КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактическая подготовка как рациональность в достижении спортивного результата
Техническая подготовка — основа спортивного совершенствования Техническая подготовка связана с освоением упражнений, приемов! и действий в избранном виде спорта и достижением высокого мастер-! ства, являясь основой спортивного совершенствования. Под техникой^ понимается система элементов движений. Это способ выполнения соревновательных упражнений, доведенный до уровня мастерства, совершенного владения рациональными двигательными структурами спортивных упражнений, выполняемых в условиях обостренной спортивной борьбы. Мастерство спортсмена характеризуется такими факторами: что умеет делать обучаемый, как он это делает. Основа технической подготовки — рациональный, совершенный. и эффективный двигательный навык. Технику спортивных упражне-1 ний рассматривают как целостную деятельность спортсмена в условиях постоянно изменяющейся среды. Она включает в себя форму и со- держание движений, требует проявления точных мышечных и волевых усилий, соответствующих ритма и темпа. Задачами технической подготовки являются: овладение техникой двигательных действий в избранном виде спорта, закрепление и совершенствование действий в сложной соревновательной обстановке. В спорте применяются простые упражнения и сложные действия, доступные выдающимся мастерам. Спортсмены создают сложные упражнения, стараются их быстро и эффективно освоить. Чтобы добиться успеха, спортсмен должен обладать высоким уровнем развития специализированных двигательных качеств, безукоризненно владеть рациональной техникой движений. Быстрота освоения навыков зависит от правильного понимания техники выполнения упражнений, что позволяет на основе учета общих принципов обучения и тренировки выбирать путь совершенствования двигательных действий.
Тренировочный процесс направлен на совершенствование двигательной деятельности спортсмена. Он представляет собой динамическую систему, в которой объектом управления является спортсмен, а управляющей стороной (субъектом) — тренер. Двигательная деятельность требует учета всех сторон обучения занимающихся. Освоение двигательных действий происходит до тех пор, пока подготовленность спортсменов не достигнет самого высокого уровня. Ориентиром является «модель будущего», т.е. идеальное выполнение действий с учетом функциональных и антропометрических особенностей. Спортивное упражнение является системой, в которой имеются подсистемы: • кинематическая, включающая пространственные и временные • динамическая, связанная с силовыми характеристиками; • ритмическая, отражающая распределение силовых акцентов во • анатомическая, определяющая взаимодействие мышц при дви • фазовая, позволяющая делить движения на части и элементы. Сложной системой, способной к саморегулированию, самообучению, является организм человека с его многоуровневым управленческим аппаратом и переходом от сознательного управления движениями к автоматической их регуляции. Эти закономерности характеризуют становление двигательного навыка, при образовании которого в начале обучения задачи решаются неуверенно, со значительными мышеч- ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА ными усилиями и напряжением ненужных мышечных групп, за движения стабилизируются, двигательный навык осуществляется томатизированно, затраты энергии уменьшаются, возбуждение Ц. постепенно концентрируется и ограничивается, движения выпол] ются эффективно и экономно.
Выделяется общая подготовка, создающая основную двигательная базу, и специальная, направленная на овладение техникой соревной| тельных действий избранного вида спорта, на постоянное их со] шенствование и обновление. Средства технической подготовки — упражнения, которые мож] разделить на общеподготовительные (для всесторонней подготов) спортсмена), специально-подготовительные (схожие с соревновател ными, подводящие к основам техники), соревновательные (действий в избранном виде спорта). Соревновательные упражнения, например в акробатике, борьбе, легкой атлетике, плавании выполняются спо| сменом в соответствии с правилами соревнований. Методы технической подготовки — словесные, нагляди] и практические. Словесные методы способствуют активизации внимания, создани) образа изучаемого упражнения, выделению существенных деталей технике, оценке действию. Для оценки и коррекции действий спорэд тсмена тренер произносит слова: «хорошо», «правильно», «неверно*! «быстрее», «раньше», «выше», «стоять», «держать». Корректируя лей ствия спортсмена, он может сказать: «В следующей попытке сдела! разбег на один шаг больше* или «Во время старта — толчок сильнее», К словесным методам относятся: обдумывание техники движений^ самооценка и самоанализ, идеомоторная тренировка — проговарива- '. ние про себя техники упражнений и элементов, образное мышление, мысленное представление будущей мышечной деятельности. Наглядные методы — это показ упражнения, демонстрация упражнения с помощью технических средств. Показ упражнения осуществляется тогда, когда тренер в совершенстве владеет им, способен его продемонстрировать, например, в стрельбе, метаниях, беге, ходьбе на лыжах. Показ должен быть идеальным по ритму, приложению сил, амплитуде и другим параметрам, осуществляться в «боевом» и замедленном темпе. Демонстрация упражнения с помощью технических средств осуществляется тогда, когда показать его невозможно. Для этого используются фотографии, кинокольцовки, кинофильмы, видеозаписи. Эта методика позволяет в обычном и замедленном воспроизведении ви-
Глава 14. Учебно-тренировочные занятия ^«^лгиколого-педагогичвский процесс •
деть упражнения, получать срочную информацию об отдельных параметрах движения с помощью стоп-кадров. Практические методы являются основными в технической подготовке спортсмена. Этот процесс сложный и длительный, состоит из ознакомления или начального разучивания, углубленного разучивания и совершенствования двигательного действия. Формирование навыка осуществляется с учетом теории положительного или отрицательного переноса. Положительный перенос способствует эффективному обучению, например в акробатике правильное отталкивание ногами способствует выполнению любых элементов. Отрицательный перенос мешает, когда мышечные усилия по ряду параметров не совпадают. При ознакомлении с упражнением формируются основы его техники. При углубленном разучивании воспитывается умение вьшолнять действие в соответствии с его оптимальными параметрами, при совершенствовании упражнения закрепляется двигательный навык и оно выполняется на высоком качественном уровне. Ознакомление или начальное разучивание включает в сеоя создание предварительного представления о движении: рассказ, ооъяс-нение техники элемента, демонстрацию или разъяснение Движения с помощью компьютерных программ, самостоятельное ос^™а-ние, опробование, если это возможно, освоение ритма движения и его структуры, определение и устранение ошибок. „„„№ „„„ Осв^ниеупражненийосушествляетсявцеломирасчленениемдви- жения на составные части. В целом упражнение выполняется в точном соответствии с его структурой, например гимнастике или укол в фехтовании. По частям упражнения, приемы и действия. Например, при плавания брасс вначале осваиваются согласования и ногами на суше, затем в воде у бортика с доской, далее - с дыханием, применяются подводящие упражнения, сходные по характеру с основными. Н**^'"^^ для изучения элементов на перекладине ™*>а^**^^ гимнастической палкой в легкой атлетике - бег с высоким подниманием бедра в плавании - отработка дыхания на суше. Особую группу при обучении составляют такие приемы, как помощь и поддержка при выполнении подготовительных и подводящих упражнений. В гимнастике и акробатике, например, с помощью одного или двух тренеров осваивают такие сложнейшие элементы, как двои-
252 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 14. Учебно-тренировочные занятия как психолого-педагогический процесс • 253
ное сальто и сальто с винтами на 360е, 720° в вольных упражнен! большой оборот в висе сзади на перекладине, различные стойки, сты, прыжки через коня. Имитационные упражнения позволяют прочувствовать и болей глубоко осознать движения, например имитация движений лыжню прыгуна на лыжах с трамплина, прыгуна в воду, бой боксера «с тены выполнение комбинации на бревне, нарисованном на полу. Углубленное разучивание упражнения способствует более полно* усвоению техники движений путем целостного и структурно родствен^ ных изучаемых элементов и приемов. Для этого используются срочна информация и технические средства обучения. Срочная информация с помощью звуковых, световых и других при| боров создает возможность для точной ориентировки при выполненш упражнений, получения быстрых и объективных сведений о различу! ных параметрах движения. В гимнастике, например, применяются специальные тензоустрой-ства на снарядах, позволяющие оценить усилия и время выполне] толчка ногами и руками. В фехтовании и боксе используются щиты, на которых после нанесения ударов или уколов фиксируются точность попаданий и величий на усилия. Для оценки срочной информации используют методы: лепульсометрия, электромиография, эхокардиография, гониометрия;* сигналы голосом и метрономом. Технические средства обучения применяются для освоения техники; сложных упражнений. Специально сконструированные тренажеры, оборудование повышают эффективность и ускоряют процесс освоения техники движений. На мониторе они позволяют создать точное представление о кинематической структуре действия, характере мышечных напряжений, ритмической оснойе, отражающей динамику силовых акцентов во времени. С помощью этих средств можно управлять суставными движениями спортсмена, фиксировать отдельные звенья тела, а в некоторых случаях и все тело в различных положениях, «проводить» спортсмена по всему движению. При этом обеспечивается информация о движении и надежная страховка. В гимнастике тренажерные устройства применяются для изучения сложных больших оборотов на перекладине, перелетов и сальто на брусьях (у девушек); в волейболе — для совершенствования блокирования; в гандболе — точности бросков; в тяжелой атлетике -— информации и правильности положения штанги над головой. Таким образом, техническая подготовка — одно из звеньев системы обучения спортсменов. В процессе многолетней тренировки обеспечивается неуклонное совершенствование мастерства, что требует знания биомеханических основ спортивных действий, особенностей становления двигательного навыка. Тактическая подготовка обеспечивает рациональное использование приобретенных физических качеств и технических данных для ведения борьбы и достижения максимального результата; направлена на воспитание у спортсменов умения выполнять спортивные действия в зависимости от создающейся ситуации, с использованием рациональных способов и приемов, ведения состязаний. При этом необходимо учитывать силы и возможности конкретного соперника. Тактика ведения спортивной борьбы тесно связана с физической, технической и особенно психологической подготовкой. Не случайно в ряде видов спорта выделяется тактико-психологическая подготовка- Наибольшее значение она имеет в спортивных играх и единоборствах. Тактическое совершенствование выделяется как самостоятельный раздел подготовки спортсмена. Кроме тактики следует выделить стратегию — искусство управления подготовкой спортсмена или команды, особенно перед состязаниями и непосредственно в их процессе. Стратегия включает комплектование команды, разработку новых тактических способов и методов ведения борьбы, составление плана проведения игры (встречи), «проигрывание» будущих ситуаций. В зависимости от знания действий соперника и его подготовки, задач, стоящих перед спортсменами или командой, условий соревнований различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Индивидуальная тактика необходима представителям таких видов спорта, как фехтование, бокс, борьба, гимнастика. Групповая (командная) тактика характерна для спортсменов — представителей таких командных видов спорта, как футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол, где важно определить размещение игроков, уточнить элементы зонной защиты, прессинга, сформировать умение варьировать свои действия в зависимости от ситуации. 254 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 14. Учебно-тренировочные занятия как психолого-педагогический процесс *
В процессе тренировочных занятий тренеры применяют срел ства и методы для развития тактического мышления, необходимо! для решения задач непосредственно на соревнованиях. С этой лью следует создавать нестандартные ситуации, ставить неожид* ные задачи, развивать чувство экстраполяции (предвосхищение тех технических действий, которые могут возникнуть в условиях с* ревнований: перехват мяча или шайбы, неожиданный бросок удар в сторону ворот, борьба пяти против трех (хоккей), определ* ние скорости бега по отрезкам (плавание). Во многих видах спор' особенно игровых, важна роль лидера, который в сложных ситуа! ях должен брать на себя ответственность за исход борьбы и вести собой остальных. Выделяется общая и специальная тактическая подготовка. связана с изучением общих основ ведения тактической борьбы, питанием тактического мышления, основанного на общих закономе] ностях тактики. Специальная строится только с учетом особенн< данного вида спорта — условий будущих соревнований. .Приемы и средства тактической подготовки разнообразны и висят от видов спорта, ситуаций, значимости соревнований, друг] обстоятельств. Для совершенствования тактического мастерства целе* сообразно проводить тренировки с условным соперником, моделировать обстановку будущих состязаний, создавать «домашние» заготов* ки, осваивать обманные движения, «ловушки». Тактический план уточняется и осуществляется на тренировках! и соревнованиях, от него не рекомендуется отступать на занятиях во время выступления. Если такая необходимость возникает, то кор-^ рекция вносится прямо по ходу соревнований.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |