Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование спортивной тренировки




ОРГАНИЗАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Планирование — это действия (операции), объединяющие в системную структуру задачи, средства, методы и условия предстоящей подготовки спортсменов. Оно является основной функцией организации учебно-тренировочного процесса и строится на основе учета объективных за­кономерностей спортивной тренировки, законов управления и общих принципов обучения и воспитания.

Сущность планирования состоит в том, чтобы определить и отра­зить в соответствующих документах последовательность применения основных средств подготовки спортсмена, динамику тренировочных нагрузок, участие в соревнованиях, прогнозируемые достижения, дру­гие развернутые во времени параметры спортивного совершенствова­ния, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

Реальное и своевременное планирование позволяет видеть пер­спективу роста спортивного мастерства, целеустремленно применять формы, средства и методы тренировки, обеспечивать полноценную подготовку к соревнованиям. При правильном планировании созда­ются предпосылки для рационального использования бюджета време­ни спортсменов и тренера, времени тренировок, тренировочной базы, реабилитационных средств, научного обеспечения.

Планирование спортивной тренировки создает необходимую осно­ву для последующего постоянного контроля над ее проведением, эф­фективностью, позволяет своевременно вскрывать и устранять недо­статки, изучать и обобщать результаты, вносить коррективы.

В тренировочных планах находят свое отражение следующие основные структурные блоки спортивной тренировки:

• место и оптимальный порядок сочетания всех сторон спортивной тренировки (общей и специальной физической, технической,


262 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 15. Организация и проведение спортивной тренировки



 


 


тактической, психологической, теоретической, интегральна подготовки);

• целесообразное соотношение различных видов тренировочщ|
нагрузок (объема, интенсивности, координационной сложн<

и психической напряженности) и их сочетание с соревноват ньши;

• определенная последовательность фаз или стадий трениро!
(частей, циклов, этапов, периодов), развернутая во времени.

Количественные и качественные параметры структурных ча< тренировок являются основными показателями, которые включат в документы планирования. В этих плановых показателях отражаете! ожидаемая динамика тренировочного процесса. Тренировочные ны служат основой становления спортивного мастерства.

Планирование тренировок осуществляется на основе тщательнх изучения и обобщения исходной информации. Приступая к плани*| рованию, важно учесть внешние и внутренние факторы, от котор) зависит реальность формируемых целей и задач, эффективность п] граммы тренировок и вероятность ожидаемых результатов.

При планировании учитывается множество показателей, влияз
щих на формируемую и отражаемую в планах модель тренировочного]
процесса. К ним относятся: результат, достигнутый в предшествую-;!
щем цикле тренировки; индивидуальные особенности спортсмена;!
календарь соревнований; внешние факторы и условия; цель и задачи,
определяемые для каждого периода тренировки. >'.

Результат, достигнутый в предшествующем цикле тренировки, учи* тывает уровень развития всех сторон спортивной подготовленности, с которым спортсмены подошли к очередному циклу (периоду, этапу) тренировки. Анализируется, какой ценой достигнут этот уровень с точ­ки зрения временных затрат, эффективности применяемых средств.

Для тренера представляет интерес предшествующая динамика ро-ста показателей тренированности, на основе которой можно с боль­шей вероятностью экстраполировать прогноз ее изменения в будущем. Принимаются во внимание положительные и отрицательные моменты в предшествующем тренировочном процессе. Положительный опыт получает дальнейшее творческое развитие.

На основе анализа объемов и интенсивности тренировочных на­грузок, достигнутых результатов, данных контроля оценивается эф­фективность использованных ранее средств и методов тренировки. На этой стадии осуществляется творческий поиск новых вариантов, путей, приемов дальнейшего управления спортивной тренировкой,


учитываются педагогические и спортивные результаты выступления на соревнованиях предыдущего цикла.

Индивидуальные особенности спортсмена принимаются во вни­мание, особенно такие важные для дальнейшего построения тре­нировки факторы, как возраст, состояние здоровья, мотивация и морально-волевые качества, адаптационные возможности (трени-руемость), индивидуальные особенности развития физических, пси­хических и специальных качеств, степень технической и функцио­нальной подготовки, интеллектуальное развитие. Большинство этих данных тренер накапливает в постоянном обшении со спортсмена­ми путем анализа динамики их достижений и поведения на учебно-тренировочных занятиях и в команде, а также с помошью специаль­ного тестирования, контрольных испытаний, бесед и других методов научного наблюдения.

В календаре соревнований учитывают общее количество меропри­ятий, в которых спортсмены принимают участие. Выделяются наибо­лее важные и главные из них. На основе этих данных устанавливаются оптимальная длительность соревновательных и предсоревнователь-ных циклов, желаемая степень подготовки к важным стартам. С уче­том календаря соревнований определяется эффективное соотношение тренировочной и соревновательной деятельности.

При организации учебно-тренировочной работы приходится обра­щать внимание на наличие и качество материальной базы и спортив­ного инвентаря, возможности использования различных восстанови­тельных средств, вероятность учебно-тренировочных сборов, характер трудовой или учебной деятельности (например, экзаменационные сессии) спортсменов, их бытовые и материальные условия, другие

факторы.

Спортсменам ставятся посильные цель и задачи для каждого круп­ного периода тренировки. Цель выступает как итог, результат осмыс­ливания прошлого опыта, учета возможностей и факторов и на этой основе как установление реального рубежа спортивного мастерства на новый этап тренировки.

Цель и задачи тренировки на новый период становятся системо­образующим фактором, определяют дальнейшее построение систе­мы подготовки спортсменов. Важно учитывать то, что главные цели в подготовке спортсменов и команд формулируются руководством спортивных клубов как плановые задания. Они становятся основны­ми исходными показателями, которые определяют дальнейшую рабо­ту тренера и спортсменов и отражаются в планировании.


264 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 15. Организация и проведение спортивной тренировки • 265


 


 


С учетом этой информации тренер намечает общую стратегию л< строения тренировки на большой период и выбирает тактику своз действий в микроциклах, что также отражается в планах.

Планирование учебно-тренировочной работы должно отвеча^ многим объективным требованиям. Оно осуществляется с учетом вития физической культуры и спорта в стране, увязывается с основн] ми планами работы спортивного клуба.

Учебно-тренировочный процесс планируется в соответствия! с принципами спортивной тренировки при участии лиц, опекаюшл спортсмена. Планирование должно быть объективным, реат в прогнозируемых результатах и возможностях и осуществляться си| стематически. Важным требованием является обеспечение его и оперативной информацией (исходной, регулирующей, контрольно-^ учетной и организационной). Планирование должно обеспечиват комплексное решение тренировочных и образовательных задач.

Учебно-тренировочному процессу присуща постоянная изменчив
вость. Он подвержен влиянию многих факторов и условий, которые!
невозможно в полной мере учесть в планах. Например, трудно пред-']
видеть реакцию организма спортсмена на тренировочные нагрузки,
точно определить время, необходимое для овладения техникой дви­
жений, число подходов, повторений. Учебно-тренировочный процесс 1
невозможно жестко регламентировать. Отсюда вытекает требование
к непрерывности планирования. Тренировочные планы уточняются,
дополняются, детализируются на основе текущей информации. :




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.