Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод дисконтированных будущих доходов




P (14)

Rн - p

САРМ как известно основана на представлении, что инвестор стремится к получению дополнительных доходов (по сравнению с гарантированными доходами). Дополнительный доход представляет собой вознаграждение, которое инвестор получает за то, что вкладывает средства в активы с более высоким уровнем риска.

С помощью САРМ делается попытка измерить дополнительный ожидаемый доход для активов на основе трех компонентов: безрисковой ставки дохода (risk-free rate), коэффициента бета и рыночной премии за риск (market premium).

re = rf + b(rm - rf) (10)

где:

re - ожидаемая инвестором ставка дохода на собственный капитал;

rf - безрисковая ставка дохода;

b - коэффициент бета;

rm - ставка дохода в среднем по рынку;

(rm - rf) - рыночная премия.

Таблица 2.3.

Вид риска Вероятный интервал ПОЯСНЕНИЯ
Ключевая фигура 0 - 5% Чем больше успех деятельности компании или успех реализации проекта зависит от какого либо лица, тем выше значение фактора риска. Таким лицом может быть как руководитель компании, так и любой другой служащий или рабочий, если его вклад в развитие предприятия является очень значительным, и с его уходом проект окажется под угрозой срыва.
Диверсификация товаров и рынков 0 - 5% Чем больше у компании видов выпускаемой продукции, и чем больше рынков, на которой она эту продукцию реализует, тем ниже фактор риска. Большим плюсом является факт успешной реализации товара, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Если продукция компании или какой-либо из товаров является монопольным, то риск резко снижается.
Диверсификация клиентуры 0 - 5% Чем больше сеть клиентов и вариантов распространения товара, тем ниже фактор риска. Если на какого-либо клиента приходится больше 50% всей реализации, считается, что у компании высокий риск.
Недостаток капиталовложений, определенных по смете 0 - 5% Исходя из практики, капиталовложений, определенных сметой, всегда оказывается недостаточно. Чем крупнее сумма капиталовложений, тем больше фактор риска.
Выход на рынок 0 - 5% Чем больше степень новизны продукта, и неопределеннее спрос на него, тем больше фактор риска.
Размер компании 0 - 5% Чем меньше компания, тем больше фактор риска.  
Финансовая структура 0 - 5% Чем больше коэффициент задолженности у компании и/или проекта по сравнению с собственным капиталом, тем больше фактор риска.

 

Для целей оценки конкретного бизнеса необходимо сделать ряд поправок к полученному значению.

Поправки к САРМ

1. Премия для небольших компаний (S1): при расчете уровня рыночного дохода и коэффициента бета используются данные, полученные при изучении риска инвестирования в крупные компании, акции которых котируются на фондовых биржах и доступны широкой публике. Однако чаще приходится оценивать инвестиционные проекты на небольших компания. Как показали проведенные исследования, существует премия для малых компаний, учитывающая большую степень риска вложения капитала в маленькие компании, чем в крупные.

2. Премия за риск, характерный для отдельной компании (S2): в некоторых случаях при оценке компании обнаруживается, что для нее характерен определенный инвестиционный риск, связанный с характером ее деятельности (например, сезонный характер продаж), что служит основанием для назначения дополнительной премии за риск.

3. Страновой риск (С): как показывают проведенные исследования, в интернациональных компаниях сложилась практика учета фактора странового риска при расчетах требуемой ставки дохода. Как правило, данный фактор риска учитывается только для инвесторов, не являющихся резидентами страны, где происходит вложение капитала.

4. Риск внедрения новой продукции на рынок (S3) [14]: для инвестиционного проекта характерен дополнительный риск, связанный с внедрением нового вида продукции на рынок. Однако, данный риск может быть равен 0 (нулю), если характер инвестиционного проекта не связан с разработкой и производством новой продукции. Примером проекта, для которого риск внедрения новой продукции на рынок равен нулю - проект, направленный на снижение себестоимости, производимой ранее продукции.

Тогда уравнение САРМ с учетом поправок будет выглядеть так:

 


re = rf + b(rm - rf)+ S1 + S2 + S3 + C (11)

До настоящего момента нами рассматривалась только ставка дохода для денежного потока для собственного капитала, но иногда при оценке предприятия или инвестиционных проектов, хотя и редко, требуется определение чистой стоимости проекта на основе денежного потока с учетом задолженности (денежного потока для общего инвестированного капитала). В этом случае следует определить средневзвешенную стоимость капитала, которая учитывает как доход на собственный капитал, так и доход по заемным средствам. Уравнение WACC выглядит следующим образом:

WACC = re х Pe + rd1 x (1 - t)x Pd1 + rd2 x Pd2 + rp x Pp + rb x Pb (12)

где:

re - ставка дохода на собственный капитал, определенная с помощью модели САРМ или кумулятивным подходом;

Pe - доля собственного капитала в общей структуре капитала компании;

rd - ставка дохода по заемным средствам;

Pd - доля заемного капитала в общей структуре капитала компании;

t - ставка налога на прибыль;

rp -ставка дохода по привилегированным акциям;

Pp - доля привилегированных акций в общей структуре капитала компании;

rb - ставка дохода по облигациям;

Pb - доля облигаций в общей структуре капитала компании;

rd1 - ставка дохода по заемным средствам, проценты по которым относятся на себестоимость;

Pd1 - доля заемного капитала, проценты по которому относятся на себестоимость в общей структуре капитала компании;

rd2 - ставка дохода по заемным средствам, выплата процентов по которым производится из прибыли;

Pd2 - доля заемного капитала, выплата процентов по которым производится из прибыли, в общей структуре капитала компании.

Специалисты считают, что инфляцию в расчетах имеет смысл учитывать, только если ее процент составляет больше 8% в год. Как уже отмечалось, если денежный поток составлен на реальной основе, то и ставка дохода должна быть очищена от влияния инфляции. И, наоборот, для денежного потока на номинальной основе ставка дохода должна учитывать влияния инфляционного роста. Нижеприводимая формула показывает, какая зависимость существует между реальной и номинальная ставкой дохода:

rн = rр + p + rр*p, (13)

где:

rн - номинальная ставка дохода (с учетом инфляции);

rр - реальная ставка дохода (без учета инфляции);

p - уровень инфляции.

тогда:

rр =

 

 

Метод дисконтированных будущих доходов считается наиболее приемлемым для оценки стоимости предприятия, если можно составить достаточно разумный прогноз его деятельности в будущем, и если результаты будущей деятельности значительно отличаются от результатов настоящей или прошлой деятельности вследствие факторов отличных от обычного темпа роста (g). Примером предприятия, которое может быть оценено подходом дисконтированных будущих доходов, является предприятие, выходящее по каким-либо причинам на стабильный уровень производства.

Метод дисконтированных будущих доходов используется, когда:

ожидается, что будущие доходы (чистая прибыль или чистый денежный поток) будут существенно отличаться от доходов в настоящее время;

можно достаточно точно оценить будущие доходы предприятия;

прогнозируемые доходы являются положительными величинами для большинства прогнозных лет;

ожидается, что доход предприятия в последний год прогнозного периода будет значительной положительной величиной.

Преимущества подхода дисконтированных будущих доходов:

· единственный метод, который учитывает будущие ожидания относительно цен, затрат, инвестиций и т.д.;

· включает рыночный аспект, так как требуемая ставка дохода (дисконта) берется по данным рынка.

Недостатки подхода дисконтированных будущих доходов:

· трудности составления прогнозов,

· умозрительность.

Формула подхода дисконтированных будущих доходов:

(15)

S Дn (1 + r)n   + Остаточная стоимость (1 + r) n
    Стоимость компании в прогнозный период     Стоимость компании в остаточный период

где:

n - 0,1,2,...,N - интервалы планирования;

Дn - доход (отрицательный или положительный) в период n;

r - ставка дохода на капитал.

 

Оценка стоимости предприятия подходом дисконтированных будущих доходов предусматривает несколько этапов.

На первом этапе оценки бизнеса необходимо подготовить финансовые прогнозы деятельности для каждого интервала планирования прогнозного периода, а также прогноз будущих доходов в остаточный период. Перед началом составления прогнозов оценщику предстоит сделать выбор, на основе какого потока дохода – чистой прибыли или денежного потока будет производиться оценка бизнеса. Как правило, оценка производится на основе прогнозов денежных потоков. Только в том случае, если достоверный прогноз денежных потоков составить не возможно, оценка бизнеса может быть произведена на основе потока чистой прибыли.

Во-первых, потому что денежный поток со знаком “+” учитывает амортизационные отчисления, которые тоже являются доходом, идущим на воспроизводство активов, в то время как при расчете чистой прибыли амортизация отнимается из суммы валового дохода. Это связано с тем, что доход, идущий на воспроизводство активов не облагается налогом на прибыль.

Во-вторых, прогноз чистой прибыли не учитывает инвестиций, как в оборотный капитал, так и капиталовложений.

В-третьих, если деятельность предприятия или реализация проекта частично или полностью финансируется за счет заемных средств, то при расчете чистой прибыли не учитываются проценты за использование кредитов, которые гасятся за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия, а также суммы вновь полученных и погашение ранее взятых кредитов.

Различают два типа денежных потоков, в зависимости от владельца капитала, в распоряжении которого он остается: 1). денежный поток для собственного капитала (чистый денежный поток), 2). денежный поток с учетом задолженности (свободный денежный поток FCF). Как правило, при оценке бизнеса требуется оценка денежного потока для собственного капитала, потому что он отражает величину денежных средств, которые останутся в распоряжение владельцев собственного капитала (акционеров) после уплаты налогов, процентов за использование заемных средств и погашения основной суммы задолженности.

Иногда также требуется оценка денежного потока с учетом задолженности, который отражает как величину денежных средств, остающихся в распоряжении владельцев, так и величину заемных средств. Модель свободного денежного потока имеет следующий вид:

FCF = (S-C)* (1-T) – IC ± ΔNWC, (16)

Где:

S - выручка (нетто) от продаж;

C - себестоимость продаж;

IC – инвестиции в основной капитал;

ΔNWC – изменение величины чистого оборотного капитала;

(1-T)- налоговый корректор.

Как уже отмечалось, стоимость компании равна сумме стоимостей компании в прогнозный и остаточный периоды. Стоимость компании в остаточный период еще называют остаточной стоимостью компании.

Остаточная стоимость - это текущая стоимость прогнозируемых доходов, которые будет генерировать оцениваемая компания за пределом установленного прогнозного периода. Остаточная стоимость компании должна оцениваться особенно тщательно, поскольку в большинстве случаев именно на остаточную стоимость компании приходится большая часть итоговой стоимости компании.

Ниже перечислены наиболее часто используемые методы для оценки остаточной стоимости компании:

· модель Гордона (модель постоянного роста).

· ликвидационная стоимость;

· по стоимости чистых активов;

· по стоимости замещения;

· мультипликатор цена/прибыль;

· мультипликатор цена/балансовая стоимость.

Модель Гордона, названная по имени Майрона Дж. Гордона, много сделавшего для развития и популяризации данного метода, предполагает, что темп роста потока дохода в остаточный период является постоянным. Оценка остаточной стоимости компании по модели Гордона должна совпасть с оценкой, которая была бы получена, если бы остаточная стоимость оценивалась с учетом неограниченного прогнозного периода. Модель Гордона, конечно же, является предпочтительнее, поскольку не требует составления прогнозов денежных поток на долгий период времени.

Формула оценки остаточной стоимости по модели Гордона:

Остаточная стоимость = Дt r – g

(17)

где:

Дt - годовой, стабильный поток дохода первого года после окончания прогнозного периода;

r - соответствующая ставка дохода;

g - долгосрочный темп роста.

Метод ликвидационной стоимости предполагает, что остаточная стоимость равна доходам от продажи активов, принадлежащих компании, за вычетом выплаты всех обязательств, которые возникнут на конец прогнозного периода. Величина остаточной стоимости, полученная таким методом, обычно далека от величины стоимости, полученной на основе модели Гордона. Если отрасль, к которой принадлежит оцениваемая компания, является растущей и прибыльной, то остаточная стоимость, рассчитанная на основе ликвидационной стоимости, будет существенно ниже, чем остаточная стоимость, рассчитанная на основе модели Гордона. В отрасли, испытывающей спад, ликвидационная стоимость наоборот может оказаться выше. Остаточную стоимость на основании ликвидационной стоимости нужно рассчитывать только в единственном случае, когда в конце прогнозного периода компания будет ликвидирована.

Стоимость чистых активов

Данный метод отличается от предыдущего лишь тем, что в конце прогнозного периода доход от продажи активов, а также обязательства определяются по их рыночной стоимости на тот момент времени.

Стоимость замещен ия

Данный метод утверждает, что остаточная стоимость компании равна прогнозируемым затратам на замещение активов компании. Этот метод имеет большое количество недостатков. Ниже перечислены наиболее существенные:

· Замещению подлежат только материальные активы. Так называемый "организационный капитал" можно оценить только на основе доходов, которые он генерирует. Оценка остаточной стоимости по стоимости замещения материальных активов может привести к существенному занижению стоимости компании.

· Не все активы компании можно заместить. Представим себе оборудование, которое можно использовать только в конкретной отрасли. Стоимость замещения актива может азаться столь высокой, что сделает замещение экономически невыгодным. И еще, до тех пор пока актив обеспечивает положительный денежный поток, он имеет ценность для действующего предприятия.

Особенностью оценки объектов недвижимости в отличие от других активов являются длительные сроки вложения капитала. При продолжительном сроке жизни поток доходов более или менее стабилен. Важное значение имеет определение возможной цены реализации объекта недвижимости. Эта цена не является постоянной и зависит от конъюнктуры, которая может сложиться на рынке недвижимости во взаимосвязи с рынком капитала.

Пример:

Ожидаемый поток доходов от объекта недвижимости в течение десяти лет составляет 4,5 млн. руб. в год; предполагаемая цена продажи – 3.6. млн. руб; приемлемая ставка доходности -15%. Для определения текущей стоимости будущих денежных потоков (PV) используем фактор текущей стоимости аннуитета за десять лет.

PV = 4,5 * 5,0188 = 22,58 млн. руб.

Текущую стоимость цены продажи рекомендуют дисконтировать по более высокой ставке доходности (допустим 18%), поскольку риск возможной сделки здесь выше:

PV = 3,6*1\(1+0,18)10 = 3,6* 0,1911 = 0,69 млн. руб.

Тогда общая стоимость объекта недвижимости составит в сумме 23,27 млн. руб.

Метод избыточных прибылей основан на предположении о том, что избыточную прибыль приносят фирме не показанные в балансе нематериальные активы, которые обеспечивают доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня.

Этим методом оценивают преимущественно гудвилл. Он выражает часть нематериальных активов компании, определяемую деловой репутацией и деловыми связями. Известностью фирменного наименования и торговой марки.

Основные этапы работы по оценке стоимости фирмы методом избыточного дохода (прибыли) следующие:

· любым из возможных методов устанавливают стоимость всех активов;

· нормализуют прибыль оцениваемой компании;

· выявляют среднеотраслевую доходность активов и собственного капитала;

· вычисляют ожидаемую прибыль путем умножения рыночной стоимости активов на из среднеотраслевую доходность;

· определяют избыточную прибыль посредством вычитания из нормализованной прибыли ее ожидаемой величины;

· вычисляют стоимость гудвилл путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации.

Пример:

Необходимо оценить стоимость гудвилл и определить рыночную цену бизнеса.

Известно, что:

· рыночная стоимость активов компании равна 100млн.руб.;

· нормализованная чистая прибыль – 12 млн.руб.;

· средняя рентабельность активов -10%;

· ставка капитализации -10%.

Ожидаемая прибыль составит: 100*10% = 10 млн.руб. Следовательно, избыточная прибыль 12 - 10 = 2 млн.руб.

Величина гудвилл: 2\ 0,15 = 13,33 млн. руб. Рыночная стоимость компании –113,33 млн. руб.

Контрольные вопросы

 

1. Какой принцип лежит в основе методологии доходного подхода?

2. От чего зависит выбор модели денежного потока при использовании доходного подхода?

3. Каким образом определяется длительность прогнозного периода?

4. Как составляется план производства и продаж для оцениваемого предприятия?

5. Чем различаются косвенный и прямой методы расчета величины денежного потока?

6. Каков экономический смысл методик определения ставки дисконта для денежного потока для собственного капитала; какая методика и в каком случае может быть применена?

7. Что представляет собой модель средневзвешенной стоимости капитала?

8. Как определить стоимость бизнеса в постпрогнозный период в

соответствии с моделью Гордона?

9. В каких случаях при оценке бизнеса необходимо внесение итоговых поправок?

10. В чем заключается экономический смысл метода капитализации прибыли?

11. Какая взаимосвязь существует между ставкой капитализации и

ставкой дисконта?

 

 

2.5. Рыночный (сравнительный подход)

Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности являет­ся ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыноч­ные цены купли-продажи акций, компаний – аналогов; с другой стороны, ¾ а фактически достигнутые финансовые результаты.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возмож­ность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:

Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформи­рованные рынком цены на аналогичные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприя­тия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочис­ленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и пред­ложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития от­расли, конкретные особенности предприятия и т. д.

Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтерна­тивных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает прежде всего будущий доход. Производственные, технологические и другие особен­ности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перс­пектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и фи­нансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Сле­довательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как при­быль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость соб­ственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инве­стором.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных пред­приятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ог­раничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.

Сравнительный подход базируется на исторической информации и, следователь­но, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финан­совой деятельности предприятия. Достоинством сравнительного подхода является реальное отра­жение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостат­ков, ограничивающих его использование в оценочной практике.

Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результа­ты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем. Сама логика оценивания предполагает, что цена актива определяется будущими доходами, приносимыми им владельцу. Из положения можно выйти, используя фактические показатели предприятия как прогноз для прогноза будущих. Если в изменении используемых показателей просматривается твёрдая тенденция, её можно включить, скорректировав показатель.

Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии дос­тупной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемо­му предприятию, но и по большому числу похожих фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным процессом.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серь­езного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсо­лютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить разли­чия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.

Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зави­сит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предпола­гает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе ус­ловие ¾ открытость рынка или доступность финансовой информации, необ­ходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие спе­циальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщи­ка, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и до­рогостоящим.

2.5.1. Методы сравнительного (рыночного подхода)

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравни­тельный подход предполагает использование трех основных методов:

· метод компании-аналога;

· метод сделок;

· метод отраслевых коэффициентов;

· метод накопления активов

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, основным элементом базы сравнения служит цена на единичную акцию акционер­ных обществ открытого типа.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наи­более оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотно­шений, основан на использовании устоявшихся соотношений между це­ной и определенными финансовыми параметрами. Например, цена бензозапра­вочной станции колеблется в диапазоне 1,2 – 2,0 месячной выручки. Цена предприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75 – 1,5 величины чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудо­вания и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие.

Технологии применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадают, а различие ограничивается в типе исход­ной ценовой информации: либо цена одной акции, не дающая никаких эле­ментов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.

Суть методики заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оценива­емому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприя­тию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив ве­личину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцени­ваемой компании, получим ее стоимость.

Пример. Необходимо оценить предприятие, получившее в последнем финансовом году чистую прибыль в размере 950 тыс. руб. Аналитик знает, что недавно была продана сходная компания за 8000 тыс. руб., чистая при­быль которой за аналогичный период составила 800 тыс. руб.

1. Рассчитаем по компании-аналогу мультипликатор цена/чистая при­быль:

8000:800= 10.

2. Определим стоимость оцениваемой компании:

950* 10 = 9500 млн. руб.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, так как предполагает внесе­ние достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной со­поставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, необходимо рассмотреть приоритетные критерии сопоставимости исходя из кон­кретных условий, целей оценки, качества информации.

Рассмотрим основные критерии отбора аналогичных компаний.

Отраслевое сходство ¾ список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Оцен­щик должен учитывать следующие дополнительные факторы:

• уровень диверсификации производства.

• зависимость от одних и тех же экономических факторов.

• стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов. Размер является важнейшим критерием при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки раз­мера компании включают такие параметры, как объем реализованной про­дукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т. д. При этом должны учитываться факторы, обеспечивающие величину прибыли:

• географическую диверсификацию ¾ крупные компании обычно имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, минимизируя тем самым риск нестабильности объемов продаж;

• количественные скидки ¾ крупные компании закупают сырье в боль­шем объеме, чем небольшие фирмы, и получают при этом значительные скид­ки.

• ценовые различия по сходным товарам ¾ крупные компании зачастую имеют возможность устанавливать более высокие цены.

Перспективы роста ¾ оценивая перспективы роста компании, необходимо рассмотреть сте­пень влияния трех основных факторов:

· общего уровня инфляции,

· перспек­тив роста отрасли в целом и

· индивидуальных возможностей развития конк­ретной фирмы в рамках отрасли.

Финансовый риск. Оценка финансового риска осуществляется следую­щими способами:

• сравнивается структура капитала или соотношение собственных и за­емных средств;

• оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обяза­тельства текущими активами;

• анализируется кредитоспособность фирмы, другими словами ¾ спо­собность привлекать заемные средства на выгодных условиях.

Качество менеджмента ¾ оценка этого фактора наиболее сложна, так как анализ проводится на основе косвенных данных, таких, как качество отчет­ной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.

Перечень критериев сопоставимости, приведенный выше, не является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность самостоятельно дополнять список дополнительными факторами.

Ценовой мультипликатор ¾ это коэффициент, показывающий соотно­шение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерите­лем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к ко­торым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивиденд­ные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.