствует физические и психические качества. Круговая тренировка — особая форма организации спортивных занятий, в основе которой лежит многократное последовательное выполнение упражнений на отдельных «точках» для развития силы, силовой выносливости, гибкости. С помощью тренажеров и приспособлений можно избирательно воздействовать на недостаточно развитые «точки» основных действий в избранном виде спорта. Средства и методы тренировки, высокие нагрузки повышают работоспособность, но вызывают утомление у спортсменов. Поэтому применяются такие средства восстановления, как отдых, аутогенная
Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки и психорегулирующаятренировки, массажи самомассаж, водные процедуры, физиотерапия, паровая баня. Средства релаксации и психогигиены оказывают положительное влияние на ЦНС, кровообращение, улучшение эластичности мышечной системы, способствуют восстановлению сил и снятию утомления. В принципах спортивной тренировки выражены общедидактические основы педагогики и требования, предъявляемые к тренеру, обусловленные особенностями его работы. В тренировочном процессе осуществляются общие принципы обучения и воспитания: связи воспитания с жизнью, сознательности и активности, самостоятельности, доступности, систематичности, наглядности, последовательности, индивидуализации. Принципы требуют от тренеров постоянной заботы о формировании спортсмена как личности, воспитании у него мировоззрения, убежденности. Тренер — это педагог и воспитатель, он осуществляет в процессе тренировочных занятий воспитание спортсменов. Принцип связи воспитания с жизнью, с задачами, стоящими перед спортсменом, требует формирования у него активной жизненной позиции, стремления повлиять на решение задач, стоящих перед коллективом. Спортсмены должны знать перспективы выступления на предстоящих соревнованиях, бороться за честь страны на международных соревнованиях. Особенности спортивной тренировки требуют применения специфических принципов, к которым относятся: углубленная специализация и направленность к высшим достижениям; единство обшей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; постепенное повышение нагрузок и доведение их до максимальных величин; цикличность тренировочного процесса. Углубленная специализация и направленность к высшим достижениям заключаются в том, что спортсмен с тренером определяют спортивную специальность на перспективу, профессиональную (применительно к спорту) деятельность. В легкой атлетике можно быть только прыгуном или бегуном на короткие дистанции, в стрельбе - стрелком из винтовки, в гимнастике, где обучаемые осваивают многоборье, избирать любимый вид (перекладина, вольные упражнения) и стараться именно в нем достичь больших успехов. Поиск индивидуально одаренных спортсменов, раскрытие их возможностей — важная часть работы тренеров. Наряду со специализацией спорт направляет деятельность личности на достижение высоких результатов, доступных для данной личности. Высокий результат ^ 238 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА___________ это плод огромной работы, многих лет тренировок, рационального сочетания физической, технической, психологической и тактической подготовки. Максимальное достижение (рекорд или занятое место) имеет большое воспитательное значение, играет существенную общественно-педагогическую роль, так как характеризует целеустремленность, эффективность тренировочного процесса. Для достижения планируемого результата необходима правильная организация тренировки, использование рациональных средств и методов, углубленная специали-. зированная подготовка. Единство общей и специальной подготовки спортсмена — важный принцип, предполагающий такое построение тренировки, когда спортсмен готовится всесторонне, обучается, воспитывается, повышает свои функциональные возможности, т.е. развивается духовно и физически. Только на основе обшей подготовки может быть осуществлена должным образом специальная подготовка. Двигательные умения и навыки, а также физические качества более совершенно развиваются на базе всесторонней подготовки; спортсмены, имеющие хорошую двигательную подготовку, более быстро осваивают новые формы движений, элементы, приемы и действия. В учебно-тренировочном процессе постоянно осуществляются и общая, и специальная (на базе общей) подготовка. В начале тренировочного процесса больше времени уделяется общей подготовке, затем — специальной. Например, в подготовительном периоде тренировки спортсмены используют различные упражнения общего плана (ходьбу, бег, поднимание тяжестей), направленные на фундаментальную подготовку. По мере улучшения своих физических и функциональных возможностей они применяют больше упражнений для специальной подготовки, которые необходимы для конкретного вида спорта и развития присущих ему качеств. Непрерывность тренировочного процесса — обязательное условие для достижения высоких результатов и ббеспечения стабильных показателей. Если ранее тренировки проводились в зависимости от календаря, то в настоящее время тренировочный процесс — многолетний и круглогодичный, что обеспечивает функциональное приспособление и педагогический эффект. Приспособление организма к высоким нагрузкам происходит более целенаправленно, и воздействие его в процессе каждого занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляется и углубляется в тренировке. Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки • 239 Непрерывность тренировки способствует повышению работоспособности спортсменов. Она оказывает существенное влияние на формирование двигательных навыков, так как практикой установлено, что постоянные тренировки стабилизируют технику выполнения упражнений, улучшают способности к обучению новым элементам и приемам. В течение недели выдающиеся спортсмены тренируются по два-три раза в день, от 12 до 15 раз в неделю, при этом занятия могут быть различными, их количество и нагрузка зависят от сроков соревнований, периода тренировки и уровня подготовленности. Каждое занятие строится с определенной дозировкой и нужными для восстановления перерывами. Это способствует созданию наиболее благоприятных условий для наивысшей работоспособности у спортсмена. Постепенное повышение нагрузок и доведение их до максимальных величин — принцип, в основу которого положено свойство организма пополнять затраты энергии и превышать резервные возможности человека в период восстановления, что принято называть «сверхвосстановлением». Постепенное повышение функциональных нагрузок повышает функциональные, психические возможности организма. В процессе непрерывных тренировочных занятий на спортсмена воздействуют нагрузка, требования к физической, технической, психической, тактической подготовке, что мобилизует занимающегося на выполнение большого объема работы и соревновательных действий. Динамика нагрузок ведет логически к применению на занятиях дополнительных нагрузок, превышающих соревновательные. Если взять соревновательную нагрузку за условную единицу, то в тренировках она увеличивается в 2—3 раза и более. Так, пловцы на соревнованиях проплывают до 1500 м, на тренировках — 15—20 км в день. Гимнасты в процессе одного соревновательного дня выполняют до 200 элементов и 10 комбинаций, на занятиях — соответственно до 300—400 и 15. Тяжелоатлеты на помосте делают до шести подходов к штанге, во время разминки— 15—20. В процессе тренировок эти данные увеличиваются в 2—4 раза. Огромную работу проделывают конькобежцы, лыжники, представители других видов спорта. Максимальные нагрузки необходимо применять с учетом индивидуальных особенностей, функциональных возможностей спортсмена. Не следует опасаться больших нагрузок, так как возможности человека чрезвычайно высоки. Предельные нагрузки переносят (после по- 240 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА___________ степенного повышения) не только высококвалифицированные спортЛ смены, но и спортсмены, занимающиеся массовым спортом. Рациональное повышение и понижение тренировочных нагрузок позволяет варьировать различными занятиями в течение тренировоч-! ного цикла, что связано со взаимодействием процессов утомления и восстановления. Динамика нагрузок при этом такова, что благо-йй даря их быстрому увеличению и строго регламентированному отдыху спортсмен врабатывается и его организм приспосабливается к условиям соревнований. Нагрузки в течение недели могут быть малыми, средними и боль- • шими. Например, спортсмены тренируются с малой нагрузкой в понедельник, во вторник — со средней, в среду — с большой, в четверг -с малой, в пятницу — со средней, в^ субботу — с большой. В течение недели нагрузка варьируется, и в последние три дня она несколько выше, чем в первые. Цикличность тренировочного процесса — один из основных принципов, на котором строится спортивная тренировка. Цикл — относительно завершенная часть процесса подготовки, которая включает, в себя отдельные занятия, этапы и периоды. Циклы бывают малые (микроциклы), средние (мезоциклы), большие (макроциклы). Тренировка — это цикл, имеющий свои задачи, которые ставятся перед тренером и учеником. Циклы повторяются, но в каждом новом цикле уровень тренировочного процесса повышается, улучшается и подготовленность спортсменов. В целях успешной подготовки для каждого цикла составляются план и расписание. В обучении и воспитании как юных, так и взрослых спортсменов важен индивидуальный подход. Знание личностных способностей, черт характера ученика помогает отобрать нужные средства и методы для рационального воздействия на него. Индивидуализация способствует правильному выбору спортивной специальности и дальнейшему совершенствованию. Особенно важна она при применении максимальных нагрузок, дозировок в тренировках, моделирующих условия соревнования. Общие дидактические и специфические принципы и методы спортивной тренировки являются фундаментом подготовки спортсменов, они находятся в единстве и взаимодействуют друг с другом, распро-' страняются на каждое занятие и многолетний тренировочный процесс. Главное внимание тренеров в подготовке спортсмена обращается на воспитательную работу, совершенствование всесторонних качеств личности. Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки • 241 Контрольные задания 1. Дайте характеристику основным направлениям отбора детей 2. Составьте комплекс мер для восстановления спортсменов после 3. Раскройте понятие «специальные упражнения», например, 4. Определите на одном тренировочном занятии количество дви 5. Назовите способ, которым можно определить динамику на 1РЯ I ГЛАВА
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 11556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |