КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование спортивной тренировки
ОРГАНИЗАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ Планирование — это действия (операции), объединяющие в системную структуру задачи, средства, методы и условия предстоящей подготовки спортсменов. Оно является основной функцией организации учебно-тренировочного процесса и строится на основе учета объективных закономерностей спортивной тренировки, законов управления и общих принципов обучения и воспитания. Сущность планирования состоит в том, чтобы определить и отразить в соответствующих документах последовательность применения основных средств подготовки спортсмена, динамику тренировочных нагрузок, участие в соревнованиях, прогнозируемые достижения, другие развернутые во времени параметры спортивного совершенствования, обеспечивающие выполнение поставленных задач. Реальное и своевременное планирование позволяет видеть перспективу роста спортивного мастерства, целеустремленно применять формы, средства и методы тренировки, обеспечивать полноценную подготовку к соревнованиям. При правильном планировании создаются предпосылки для рационального использования бюджета времени спортсменов и тренера, времени тренировок, тренировочной базы, реабилитационных средств, научного обеспечения. Планирование спортивной тренировки создает необходимую основу для последующего постоянного контроля над ее проведением, эффективностью, позволяет своевременно вскрывать и устранять недостатки, изучать и обобщать результаты, вносить коррективы. В тренировочных планах находят свое отражение следующие основные структурные блоки спортивной тренировки: • место и оптимальный порядок сочетания всех сторон спортивной тренировки (общей и специальной физической, технической, 262 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 15. Организация и проведение спортивной тренировки
тактической, психологической, теоретической, интегральна подготовки); • целесообразное соотношение различных видов тренировочщ| и психической напряженности) и их сочетание с соревноват ньши; • определенная последовательность фаз или стадий трениро! Количественные и качественные параметры структурных ча< тренировок являются основными показателями, которые включат в документы планирования. В этих плановых показателях отражаете! ожидаемая динамика тренировочного процесса. Тренировочные ны служат основой становления спортивного мастерства. Планирование тренировок осуществляется на основе тщательнх изучения и обобщения исходной информации. Приступая к плани*| рованию, важно учесть внешние и внутренние факторы, от котор) зависит реальность формируемых целей и задач, эффективность п] граммы тренировок и вероятность ожидаемых результатов. При планировании учитывается множество показателей, влияз Результат, достигнутый в предшествующем цикле тренировки, учи* тывает уровень развития всех сторон спортивной подготовленности, с которым спортсмены подошли к очередному циклу (периоду, этапу) тренировки. Анализируется, какой ценой достигнут этот уровень с точки зрения временных затрат, эффективности применяемых средств. Для тренера представляет интерес предшествующая динамика ро-ста показателей тренированности, на основе которой можно с большей вероятностью экстраполировать прогноз ее изменения в будущем. Принимаются во внимание положительные и отрицательные моменты в предшествующем тренировочном процессе. Положительный опыт получает дальнейшее творческое развитие. На основе анализа объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, достигнутых результатов, данных контроля оценивается эффективность использованных ранее средств и методов тренировки. На этой стадии осуществляется творческий поиск новых вариантов, путей, приемов дальнейшего управления спортивной тренировкой, учитываются педагогические и спортивные результаты выступления на соревнованиях предыдущего цикла. Индивидуальные особенности спортсмена принимаются во внимание, особенно такие важные для дальнейшего построения тренировки факторы, как возраст, состояние здоровья, мотивация и морально-волевые качества, адаптационные возможности (трени-руемость), индивидуальные особенности развития физических, психических и специальных качеств, степень технической и функциональной подготовки, интеллектуальное развитие. Большинство этих данных тренер накапливает в постоянном обшении со спортсменами путем анализа динамики их достижений и поведения на учебно-тренировочных занятиях и в команде, а также с помошью специального тестирования, контрольных испытаний, бесед и других методов научного наблюдения. В календаре соревнований учитывают общее количество мероприятий, в которых спортсмены принимают участие. Выделяются наиболее важные и главные из них. На основе этих данных устанавливаются оптимальная длительность соревновательных и предсоревнователь-ных циклов, желаемая степень подготовки к важным стартам. С учетом календаря соревнований определяется эффективное соотношение тренировочной и соревновательной деятельности. При организации учебно-тренировочной работы приходится обращать внимание на наличие и качество материальной базы и спортивного инвентаря, возможности использования различных восстановительных средств, вероятность учебно-тренировочных сборов, характер трудовой или учебной деятельности (например, экзаменационные сессии) спортсменов, их бытовые и материальные условия, другие факторы. Спортсменам ставятся посильные цель и задачи для каждого крупного периода тренировки. Цель выступает как итог, результат осмысливания прошлого опыта, учета возможностей и факторов и на этой основе как установление реального рубежа спортивного мастерства на новый этап тренировки. Цель и задачи тренировки на новый период становятся системообразующим фактором, определяют дальнейшее построение системы подготовки спортсменов. Важно учитывать то, что главные цели в подготовке спортсменов и команд формулируются руководством спортивных клубов как плановые задания. Они становятся основными исходными показателями, которые определяют дальнейшую работу тренера и спортсменов и отражаются в планировании. 264 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 15. Организация и проведение спортивной тренировки • 265
С учетом этой информации тренер намечает общую стратегию л< строения тренировки на большой период и выбирает тактику своз действий в микроциклах, что также отражается в планах. Планирование учебно-тренировочной работы должно отвеча^ многим объективным требованиям. Оно осуществляется с учетом вития физической культуры и спорта в стране, увязывается с основн] ми планами работы спортивного клуба. Учебно-тренировочный процесс планируется в соответствия! с принципами спортивной тренировки при участии лиц, опекаюшл спортсмена. Планирование должно быть объективным, реат в прогнозируемых результатах и возможностях и осуществляться си| стематически. Важным требованием является обеспечение его и оперативной информацией (исходной, регулирующей, контрольно-^ учетной и организационной). Планирование должно обеспечиват комплексное решение тренировочных и образовательных задач. Учебно-тренировочному процессу присуща постоянная изменчив
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |