Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о профессии




ВЕДЕНИЕ

 

Изменения, происходящие практически во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной дея- тельности психолога специального образовательного учреждения. За последние годы разработаны новые теоретические и методологичес- кие подходы к организации и содержанию специализированной пси- хологической помощи, предложены методические средства и спосо- бы организации деятельности психолога. В то же время отсутствует систематизация знаний в единое представление об организации дея- тельности специального психолога.

Сегодня, как никогда ранее, актуальной становится задача приведе- ния в соответствии содержания профессиональной деятельности спе- циального психолога. В связи с этим в учебно-методическом посо- бии мы не конкретизировали технологические подходы к каждому из вариантов психического дизонтогенеза, огромное разнообразие кото- рых можно видеть в различных учреждениях специального образова- ния. Мы систематизировали материал, основываясь на общих прин- ципах работы специального психолога, общих положениях и практи- ческих технологиях, на которых эта работа базируется.

Предлагаемая в учебно-методическом пособии организация деятель- ности специального психолога базируется на имеющихся норматив- но-правовых документах Министерства образования РФ.

Одной из главных идей данного пособия является аккумулирова- ние и систематизирование знаний об основных направлениях деятель-

ности психолога специального образовательного учреждения.

В целом пособие преследует две взаимодополняющие цели:

- дать студентам (и всем интересующимся) традиционные и научно

проверенные представления о теории и практике психолога в специ-

альном образовательном учреждении;

- познакомить студентов (и всех интересующихся) с разнообразными точками зрения и подходами к деятельности психолога в специальном

образовательном учреждении.

Учебно-методическое пособие соответствует Государственному об-

разовательному стандарту высшего профессионального образования,

состоит из разделов и рассчитано на 58 часов, из которых 34 часа –

лекционные, 22 – семинарские, 2 – самостоятельные.


 

 

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА

 

Краткое содержание главы: общее представление о профессии; ха- рактеристики понятие «профессия»; понятие профессионализм; науч- ная и любительская психология; психология профессиональная.

 

 

С.М. Богословский под профессией понимает деятельность, и дея- тельность такую, посредством которой данное лицо участвует в жиз- ни общества и которая служит ему главным источником материаль- ных средств к существованию, и признается за профессию личным самосознанием данного лица (цит. по Климову, Носковой, 1992).

Профессия возникала в истории человечества в результате обще-

ственного разделения труда. В соответствии с этим в обществе созда- вались различные места работы и должности.

Для того чтобы иметь представление о понятии «профессия» полезно

разобраться с такими близкими понятиями, как понятие «специаль-

ность» – это деятельность человека, направленная на выполнение им

определенных трудовых функций, необходимых для общества, кото- рая дает ему возможность взамен выполненного труда получить не- обходимые средства существования и развития. То есть это более кон-

кретная область приложения своих сил. Например, в профессии пси- холог специальностями могут быть: «социальная психология», «кли- ническая психология» и т.п.

Еще более конкретным понятием является «должность» или «тру-

довой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и вы- полнение конкретных функций. Каждая должность характеризуется следующими критериями:

1) определенными социально заданными целями трудовой деятель- ности;

2) заданным предметом деятельности;

3) системой средств деятельности;

4) системой профессиональных служебных обязанностей (трудовых

функций);

5) системой прав работника;

6) производственной средой (Климов, 1998).

Такую должность, со всей системой ее требований, называют спе-

циальностью.


Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким обра- зованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и кон- кретные должности. Например, можно сказать, что данные специа- листы «занимаются» вопросами школьной профориентации, что пред- полагает рассмотрение и проблем возрастно-психологического раз- вития подростков, и проблем детско-родительских отношений, и об- щих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально-экономических особенностей общества (в ко- тором они собираются самоопределяться), и вопросов, связанных с отклонениями в развитии и т.п.

Следовательно, говоря о профессии можно говорить о том, что это

группа родственных специальностей, но прежде всего это продуктив-

ная деятельность, когда человек не просто что-то «потребляет», «на-

блюдает», позволяет себя «охмурить» или «очаровать» (как во мно-

гих других выборах), а сам делает что-то полезное для окружающих.

Известный психолог Е.А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия»:

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими про- блемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь че- ловека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жиз- ни) может различаться у профессионалов с разной степенью успеш-

ности (кто-то научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то

даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в профес-

сии), но базовая система ценностей у представителей одной профес-

сии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из

своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже

независимо от получаемых «доходов»).

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточ-

нением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Ча-

сто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто по-

зволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего

она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Само сло- во «профессия» восходит к латинскому profiteri – «говорить публич- но». Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изме- нения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно

извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентирован-

ная на развитие неповторимой личности человека, может в определен-


 

ные исторические периоды («темные эпохи») использоваться для от- кровенной манипуляции общественным сознанием и создания в со- знании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно, ког- да эти психологические проблемы умышленно не связывают с обще- ственными проблемами).

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая си- туация (эпоха) не является тотально доминирующей; многое (хотя и не все) зависит от конкретных людей. Именно они должны сами оп- ределять место своей профессии (и свою личную «миссию») в обще- ственной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».

Характеристики понятие «профессия»:

• это ограниченный вид труда, что для психолога неизбежно пред-

полагает сотрудничество со смежными специалистами;

• это труд, требующий специальной подготовки и постоянной пере-

подготовки (заметим, что профессия психолога предполагает только

высшее образование);

• это труд, выполняемый за вознаграждение – моральное и матери-

альное (этим профессия часто отличается от внепрофессиональных

видов деятельности и досуга);

• это общественно полезный труд (эта характеристика по-настояще-

му еще не осмыслена даже самими психологами), направленный на

выполнение им определенных трудовых функций;

• это труд, дающий человеку определенный статус в обществе (для

многих сказать «я – психолог» – это кое-что значит);

• это юридически фиксированная должность, которая предполагает

выполнение человеком определенных служебных обязанностей;

• это деятельность, требующая определенных знаний, умений навы-

ков и соответствующей квалификации, которые необходимы для ее ус-

пешного выполнения;

• это общность людей, занятых определенным видом деятельности.

В настоящее время насчитывается более семи тысяч профессий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.