Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример анализа индивидуального профиля готовности ребенка к обучению в школе




Последовательность шагов анализа результатов комплексной диагностики готовности ребенка к началу школьного обучения

1.Получить данные о группе здоровья и особенностях физического развития ребенка.

2.Определить уровень готовности ребенка к обучению в школе на основании индивидуального индекса готовности.

3.Определить уровень развития функциональных блоков структуры школьной готовности по профилю готовности и по среднему показателю развития УВК. Средний показатель развития УВК подсчитывается следующим образом: сумма стандартных баллов по каждому УВК, входящему в блок готовности, делится на количество УВК, при необходимости результат округляется до целых значений. Особое внимание следует обратить на функциональные блоки, имеющие уровень развития ниже среднего, так как это основной источник будущих трудностей в обучении. Характеристика функциональных блоков готовности дана в п.1.3.

4.Выявить УВК, имеющие уровень развития ниже среднего и низкий, используя характеристику УВК в п.1.4, определить возможные трудности в обучении. Определить УВК, имеющие уровень развития выше среднего и высокий.

5.Сформулировать рекомендации по индивидуальному подходу в обучении ребенка с учетом его "сильных" и "слабых" качеств.

6.Спланировать коррекционно-развивающую работу с ребенком с учетом общего уровня готовности к школе, уровня развития функциональных блоков и отдельных УВК, их тренируемости и значимости для успешности обучения (весового значения УВК). Для этого следует использовать п.1.3., табл.1

 

Анализ индивидуального профиля готовности ребенка, поступающего в школу, позволяет определить сильные и слабые стороны его развития, правильно организовать индивидуальную работу с учащимся, выявить "скрытую неуспеваемость" и своевременно оказать начинающему школьнику необходимую помощь.

В качестве примера рассмотрим индивидуальный профиль готовности к школе ученика первого класса четырехлетней начальной школы Саши Р., полученный в начале учебного года (рис.1, график выполнен сплошной линией).

Анализ профиля показывает достаточно высокий уровень личностно-мотивационной готовности (качества: М, ОШ, ОД, ОС), это значит, что у Саши к началу школьного обучения есть стремление учиться, осознание важности и значимости учения, в целом положительное эмоциональное отношение к школе и одноклассникам, уверенность в своих силах.

Анализ УВК, отражающих общую структуру деятельности (М, ПЗ, ВН, ВП, ПРД), говорит о том, что к началу школьного обучения сформирован такой уровень учебной деятельности, который необходим для начала обучения по традиционной программе. Как известно, традиционное обучение, особенно в первоначальный период, предполагает усвоение материала через воспроизведение образцов, заданных учителем. Главным в обучении является отработка умений, которая достигается за счет многократных повторений. Чем точнее учащийся действует по образцу, предложенному учителем, тем выше его учебные успехи. Высокий уровень учебной мотивации (М), умение принимать

Уровни УВК  
Выше среднего  
Средний (норма)  
Ниже среднего  
    Низкий  
  М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА ВП СК ПРД ОБ УВК
Рис.1.Индивидуальный профиль готовности к обучению в школе Саши Р.
                               

 

Анализ профиля показывает достаточно высокий уровень личностно-мотивационной готовности (качества: М,ОШ,ОД,ОС), это значит, что у Саши к началу школьного обучения есть стремление учиться, осознание важности и значимости учения, в целом положительное эмоциональное отношение к школе и одноклассникам, уверенность в своих силах.

Анализ УВК, отражающих общую структуру деятельности (М, ПЗ, ВН, ВП, ПРД), говорит о том, что к началу школьного обучения сформирован такой уровень учебной деятельности, который необходим для начала обучения по традиционной программе. Как известно, традиционное обучение, особенно в первоначальный период, предполагает усвоение материала через воспроизведение образцов, заданных учителем. Главным в обучении является отработка умений, которая достигается за счет многократных повторений. Чем точнее учащийся действует по образцу, предложенному учителем, тем выше его учебные успехи. Высокий уровень учебной мотивации (М), умение принимать учебную задачу (ПЗ) и точно выполнять инструкции педагога (ПРД), достаточный запас знаний и умений (ВН) и способность к восприятию и сохранению учебной информации (ВП) являются необходимой основой для успешного обучения в период усвоения грамоты (в четырехлетней начальной школе этот период охватывает весь первый год обучения, в трехлетней школе - первое учебное полугодие). С переходом к синтетическому чтению и письму значительно увеличивается роль мыслительных способностей в усвоении учебного материала, при чтении и письме учащийся не просто воспроизводит образец, предложенный учителем, теперь от него требуется понимание того, что он читает и пишет. Если у учащегося недостаточно развиты такие УВК, как способность к обобщениям (УО) и образное мышление (ЗА), то снижение успеваемости неизбежно.

Низкий уровень развития мыслительных способностей (УО и ЗА) и связанного с ними УВК - обучаемости (Об) в анализируемом профиле готовности позволяет прогнозировать снижение показателей успешности усвоения учебного материала у этого ученика уже во втором учебном полугодии.

Следует заметить, что успеваемость учащегося педагоги и родители оценивают главным образом по результатам выполнения учебных заданий. К началу обучения Саша владел теми знаниями и умениями, которые формируются у учащихся в период освоения грамоты (звуковой анализ слов, слоговое чтение, письмо элементов букв), поэтому в первые месяцы обучения он показывал хорошие результаты, был лучшим учеником в классе. Очевидно, подготовка к школе этого учащегося осуществлялась путем прямого тренинга, "натаскивания" с опорой на механическое усвоение (ВП), умственные способности при этом не развивались (УО, ЗА, Об). Не происходило развития и в процессе школьного обучения, так как Саша фактически не учился, а демонстрировал уже имеющиеся у него знания и умения.

Удовлетворенные высокими успехами в первоначальный период обучения, педагог и родители были уверены, что и в дальнейшем Саша будет одним из лучших учеников в классе, потребовалось некоторое время для того, чтобы убедить их в необходимости коррекционно-развивающих занятий с мальчиком.

При повторном проведении диагностики, сравнивая исходный и вторичный профили готовности, мы имеем возможность оценить эффективность коррекционно-развивающей работы с ребенком. В случае с Сашей Р. добиться высоких результатов не удалось, так как период, наиболее благоприятный для развития тренируемых качеств, был упущен, к тому же школьная нагрузка не позволяла проводить интенсивные коррекционные занятия в течение учебного года, тем не менее, динамика в сторону улучшения явно выражена (рис.1, вторичный профиль выполнен пунктирной линией).

Очевидно, что диагностику психического развития ребенка и его готовности к систематическому обучению необходимо проводить как можно раньше, хотя бы за год до поступления в школу, с тем, чтобы своевременно выявить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь.

Следует сделать еще одно замечание относительно сроков проведения диагностики школьной готовности. Существенные изменения в уровне развития качеств, входящих в структуру готовности, могут произойти только лишь в результате специально организованных занятий (здесь имеются в виду и дидактические игры, и специально подобранные упражнения, и организованное обучение), сами по себе в стихийной деятельности детей эти качества развиваются слабо. Поэтому определение уровня школьной готовности в марте, то есть за полгода до начала обучения, вполне обосновано.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.