КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее представление о профессии
ВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие практически во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной дея- тельности психолога специального образовательного учреждения. За последние годы разработаны новые теоретические и методологичес- кие подходы к организации и содержанию специализированной пси- хологической помощи, предложены методические средства и спосо- бы организации деятельности психолога. В то же время отсутствует систематизация знаний в единое представление об организации дея- тельности специального психолога. Сегодня, как никогда ранее, актуальной становится задача приведе- ния в соответствии содержания профессиональной деятельности спе- циального психолога. В связи с этим в учебно-методическом посо- бии мы не конкретизировали технологические подходы к каждому из вариантов психического дизонтогенеза, огромное разнообразие кото- рых можно видеть в различных учреждениях специального образова- ния. Мы систематизировали материал, основываясь на общих прин- ципах работы специального психолога, общих положениях и практи- ческих технологиях, на которых эта работа базируется. Предлагаемая в учебно-методическом пособии организация деятель- ности специального психолога базируется на имеющихся норматив- но-правовых документах Министерства образования РФ. Одной из главных идей данного пособия является аккумулирова- ние и систематизирование знаний об основных направлениях деятель- ности психолога специального образовательного учреждения. В целом пособие преследует две взаимодополняющие цели: - дать студентам (и всем интересующимся) традиционные и научно проверенные представления о теории и практике психолога в специ- альном образовательном учреждении; - познакомить студентов (и всех интересующихся) с разнообразными точками зрения и подходами к деятельности психолога в специальном образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие соответствует Государственному об- разовательному стандарту высшего профессионального образования, состоит из разделов и рассчитано на 58 часов, из которых 34 часа – лекционные, 22 – семинарские, 2 – самостоятельные.
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА
Краткое содержание главы: общее представление о профессии; ха- рактеристики понятие «профессия»; понятие профессионализм; науч- ная и любительская психология; психология профессиональная.
С.М. Богословский под профессией понимает деятельность, и дея- тельность такую, посредством которой данное лицо участвует в жиз- ни общества и которая служит ему главным источником материаль- ных средств к существованию, и признается за профессию личным самосознанием данного лица (цит. по Климову, Носковой, 1992). Профессия возникала в истории человечества в результате обще- ственного разделения труда. В соответствии с этим в обществе созда- вались различные места работы и должности. Для того чтобы иметь представление о понятии «профессия» полезно разобраться с такими близкими понятиями, как понятие «специаль- ность» – это деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций, необходимых для общества, кото- рая дает ему возможность взамен выполненного труда получить не- обходимые средства существования и развития. То есть это более кон- кретная область приложения своих сил. Например, в профессии пси- холог специальностями могут быть: «социальная психология», «кли- ническая психология» и т.п. Еще более конкретным понятием является «должность» или «тру- довой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и вы- полнение конкретных функций. Каждая должность характеризуется следующими критериями: 1) определенными социально заданными целями трудовой деятель- ности; 2) заданным предметом деятельности; 3) системой средств деятельности; 4) системой профессиональных служебных обязанностей (трудовых функций); 5) системой прав работника; 6) производственной средой (Климов, 1998). Такую должность, со всей системой ее требований, называют спе- циальностью. Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким обра- зованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и кон- кретные должности. Например, можно сказать, что данные специа- листы «занимаются» вопросами школьной профориентации, что пред- полагает рассмотрение и проблем возрастно-психологического раз- вития подростков, и проблем детско-родительских отношений, и об- щих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально-экономических особенностей общества (в ко- тором они собираются самоопределяться), и вопросов, связанных с отклонениями в развитии и т.п. Следовательно, говоря о профессии можно говорить о том, что это группа родственных специальностей, но прежде всего это продуктив- ная деятельность, когда человек не просто что-то «потребляет», «на- блюдает», позволяет себя «охмурить» или «очаровать» (как во мно- гих других выборах), а сам делает что-то полезное для окружающих. Известный психолог Е.А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия»: 1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими про- блемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь че- ловека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жиз- ни) может различаться у профессионалов с разной степенью успеш- ности (кто-то научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в профес- сии), но базовая система ценностей у представителей одной профес- сии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых «доходов»). 2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточ- нением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Ча- сто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто по- зволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала. 4. Профессия как исторически развивающаяся система. Само сло- во «профессия» восходит к латинскому profiteri – «говорить публич- но». Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изме- нения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентирован- ная на развитие неповторимой личности человека, может в определен-
ные исторические периоды («темные эпохи») использоваться для от- кровенной манипуляции общественным сознанием и создания в со- знании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно, ког- да эти психологические проблемы умышленно не связывают с обще- ственными проблемами). 5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая си- туация (эпоха) не является тотально доминирующей; многое (хотя и не все) зависит от конкретных людей. Именно они должны сами оп- ределять место своей профессии (и свою личную «миссию») в обще- ственной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Характеристики понятие «профессия»: • это ограниченный вид труда, что для психолога неизбежно пред- полагает сотрудничество со смежными специалистами; • это труд, требующий специальной подготовки и постоянной пере- подготовки (заметим, что профессия психолога предполагает только высшее образование); • это труд, выполняемый за вознаграждение – моральное и матери- альное (этим профессия часто отличается от внепрофессиональных видов деятельности и досуга); • это общественно полезный труд (эта характеристика по-настояще- му еще не осмыслена даже самими психологами), направленный на выполнение им определенных трудовых функций; • это труд, дающий человеку определенный статус в обществе (для многих сказать «я – психолог» – это кое-что значит); • это юридически фиксированная должность, которая предполагает выполнение человеком определенных служебных обязанностей; • это деятельность, требующая определенных знаний, умений навы- ков и соответствующей квалификации, которые необходимы для ее ус- пешного выполнения; • это общность людей, занятых определенным видом деятельности. В настоящее время насчитывается более семи тысяч профессий.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |