Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование итоговой величины стоимости




Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

• выбора величины мультипликатора;

• взвешивания промежуточных результатов;

• внесения итоговых корректировок.

Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впослед­ствии в отчете. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям – аналогам быва­ет достаточно широк. Отсекаются экстремальные величины и рас­считываются средние значения мультипликаторов по группе аналогов. Затем проводится финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора используются финансовые коэффициенты и показатели, наи­более тесно связанные с данным мультипликатором. По величине финансо­вого коэффициента определяется положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке. Полученные результаты накладываются на ряд мультиплика­торов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть ис­пользована для расчета стоимости оцениваемой компании.

Пример. Диапазон мультипликатора цена/балансовая стоимость активов по 15 компаниям, взятым в качестве аналога, равен 0,92 – 5,67. Среднее значение мультипликатора - 2,15, Центр диапазона равен 3,3[(5,67-0,92):2+0,92]. Следовательно, большинство компаний имеют ве­личину мультипликатора чуть ниже средней. Практика показывает, что дан­ный мультипликатор хорошо коррелирует с финансовым коэффициентом ¾ доходом на собственный капитал. Проанализируем этот коэффициент по компаниям-аналогам. Диапазон представлен следующим образом: 4,1% – 15,6%; средняя величина ¾ 8,32, что несколько меньше центра диапазона [(15,6 – 4,1): 2 + 4,1] = 9,85. Доход на собственный капитал в оцениваемой компании составляет 12,5%. Величина мультипликатора для оцениваемой компании может быть получена либо методом трендовой прямой, либо ана­лизом соотношения трех величин:

• средневзвешенной величины мультипликатора;

• средневзвешенной величины финансового коэффициента;

• фактической величины финансового коэффициента оцениваемой ком­пании.

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения муль­типликаторов, должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств, наиболее типичными являются следующие поправки. Портфелъная скидка предоставляется при наличии не привлекательного для по­купателя характера диверсификации производства. Аналитик при определе­нии окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся активы непроизводственного назначения. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность. В некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые ин­вестору элементы контроля.

 

Рис.2.1.

 

Факторы, оказывающие влияние на контроль, ликвидность и прочее:

· Удельный вес пакета акций;

· Эффект распределения собственности предприятия (т.е. значимость или привлекательность оцениваемого пакета акций);

· Режим голосования (т.е. ограничения на значимость или привлекательность пакета акций);

· Финансовые условия бизнеса (т.е. уровень левереджа);

· Финансово – экономическое положение предприятия;

· Наличие пакетов привилегированных акций (пакетов неголосующих акций);

· Выплаты дивидендов по акциям и уровень дивидендов;

· Котировки акций;

· Потеря ключевой фигуры (например, наследство);

· Наличие «золотой акции»;

· Наличие государственных пакетов акций и т.п.

Общие формулы определения стоимости пакетов акций с учетом введения скидок и надбавок могут быть представлены в следующем виде

- для мажоритарных пакетов акций:

Са = Уа*[(О - НА)*(1+Кк) + НА]*(1 - Кл)*(1 - Кп)*(1-Квл) - Днк (18)

- для миноритарных пакетов акций:

Са = Уа*О*(1 - Кк)*(1 - Кл)*(1 - Кп)*(1 - Квл) - Днк (19),

где:

Уа – удельный вес оцениваемого пакета акций;

О – общая стоимость предприятия (бизнеса) как 100 % мажоритарный пакет;

НА – стоимость неоперационных активов;

Кк – скидка (или надбавка) за контроль;

Кл – скидка за ликвидность, учитывающая влияние внутренних факторов

Кп – скидка за иные факторы влияния;

Квл – скидка за ликвидность, учитывающая влияние внешних факторов;

Днк – прямая денежная скидка для некотирующихся пакетов акций.

 

В таблице 2.5. приведены сведения по общему алгоритму учета отдельных факторов.

 

 

Таблица 2.5.

№ п/п Факторы влияния На что влияет Как учитывать
  ВНЕШНИЕ    
  Правовая форма предприятия (ОАО, ЗАО, ООО)   Ликвидность   Учитывается только при продаже пакета акций на открытом аукционе
  Законодательные ограничения и т.п.   Ликвидность   Индивидуальный подход к каждому предприятию
  Удельный вес оцениваемого пакета акций (или долей в ООО) Ликвидность Контроль   Фактор используется при проведении расчетов
  Эффект распределения собственности предприятия (т.е. значимость или привлекательность оцениваемого пакета акций, долей) Ликвидность Контроль    
  Режим голосования (т.е. ограничения на значимость или привлекательность пакета акций) Ликвидность Контроль   Фактор используется при проведении расчетов значимости оцениваемого пакета акций
  Финансовые условия бизнеса, уровень левереджа   Ликвидность   Фактор используется при расчетах в затратном, сравнительном и доходном подходах
  Финансово-экономическое положение предприятия Ликвидность   Как вариант, может определяться косвенный показатель (коэффициент «В/З») способный помочь нам в принятии экспертного решения о скидке на ликвидность:  
  Наличие пакетов привилегированных акций (пакетов неголосующих акций)   Ликвидность Контроль   Фактор используется при проведении расчетов значимости оцениваемого пакета акций
  Выплаты дивидендов по акциям и уровень дивидендов   Ликвидность Контроль   Дифференцированно
  Котировки акций   Ликвидность Прямая денежная поправка Фактор используется в сравнительном подходе  
  Потеря ключевой фигуры (например, наследство) и т.п.   Ликвидность Контроль   Фактор используется при расчетах в затратном и доходном подходах
  Наличие «золотой акции» Ликвидность Контроль   Фактор используется при проведении расчетов значимости оцениваемого пакета акций
  Наличие государственного пакета акций Ликвидность Контроль   Фактор используется при проведении расчетов значимости оцениваемого пакета акций

 

Теоретически необходимость применения премии за контроль может быть обоснована с точки зрения трех основных позиций:

1. Право собственности на акции компании может быть рассмотрено как совокупность трех элементов стоимости: права на пропорциональную долю чистых активов (стоимость активов); права на пропорциональную долю прибыли, распределяемой компанией (стоимость доходов); права на пропорциональное участие в управлении предприятием (стоимость контроля). Разделение стоимости акций на данные элементы показывает, что участие в управлении имеет внутреннюю стоимость, независимую от стоимости доходов и активов компании.

2. Использование премии за контроль обосновано наличием взаимосвязи между контролем и корпоративной деятельностью. Покупатель может заплатить премию за контрольный пакет акций, так как инвестиции в контрольный пакет более перспективны и более надежны, чем инвестиции в миноритарный пакет акций, поскольку это позволит инвестору проводить ту политику по управлению своими инвестициями, которую он считает необходимой.

3. Контроль обеспечивает возможность осуществлять операции в собственных интересах, что и обусловливает применение премии за контроль. Собственные интересы проявляются, когда контрольный акционер использует свои полномочия по управлению предприятием таким образом, чтобы извлечь для себя выгоду за счет миноритарных акционеров: например, владельцы контрольного пакета акций выводят активы, вообще их не оплачивая или выплачивая сумму ниже рыночной стоимости.

Общепринятые методы определения адекватного размера премии за размер пакета (контроль) при оценке пакета акций или доли участия сводятся к следующим группам.

Первая группа методов предполагает, что премия за контроль определяется среднерыночной премией, уплачиваемой за контрольные преимущества пакета для публично торгуемых компаний. Данная группа методов может быть обозначена как статистические методы.

Премия за размер определяется на основе соотнесения цены одной акции в составе пакета с ее котировкой на фондовом рынке (т.е. в составе мелкого миноритарного пакета).

CP = V1–P1

P1 (20)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.