Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология профессиональная




В течение XX века деятельность психологов постепенно становилась социально признаваемой и, как следствие, получала нормативно-пра- вовую основу (появлялись юридические документы, регулирующие статус, содержание и формы деятельности профессионального психо- лога). Постепенно формировалась система профессиональной подго- товки психологов, создавались профессиональные общества психоло- гов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов.

Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разде- лить на два основных направления: научную и практическую психо- логию. Они существенно различаются по основным целям професси- ональной деятельности.

Основная цель научной психологии заключается в познании психо- логии людей научными методами. Ученые стремятся к получению но- вых научных фактов, к поиску общих психологических закономерно- стей. В области фундаментальной научной психологии изучаются об- щие законы и механизмы психической деятельности, проводятся при- кладные исследования функционирования психики в отдельных сфе- рах профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей.

Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологически помощь конкретным людям или группам лю- дей. Психологи-практики стремятся на основе общих психологичес- ких закономерностей прийти к пониманию индивидуальности конкрет- ного человека или группы. Это понимание и дает ключ к оказанию психологической помощи.

Понятия прикладной и практической психологии иногда рассматри-

ваются как синонимы, хотя, в сущности, это не так. Прикладная пси- хология – это отрасль научной психологии, направленная на изучение типичных закономерностей психики людей в определенных условиях.

Эти исследования представляют непосредственную практическую цен- ность. Их цель – изучение психической деятельности и формулировка практических рекомендаций. Цель практической психологи – не науч- ные исследования, а непосредственная психологическая помощь.


 

В то же время не следует противопоставлять научную и практическую психологию. Это две тесно связанные сферы психологической работы. И, тем не менее, это два типа деятельности психолога, которые предъяв- ляют разные требования к профессиональной подготовке специалиста.

Можно выделить три основных вида профессиональной деятельно-

сти психологов:

1) научные исследования, направленные на поиск новых психоло-

гических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование пси-

хологических явлений, изучение психологических закономерностей);

2) практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психоло-

гическая диагностика и консультирование, коррекционная и развива- ющая работа, психологическая профилактика);

3) обучение психологическим знаниям и психологическое просве- щение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руко- водство психологическим самообразованием людей).

Каждый из них предъявляет специфические требования к профес-

сиональной подготовке и способностям специалиста. Хороший уче-

ный не обязательно может быть хорошим практиком или преподавате-

лем, хороший практик – одновременно хорошим ученым или препо-

давателем, а хороший преподаватель – одновременно хорошим уче-

ным или практиком. Конечно, сочетание способностей к двум или трем видам деятельности у одного психолога вполне возможно. Однако это

разные типы способностей. Для психолога-ученого особенно важны способности к поиску новых знаний и их обобщению. Для психоло- га-практика – способности применения психологических знаний на практике. Для преподавателя психологии – способности систематизи- ровать и передавать знания другим людям.

 

 

Список литературы:

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. –

М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.

2. Введение в профессию «психолог» / Под ред. Гриншпуна И.Б. –

М.; 2002.

3. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. – М.:

Смысл; 2005.

4. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. – М.: Культура

и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. –

Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.; «Ака-

демия», 2003.


 

 

ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Кратное содержание главы: представление о науке; классификация наук; методологический аппарат специальной психологии; понятийно- категориальный аппарат; принципы специальной психологии; методы специальной психологии; место специальной психологии в системе наук.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.