Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка коррекционно-развивающих программ. Консультирование родителей и педагогов




ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты комплексной диагностики используются для решения следующих задач:

1. Определение уровня школьной готовности ребенка и выбор соответствующей его развитию программы начального обучения. Заполнение характеристики выпускника дошкольного учреждения.

2. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ и консультирование родителей и педагогов.

3. Анализ учебно-воспитательного процесса и эффективности используемых программ, форм и методов работы с детьми в дошкольном учреждении.

Результаты обследования используются для заполнения ХАРАКТЕРИСТИКИ выпускника детского сада и построения ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ГОТОВНОСТИ ребенка к обучению в школе. Стандартный бланк характеристики и профиля готовности даны в приложении.

 

Определение уровня школьной готовности и выбор программы начального обучения проводятся с учетом следующих показателей:

1. Состояние здоровья ребенка (физиологическая готовность к обучению в школе). Если имеются хронические заболевания, черепно-мозговые травмы, частые простудные заболевания, слабое физическое развитие, такому ребенку следует рекомендовать щадящую форму начального обучения. Определение группы здоровья и физиологической готовности ребенка к школе проводят медицинские работники.

2. Показатель общего уровня психического развития и готовности ребенка к школе - индивидуальный индекс готовности к обучению (ИИГ).

3. Уровень развития отдельных учебно-важных качеств (УВК).

 

Диагностику школьной готовности в подготовительной группе детского сада целесообразно проводить дважды: первый раз - в сентябре, второй раз - в марте. По результатам предварительной диагностики выявляются дети с недостаточным развитием УВК, разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы, планируется индивидуальная и групповая работ с детьми по развитию готовности к систематическому школьному обучению. Коррекционно-развивающую работу необходимо проводить в тесном контакте с семьей и педагогами группы.

В дошкольном учреждении используются индивидуальные и групповые (в форме родительских собраний, семинаров и печатной информации) консультации для родителей. Задача работников детского сада - дать родителям полную информацию о программах начального обучения, закономерностях и методах формирования школьной готовности, об индивидуальных особенностях развития каждого ребенка (конкретная информация о ребенке дается родителям только при индивидуальном консультировании). Работу с родителями по подготовке детей к школе в подготовительной группе необходимо начинать в сентябре.

В ходе индивидуальной консультации по результатам итоговой диагностики готовности к школе (в марте - апреле) родителей информируют об уровне развития ребенка, знакомят с характеристикой и профилем готовности, рекомендуют наиболее подходящую для него программу начального обучения, дают рекомендации по развитию и компенсации недостаточно развитых УВК.

Важно помнить, что окончательное решение о выборе той или иной программы начального обучения для своего ребенка принимают родители. Они могут не согласиться с рекомендациями дошкольного учреждения. В этом случае необходимо предупредить о последствиях такого выбора, дать рекомендации по преодолению возможных трудностей. Выводы дошкольного учреждения о готовности ребенка к обучению в школе носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер.

Нельзя забывать, что психика ребенка представляет собой сложную динамичную систему, она очень пластична и чувствительна к педагогическим воздействиям, использование целенаправленной коррекционно-развивающей программы и оздоравливающих мероприятий может повысить уровень развития отдельных УВК и школьной готовности в целом. Без специальной целенаправленной работы УВК развиваются слабо. При этом далеко не все компоненты готовности поддаются тренировке. Установлено, что в дошкольном возрасте достаточно легко развиваются (корректируются) качества: мотивы учения (М), отношение к школе (ОШ), отношение к детям (ОД), отношение к себе (ОС), зрительный анализ (ЗА). Качества, развитие которых требует более длительной работы: принятие задачи (ПЗ), произвольность деятельности (ПРД), вводные навыки (ВН), графический навык (ГН), уровень обобщений (УО), обучаемость (Об), мелкая моторика (СК). Практически не поддается тренировке вербальная механическая память (МП).

Если родители могут создать необходимые условия для развития УВК в оставшееся до поступления в школу время, диагностику школьной готовности ребенка можно провести повторно в августе. При этом следует помнить, что активные занятия с ребенком в летний период нежелательны и малоэффективны. Во-первых, экспериментально установлено, что умственная активность детей в летние месяцы (июнь, июль, август) снижается и значительно возрастает осенью (октябрь, ноябрь).Во-вторых, чрезмерная нагрузка в форме "занятий" летом может вызвать у ребенка негативное отношение к школе и учению. В-третьих, основное внимание родителей в летние месяцы должно быть направлено на укрепление здоровья и физическое развитие ребенка, так как физиологическая готовность к обучению в школе составляет фундамент школьной успеваемости.

Для получения наиболее полной информации об уровне развития ребенка анализ результатов комплексной диагностики целесообразно проводить по следующему плану.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.