Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Циклы спортивной тренировки




Спортивные тренировки по своим функциям делятся на микро-, мсзо-и макроциклы.

Микроциклы (малые циклы) объединяют отдельные занятия в се­рии. В хоккее, плавании, гимнастике, в других видах спорта недель­ный микроцикл состоит из 6—18 учебно-трениророчных занятий, проводятся одна-три тренировки в день. В нем имеются две фазы — кумуляционная и восстановительная, в которых нагрузка распределяет­ся в соответствии с физиологическими нормами. Микроциклы могут


270 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 15. Организация и проведение спортивной тренировки • 271


 


 


быть подводящими, собственно-тренировочными, соревновател] ми и восстановительными.

При проведении нескольких тренировок в день рекоменду] различные варианты неодинаковой по характеру работы: утром — нятия по общей физической подготовке и специальной физичес! подготовке — развитие силы, выносливости, быстроты, ловкою вечером — спортивная подготовка по виду спорта; утром — ра(по виду спорта на развитие общей выносливости; днем — сило» вечером — скоростной выносливости. Большое количество вари: тов требует постоянного контроля над функциональным состоим) спортсменов и внесения корректив в занятия.

Основа микроцикла — тренировочные занятия, которые сост< из подготовительной, основной и заключительной частей. Задачи нятия и отдельных его частей меняются в зависимости от видов спо! и периодов тренировки. Следует выделить обязательные требовант которые должны выполняться на занятиях: воспитание у спортсмен* высоких моральных качеств, образование новых двигательных спос< ностей, совершенствование физических и психических качеств.

Подготовительная часть (разминка) — это подготовка организм! к напряженной и интенсивной работе, что не исключает применен] в ней больших нагрузок. С помощью упражнений достигается «] гревание» организма, улучшаются гибкость и подвижность в суета! точность и координация движений. Эта часть проводится в соста] группы или индивидуально, выполняются ходьба, бег в различи» темпе с движениями руками, ногами и туловищем, вольные упражн* ния для всех мышечных групп — рук, плечевого пояса, туловища, н< и тела. Гибкость совершенствуется повторными пружинистыми дв* жениями на полу и около гимнастической стенки. Допускается ведение спортивных и подвижных игр.

Перед соревнованиями разминка должна создавать оптимистич* ское настроение, повышать эмоциональное состояние, для чего меняется круговой метод с имитацией предстоящих упражнений. В висимости от вида спорта и периодов тренировки подготовительна часть длится 15—30 мин.

Основная часть направлена на решение следующих задач: развити< физических и психических качеств, многократное качественное В1 полнение соревновательных упражнений, приемов и действий. мы организации этой части полностью зависят от задач и факторой (вида спорта, периода тренировки, возраста спортсмена). В различных! вариантах выполняются общеподготовительные, специальные и


ревновательные упражнения избранного вида спорта. Продолжитель­ность этой части — до 120 мин.

На практике сложились следующие варианты проведения основ­ной части занятия:

• учебно-тренировочный — осваиваются новые упражнения, прие­
мы и действия, выполняются соревновательные действия в опти­
мальном режиме;

• тренировочный — выполняются соревновательные действия из­
бранного вида спорта;

• контрольный — проверяется подготовка спортсменов с определе­
нием четких требований;

• модельный — проектируются условия предстоящих соревнова­
ний (копирование графика, время суток, часовой пояс, количе­
ство подходов, очередность выступления);

• восстановительный — планируется активный отдых и полное
восстановление сил.

Основная часть проводится для повышения работоспособности ор­ганизма спортсменов с применением упражнений из различных видов спорта и для совершенствования ведущих физических качеств, кото­рые оказывают непосредственное влияние на спортивную деятель­ность в виде спорта.

Заключительная часть занятия завершает его и способствует вос­становлению организма.

Мезоциклы (средние циклы) состоят из микроциклов, продолжи­тельность которых зависит от календаря соревнований и величины интервала между ними.

Мезоциклы могут быть: втягивающими — организм подготавлива­ется к перенесению больших нагрузок; основными — происходит под­готовка к соревнованиям, реализуются потенциальные возможности, повышается функциональная и физическая готовность; предсоревнова-тельными и соревновательными — осуществляется подготовка к пред­стоящим соревнованиям, моделируются их условия, проверяется гра­фик, определяются особенности технических и тактических действий, нагрузка. Восстановительные (промежуточные) мезоциклы направле­ны на организацию активного отдыха, снижение нагрузок.

Макроциклы (большие циклы) продолжаются полгода, год и не­сколько лет. Макроцикл можно разделить на подготовительный, со­ревновательный и переходный периоды. Это деление условно, так как периодизация зависит от вида спорта, подготовленности спортсме­нов, их индивидуальных возможностей. Спортсмены участвуют в со-


272 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

ревнованиях многократно в течение года и демонстрируют при высокие результаты. Например, мастера-бегуны на средние и длин] дистанции стартуют в течение года 20—40 раз, пловцы — 15—20 велосипедисты-шоссейники — 10—15 раз, борцы — 10—12 раз, листы — до 40, хоккеисты — до 60, а в НХЛ — более 80 раз.

Спортсмен тренируется много лет. В начале его спортивной деятч ности подготовительный период тренировки более продолжительн] так как в это время у него формируются базовые качества и двигат* ные навыки — физические и технические. С каждым годом длит< ность подготовительного периода уменьшается, а функционалы подготовленность спортсмена улучшается. Для поддержания спо! ной формы, повышения стабильности результатов, совершенствов| ния качеств и функций организма, достижения высокого спортивж мастерства, а также спортивного долголетия необходимо постоянз выполнять соревновательные действия и выступать в соревнование

В годичном цикле подготовительный и соревновательный перш могут повторяться по два или три раза, переходный — один раз в ко] тренировочного года. Это зависит от видов спорта и задач, стоя] перед спортсменами. Признано, что регулярную тренировку необ) димо проводить 10—11 месяцев в году, отдыхать, т.е. восстанавли] свои силы — четыре-шесть недель.

В течение олимпийского цикла уровень тренированности тсменов и их достижения должны ежегодно возрастать.

Для правильного построения круглогодичной тренировки оцени] ется функциональное состояние организма спортсменов в начале и в конце его, в том числе и после переходного периода, направлена го на активное восстановление. Важно, чтобы уровень комплексн] показателей состояния спортсмена был в конце года выше исходно! (перед занятиями в самом начале тренировочного года), тогда мо; быть уверенным, что спортсмен на следующий год начнет трени] ваться, имея хорошую базу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.