Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молитва за ближних в 1Ин




Время, обстоятельства написания. Образ критикуемой Иоанном ереси (догматические и этические грани ереси докетов).

Авторство.

Первое соборное послание, которое мы сейчас будем читать, не имеет писателя ни в заглавии, ни в самом тексте. Лишь в первых стихах послания писатель прямо заявляет о себе, как об очевидце событий земной жизни Христа (1Ин. 1:1-3).

Вообще, из всех новозаветных книг, в четырёх не упоминается имя автора или авторов: в трёх Соборных посланиях Иоанна и в Послании к евреям.

О том же, что это послание принадлежит перу евангелиста Иоанна Богослова, можно заключить из следующих обстоятельств:

а) близость языка, стиля, терминологии и идей этого Послания с Четвёрым Евангелием;

б) церковное предание уже со II в. свидетельствовало об авторстве Иоанна Богослова:

+ Самую раннюю цитату из этого послания мы находим у сщмч. Поликарпа Смирнского, этого младшего современника апостольского века.

+ На это послание, как на произведение апостола Иоанна ссылались Папий Иерапольский, Климент Александрийский, сщмч. Ириней Лионской.

И, тем не менее, не смотря на эти обстоятельства, некоторые исследователи сомневались в авторстве Иоанна.

 

Наиболее вероятным временем составления послания являются 90-е гг. I в. Оно было написано в Ефесе, где апостол Иоанн провёл последние годы своей жизни (Об этом Евсевий Кесарийский в Церк. ист. 3:31, Ириней Лионский в Против ересей 2:22:5, 3:1:1).

Позднее время составления обуславливает и характер учения послания. Оно было написано в условиях возникновения в недрах христианского сообщества первых лжеучений. Это, действительно, были годы духовного кризиса, с которым христианское сообщество столкнулось впервые. В этих обстоятельствах автор послания и старается словом своим предостеречь паству от влияния раскольников и лжеучителей, вносивших в Церковь чуждые идеи:

«Это я написал вам, – пишет Иоанн, – об обольщающих вас» (2:26).

«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1).

Эти лжеучения не внешние по отношению к церковному сообществу, но родились в его недрах. Соответственно, это привело к расколу: «Они вышли о нас, но не были наши» (1Ин. 2:19).

Ириней Лионский[79], Евсевий Кесарийский[80], Епифаний Кипрский[81] свидетельствовали, что Иоанн боролся против еретика Керинфа, проповедовавшего в Малой Азии.

 

Отвержение догматики докетов.

Со слов автора послания мы можем иметь лишь отдалённые и предположительные представление о сути этих лжеучений:

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (2:22).

 

«…Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и уже в мире» (4:3).

Исходя из этих слов, небезосновательным было бы предположить о том, что главная черта этой ереси состояла в отрицании Воплощения. Иоанн обеспокоен распространением именно докетских гностических лжеучений. Докеты утверждали, что Бог во Христе имел лишь человеческую форму, видимость человека, но не был человеком в собственном, реальном смысле слова.

Логическим следствием этого лжеучения было отвержение реальности страданий Христа и, соответственно, Его Искупительного Дела. Из слов Иоанна видно, что еретики учили, что Христос пришёл водою, но не кровью. Именно поэтому Иоанн утверждает:

«Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и Кровию и Духом, не водою только, но водою и Кровию, и Дух свидетельствует о Нём» (1Ин. 5:6).

Итак, Иоанн составляет своё Послание в контексте появления среди христиан ереси, отвергавшей реальность Воплощения Бога, соответственно – и реальность Его Страданий, соответственно исчезало представление относительно искупительной силы Смерти Христа. В этом контексте особенно значимое место в Рассуждениях Первого послания Иоанна занимает повествование об Искупительном значении Крестной Жертвы Христа.

По учению Иоанна:

1. Жертва Христова «есть умилостивление за грехи наши» (1Ин. 2:2). «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7).

2. Она являет Божественную Любовь. «Любовь познали мы в том, что Он положил душу Свою за нас» (3:16).

3. Она научает нас подражать Божественной любви. «Мы должны полагать душу свою за братьев» (3:16).

 

Еретики, отвергающие реальность воплощения Бога, прочитав Иоанна, должны были бы сделать выводы о том, что:

+ Не веря в Силу страданий Христа, они не восприняли очистительного действия Крови,

+ Не увидели Божественной к нам любви,

+ Не имеют примера, руководствуясь которым возможно было бы явить высшую любовь к ближнему.

 

 

3. мм: Учение Первого послания о грехе (Этическое неправомыслие докетов).

Один из ключевых и часто-употребимых терминов Первого послания Иоанн – «грех». В суждениях Иоанна о грехе можно выявить некоторое противоречие:

А) С одной стороны, Иоанн говорит о возможности христиан не грешить. Более того, безгрешная жизнь есть критерий истинного христианства:

«Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин. 3:6).

«Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; т он не можёт грешить, потому что рождён от Бога» (1Ин. 3:9).

«Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин. 5:18).

Б) Но, обратим внимание и на некоторые противоположные высказывания Иоанна Богослова. Иоанн предостерегает от лжеучений, согласно которым человек уже в этой жизни способен стяжать совершенство:

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1:8).

«Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин. 1:10).

Как разрешить два ряда расхожих высказываний? ММ:

● Во первом случае Иоанн говорит о реальной возможности стяжания безгрешности теми христианами, которые верят в реальность Страданий Богочеловека. Вот цитаты, в которых оказываются соотнесены Дело Христа с прощением и чистотой христиан:

«Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7).

«Если исповедуем грехи [наши], то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9).

● Теперь о втором ряде цитат. По-видимому, те люди, которые считают себя безгрешными и на которых сетует Иоанн, являются теми же персонажами, которые отвергают и реальность Боговоплощения. Значит, в данном случае Иоанн отвергает безгрешность еретиков, неверующих в реальность Боговоплощения и Страдания.

мм: Итак, безгрешность и чистота не могут быть следствием личной заслуги, но следствием Искупительных Страданий Христа. Если же у еретиков докетов нет веры в реальность Боговоплощения, то нет веры и в реальность Крови, пролитой Спасителем. А значит, очистительная сила Крови Спасителя не действует в них. Значит и грех на них.

Как видно, неправомыслие в вопросах вероучительных неизбежно приводит к искажениям в этической сфере. Если человек не видит в себе греха, не считает себя виновным, то для него, как для докетов, будет непонятен смысл Крестной Смерти Господа. А если необходимость Искупительной Жертвы не осознаётся, то отвергается и сама эта Жертва, а затем и реальность Воплощения.

 

В этом же контексте следует понимать самобытное различение Иоанном двух видов греха: «греха не к смерти» и «греха к смерти» (1Ин. 5:16). По поводу понимания того, что есть «грех к смерти», а что есть «грех не к смерти», среди толкователей имелись разные суждения:

● В Толковой Библии «грех к смерти» мыслится подобным хуле на Духа Святого (Мф. 12:31-32) и определяется как решительное, сознательное и намеренное отпадение от веры в Боговоплощение (1Ин. 4:3) и от любви к ближнему (1Ин. 3:10).[82] В этом же ключе интерпретируется мысль Иоанна в протестантской экзегезе.[83]

Примерно в этом ключе мыслил митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев), когда говорил, что хулить Духа Святого, это значит «вносить в Церковь пороки жизни»; то есть, с помощью церкви стремиться осуществить свои коварные замыслы, например, преднамеренно подавать записку за живого как за усопшего.[84]

● Иной критерий для различения двух видов греха, упомянутых апостолом, предлагает прп. Иустин (Попович). Этим критерием является покаяние. «Грех не к смерти, – писал святой отец, – это грех, в котором человек приносит покаяние… А грех к смерти – это каждый нераскаянный грех».[85]

мм: Итак, именно осознание собственной вины, собственного греха как-то подключает кающегося христианина к искупительной силе Христовой Крови.

 

Нам следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в контексте своих рассуждений о грехе, Иоанн предписывает нам не только исповедовать грехи, но и молиться о согрешениях братьев:

«И вот какое дерзновение (παρρησία) мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас… Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1Ин. 5:14…16).

Позволю себе соответствующую мысль Иоанна свести к лаконичному афоризму: молиться за ближних призваны все, но не за всех.

а) Все.

Каковы же истоки и фундамент этого дерзновения, буквально уверенности (παρρησία) в молитве? Источник уверенности – Жертва Христа. Среди Христиан имеется суждение о том, что нельзя молиться за других, пока сам не очистишься. Такой подход совершенно не соответствует пониманию Иоанна Богослова, согласно которому, именно Жертва Христа, а не собственная праведность, даёт нам дерзновение обращаться к Богу с прошениями. Жертвенная молитва за ближнего, будучи подражанием Христовой любви, свою силу и действенность черпает не в нашей праведности, но в Голгофской Жертве.

б) Не за всех.

Впрочем, рассуждения Иоанна дают понять, что не за всех следует молиться. Или иначе, есть разновидность греха, который не омывается Кровию Христовою. Соответствующее греховное состояние Иоанн называет смертным грехом или «грехом к смерти». Это, как уже сказано, невидение своих грехов и отвержение очистительной силы Крови Спасителя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.