КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы специальной психологии
Метод – это путь научного исследования или способ познания какой- либо реальности, состоящий из совокупности приемов или операций, осу- ществляемых исследователем при изучении какого-либо объекта. В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специ- альные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педаго- гической психологии, применяются индивидуальный и групповой лабо- раторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продук- тов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обу- чения и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлекторные методики. Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особенностей объекта изучения. Важную методологическую проблему специальной психологии со- ставляет разработка и применение невербальных психологических ме- тодик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями раз- вития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняю- щие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в сло- весной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умствен- ного развития этих детей, используя словесные задания. Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и по- лучить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или об особенностях восприятия. Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно восприни- Таблица 1. Методы специальной психологии
маемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринима- емой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразова- ны таким путем. Поэтому гораздо большее значение, чем при иссле- довании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные зада- ния и особый их подбор с учетом своеобразия речи незрячих.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 10024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |