КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование итоговой величины стоимости
Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов: • выбора величины мультипликатора; • взвешивания промежуточных результатов; • внесения итоговых корректировок. Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям – аналогам бывает достаточно широк. Отсекаются экстремальные величины и рассчитываются средние значения мультипликаторов по группе аналогов. Затем проводится финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора используются финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором. По величине финансового коэффициента определяется положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке. Полученные результаты накладываются на ряд мультипликаторов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости оцениваемой компании. Пример. Диапазон мультипликатора цена/балансовая стоимость активов по 15 компаниям, взятым в качестве аналога, равен 0,92 – 5,67. Среднее значение мультипликатора - 2,15, Центр диапазона равен 3,3[(5,67-0,92):2+0,92]. Следовательно, большинство компаний имеют величину мультипликатора чуть ниже средней. Практика показывает, что данный мультипликатор хорошо коррелирует с финансовым коэффициентом ¾ доходом на собственный капитал. Проанализируем этот коэффициент по компаниям-аналогам. Диапазон представлен следующим образом: 4,1% – 15,6%; средняя величина ¾ 8,32, что несколько меньше центра диапазона [(15,6 – 4,1): 2 + 4,1] = 9,85. Доход на собственный капитал в оцениваемой компании составляет 12,5%. Величина мультипликатора для оцениваемой компании может быть получена либо методом трендовой прямой, либо анализом соотношения трех величин: • средневзвешенной величины мультипликатора; • средневзвешенной величины финансового коэффициента; • фактической величины финансового коэффициента оцениваемой компании. Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения мультипликаторов, должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств, наиболее типичными являются следующие поправки. Портфелъная скидка предоставляется при наличии не привлекательного для покупателя характера диверсификации производства. Аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся активы непроизводственного назначения. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность. В некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля.
Рис.2.1.
Факторы, оказывающие влияние на контроль, ликвидность и прочее: · Удельный вес пакета акций; · Эффект распределения собственности предприятия (т.е. значимость или привлекательность оцениваемого пакета акций); · Режим голосования (т.е. ограничения на значимость или привлекательность пакета акций); · Финансовые условия бизнеса (т.е. уровень левереджа); · Финансово – экономическое положение предприятия; · Наличие пакетов привилегированных акций (пакетов неголосующих акций); · Выплаты дивидендов по акциям и уровень дивидендов; · Котировки акций; · Потеря ключевой фигуры (например, наследство); · Наличие «золотой акции»; · Наличие государственных пакетов акций и т.п. Общие формулы определения стоимости пакетов акций с учетом введения скидок и надбавок могут быть представлены в следующем виде - для мажоритарных пакетов акций: Са = Уа*[(О - НА)*(1+Кк) + НА]*(1 - Кл)*(1 - Кп)*(1-Квл) - Днк (18) - для миноритарных пакетов акций: Са = Уа*О*(1 - Кк)*(1 - Кл)*(1 - Кп)*(1 - Квл) - Днк (19), где: Уа – удельный вес оцениваемого пакета акций; О – общая стоимость предприятия (бизнеса) как 100 % мажоритарный пакет; НА – стоимость неоперационных активов; Кк – скидка (или надбавка) за контроль; Кл – скидка за ликвидность, учитывающая влияние внутренних факторов Кп – скидка за иные факторы влияния; Квл – скидка за ликвидность, учитывающая влияние внешних факторов; Днк – прямая денежная скидка для некотирующихся пакетов акций.
В таблице 2.5. приведены сведения по общему алгоритму учета отдельных факторов.
Таблица 2.5.
Теоретически необходимость применения премии за контроль может быть обоснована с точки зрения трех основных позиций: 1. Право собственности на акции компании может быть рассмотрено как совокупность трех элементов стоимости: права на пропорциональную долю чистых активов (стоимость активов); права на пропорциональную долю прибыли, распределяемой компанией (стоимость доходов); права на пропорциональное участие в управлении предприятием (стоимость контроля). Разделение стоимости акций на данные элементы показывает, что участие в управлении имеет внутреннюю стоимость, независимую от стоимости доходов и активов компании. 2. Использование премии за контроль обосновано наличием взаимосвязи между контролем и корпоративной деятельностью. Покупатель может заплатить премию за контрольный пакет акций, так как инвестиции в контрольный пакет более перспективны и более надежны, чем инвестиции в миноритарный пакет акций, поскольку это позволит инвестору проводить ту политику по управлению своими инвестициями, которую он считает необходимой. 3. Контроль обеспечивает возможность осуществлять операции в собственных интересах, что и обусловливает применение премии за контроль. Собственные интересы проявляются, когда контрольный акционер использует свои полномочия по управлению предприятием таким образом, чтобы извлечь для себя выгоду за счет миноритарных акционеров: например, владельцы контрольного пакета акций выводят активы, вообще их не оплачивая или выплачивая сумму ниже рыночной стоимости. Общепринятые методы определения адекватного размера премии за размер пакета (контроль) при оценке пакета акций или доли участия сводятся к следующим группам. Первая группа методов предполагает, что премия за контроль определяется среднерыночной премией, уплачиваемой за контрольные преимущества пакета для публично торгуемых компаний. Данная группа методов может быть обозначена как статистические методы. Премия за размер определяется на основе соотнесения цены одной акции в составе пакета с ее котировкой на фондовом рынке (т.е. в составе мелкого миноритарного пакета). CP = V1–P1 P1 (20)
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |