Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура научного познания, его уровни и формы




Эмпирическое и теоретическое. Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. После­дняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических сво-


их элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предметная область познания); субъект познания; сред­ства, методы познания — его орудия (материальные и ду­ховные) и условия осуществления.

При ином срезе научного познания в нем следует раз­личать такие элементы его структуры: фактический мате­риал; результаты первоначального его обобщения в поня­тиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из последних законы, прин­ципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория — высшая форма организации знания. Взятое в це­лом, научное познание включает в себя два основных уров­ня: эмпирический и теоретический. Хотя они и связаны, но различаются друг от друга, каждый из них имеет свою спе­цифику. В чем она заключается?

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его фор­мы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но име­ют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Любое научное исследование начинается со сбора, си­стематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» (от лат. facturum — сделанное, свершившееся) имеет следую­щие основные значения:

1. Некоторый фрагмент действительности, объек­тивные события, результаты, относящиеся либо к объек­тивной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

2. Знание о каком-либо событии, явлении, достовер­ность которого доказана, т. е. как синоним истины.

3. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируется в понятии «научный факт». Последний становится тако-


вым тогда, когда является элементом логической структу­ры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.

Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и эксперименталь­ных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность — характерные при­знаки эмпирического познания.

Эмпирическое исследование направлено непосред­ственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, когда объект воспроизводится в искусственно созданных и кон­тролируемых условиях (в том числе и мысленно), анализ — разделение объекта на составные части, индукция — движение познания от частного к общему и др.

Теоретический уровень научного познания харак­теризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышле­ния). Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важ­ным) аспектом познавательного процесса.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, по­стигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принци­пы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение исследуемых объектов, постижение их сущно­сти, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий — квинтэс­сенцию знания на данном уровне. Важнейшая задача те­оретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — про­цесс создания чисто мысленных предметов («точка», «иде-


альный газ», и т. п.), синтез — объединение полученных в
результате анализа элементов в систему, дедукция — дви­
жение познания от общего к частному, восхождение от
абстрактного к конкретному и др.. -

Характерной чертой теоретического познания являет­ся его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществ­ляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимо­связаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпи­рическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретичес­кое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой сторо­ны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического по­знания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.

Наука как целостная динамичная система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпи­рическими данными, не обобщая их в системе теоретичес­ких средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоре­тическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизиро­вать один из этих уровней в ущерб другому.

Эмпиризм сводит научное знание как целое к эмпири­ческому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоре­тическое познание. «Схоластическое теоретизирование» игнорирует значение эмпирических данных, отвергает необходимость всестороннего анализа фактов как источ­ника и основы теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом являются иллюзорно-утопические, догматические построения — такие, напри­мер, как концепция о «введении коммунизма в 1980 г.» или «теория» развитого социализма.


Проблема — гипотеза — теория. Рассматривая теорети­ческое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся пробле­ма, гипотеза и теория, выступающие вместе с тем как узло­вые моменты построения и развития знания на те­оретическом его уровне.

Проблема — форма знания, содержанием которой явля­ется то, что еще не познано человеком, но что нужно по­знать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, воз­никший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента, два этапа движения познания — ее постановку и решение. Правильное выведение проблем­ного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпо­сылка ее успешного решения.

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблю­дений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глу­боким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противо­положных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постанов­ки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мыш­ления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых каса­ется возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситу­аций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем) — например, «проблема» создания веч­ного двигателя. Решение какой-либо конкретной пробле­мы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигают­ся те или иные концептуальные идеи, в том числе и ги-


потезы. Наряду с теоретическими существуют и практи­ческие проблемы.

Гипотеза — форма знания, содержащая предположе­ние, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказа­тельстве. Говоря об отношении гипотез к опыту, можно выделить три их типа:

— гипотезы, возникающие непосредственно для объяс­нения опыта;

— гипотезы, в формулировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

— гипотезы, которые возникают на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

В современной методологии термин «гипотеза» упо­требляется в двух основных значениях: форма знания, ха­рактеризующаяся проблематичностью и недостовернос­тью; метод развития научного знания.

Гипотетическое знание носит вероятный, а не досто­верный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становят­ся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращают­ся в заблуждение, если проверка дает отрицательный ре­зультат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой даже в том слу­чае, если эти результаты были отрицательными.

Так, например, выдвинутая Планком квантовая гипоте­за после проверки стала научной теорией, а гипотезы о су­ществовании теплорода, флогистона, эфира и т. п., не найдя подтверждения, были опровергнуты, перешли в заблужде­ния. Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менде­леевым периодический закон, и теория Дарвина и др. Ве­лика роль гипотез в современной астрофизике, геологии и других науках.

Решающей проверкой истинности гипотезы является в конечном счете практика во всех своих формах, но опре­деленную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет и логичес­кий (теоретический) критерий истины. Проверенная и


доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных ис­тин, становится научной теорией.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и суще­ственных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорга­низующихся целостных систем (синергетика) и др.

Любая теория — это целостная развивающаяся систе­ма истинного знания (включающая и элементы заблужде­ния), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

2. Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (на­пример, «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «аб­солютно твердое тело» и т. п.).

3. Логика теории — формальная, нацеленная на прояс­нение структуры готового знания, на описание его фор­мальных связей и элементов, и диалектика — направлен­ная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и других форм теоретического зна­ния.

4. Совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с оп­ределенными принципами.

5. Философские установки, ценностные, социокультур-ные основания.

Ключевой элемент теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущ­ность изучаемого объекта во всей его целостности и кон­кретности. (О законе шла речь выше).

Один из основных внутренних источников развития теории — противоречие между ее формальным и содержа­тельным аспектами. Через последний в теорию «входят» определенные философские установки исследователя, его методологические принципы и мировоззренческие


смысложизненные ориентиры. Эти факторы, как и соци­ально-исторические, политические обстоятельства, силь­но влияют (позитивно или негативно) на процесс формирования теоретического знания (особенно гуманитарного) и на развитие науки в целом.

К числу основных функций теории можно отнести сле­дующие:

1. Синтетическая функция. Любая теория объединяет, синтезирует отдельные достоверные знания в единую, целостную систему. Тем самым теория — это идея-синтез, ядром которой является научный закон — внутренняя су­щественная связь явлений, обусловливающая их необхо­димое развитие.

2. Объяснительная функция. На основе познанных объективных законов теория объясняет явления своей предметной области. А именно: выявляет причинные и иные зависимости, многообразие связей данного явления, его существенные характеристики и свойства, его проис­хождение и развитие, систему его противоречий и т. п.

3. Методологическая функция. Теория является средством достижения нового знания во всех его формах. На ее базе формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности. Например, теория диа­лектики развертывается в совокупность принципов диалектического метода, общая теория систем служит осно­вой системно-структурного и структурно-функциональ­ного методов и т. п.

4. Предсказательнаяфункция предвидения. На основа­нии теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы о существовании не известных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. Например, предсказание Д. И. Мен­делеевым на основании периодического закона не откры­тых еще тогда химических элементов и их свойств. Пред-»: сказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют на­учным предвидением. Прогнозирование — узкоспециали­зированная форма предвидения, нацеленная на выявление конкретных перспектив развития определенного явления


или процесса с указанием количественных характеристик (сроки, темпы и т. п.). Например, прогноз погоды, виды на урожай, прогнозирование рождаемости и т. д.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «ру­ководством к действию» по изменению реальной действи­тельности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1. Теория — это не отдельно взятые научные положе­ния, а их совокупность, целостная органическая развива­ющаяся система. Объединение знания в теорию произво­дится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно: когда оно не просто описы­вает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. когда знание вскрывает причины, противоречия и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обо­снований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объясне­нию как можно более широкого круга явлений, к непре­рывному углублению знаний о них.

5. Характер теории зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундамен­тальную закономерность данного предмета.

6. Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выб­рать хорошую и надежную теорию. Так называемый «кри­терий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: сообщает наи­большее количество информации, т. е. имеет более глубо­кое содержание; является логически более строгой; обла­дает большей объяснительной и предсказательной силой;


может быть более строго проверена посредством сравнен ния предсказанных фактов с наблюдениями.

Взаимодействие научной теории и практики. Теорети­ческое знание только тогда является таковым, когда оно именно в качестве системы знания достоверно и адекват­но отражает определенную сторону практики, какую-либо предметную область. Причем такое отражение является не пассивным, а активным, творческим, выражающим объек­тивные закономерности. Самое существенное требование к любой научной теории — ее соответствие реальным фак­там в их взаимосвязи, без всякого исключения.

Теория должна не просто отражать объективную реаль­ность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тен­денции, главные направления ее развития от прошлого к настоящему, а затем и будущему. Поэтому теория не мо­жет быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершен­ствоваться и т. п., выражать в своем содержании развитие практики.

Наиболее практичной является теория в ее самом зре­лом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее на самом высоком научном уровне, глубоко и всесторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и явления жизни, практики. Только полная и высоконаучная осно­вательная теория (а не эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практической деятельности. Не на любой, а на достаточ­но зрелой ступени своего развития наука становится тео­ретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного достаточ­но высокого уровня, чтобы стало возможным системати­ческое (и экономически оправданное) практическое при­менение науки.

Существенный признак развитой теории — целе­направленный систематический анализ составляющих ее методов, законов, других форм мышления с точки зрения их формы (структуры), содержания, его углубление, раз­витие и т. п. «Понятийное творчество» — атрибутивная характеристика зрелого теоретического исследования, как и все углубляющаяся рефлексия над его методологически-


ми проблемами, умелое оперирование понятиями, мето­дами, приемами познания, его нормами и регулятивами.

Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего изменить не может. Она становится матери­альной силой лишь тогда, когда овладевает массами. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергия которых вопло­щает теорию в реальную действительность, опредмечива-ет те или иные научные идеи, реализует их в определен­ных материальных формах.

Практика людей, овладевших теорией как программой деятельности, и есть опредмечивание теоретического зна­ния. В процессе опредмечивания теории в практике люди не только создают то, чего природа сама по себе не созда­вала, но одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, разви­ваются и совершенствуются сами.

Практическая реализация знания требует не только тех, кто будет осуществлять воплощение теории в практику, но и необходимых средств воплощения — как объективных, так и субъективных. Это, в частности, формы организации общественных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и т. д. Сюда же отно­сятся формы и методы познания и практического дей­ствия, способы и средства решения назревших теоретичес­ких и практических проблем и т. п.

Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а процес­сом, в ходе которого вместо уже реализованных теорети­ческих положений появляются новые, более содержатель­ные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, требуют новых форм и условий своего опредмечивания.

Успешная реализация в практике теоретических знаний обеспечивается лишь в том случае, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются при­менить в жизни. Без превращения идеи в личное убежде­ние, веру человека невозможна практическая реализация теоретических идей.

471-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.