Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы специальной психологии




Метод – это путь научного исследования или способ познания какой- либо реальности, состоящий из совокупности приемов или операций, осу- ществляемых исследователем при изучении какого-либо объекта.

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специ-

альные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педаго-

гической психологии, применяются индивидуальный и групповой лабо-

раторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продук-

тов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение

их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обу- чения и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий

эксперимент, используются также условно-рефлекторные методики.

Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом

особенностей объекта изучения.

Важную методологическую проблему специальной психологии со-

ставляет разработка и применение невербальных психологических ме- тодик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями раз-

вития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняю- щие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в сло- весной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умствен- ного развития этих детей, используя словесные задания.

Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и по-

лучить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или об особенностях восприятия.

Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно восприни-


Таблица 1. Методы специальной психологии

 

  Основной метод   Вариант основного метода Особенности применения метода в специальной психологии
    НАБЛЮДЕНИЕ 1) По времени: • хронологическое • периодическое • однократное 2) По позиции наблюдателя: • открытое • скрытое • включенное • стороннее Наблюдение детей с отклонением в развитии всегда осложняется имеющимся дефектом. Поэтому наблюдение всегда проводится в экспериментальных условиях
  ОПРОС   1) устный 2) письменный Необходимо обязательно убедиться в адекватности понимания ими поставленных вопросов
  ЭКСПЕРИМЕНТ     1) естественный 2) лабораторный Моделирование психической деятельности. Использование одной и той же методики для изучения одного и того же процесса. Направленность на последующий анализ психической деятельности. Анализ результатов всегда сравнивается с нормой (по возрасту, полу). Точная и объективная регистрация фактов
    ТЕСТИРОВАНИЕ 1) По форме: • индивидуальное • групповое • устное • письменное 2) По содержанию: • тесты интеллекта • тесты достижений • тесты способностей • тесты личности Стандартизация даже в самых незначительных подробностях. Регистрация любых нестандартных условий. При интерпретации результатов учитывать условия его проведения
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Методы, построенные на принципе психологической проекции Сравнительный аспект с нормой

 

маемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринима- емой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразова- ны таким путем. Поэтому гораздо большее значение, чем при иссле- довании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные зада- ния и особый их подбор с учетом своеобразия речи незрячих.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 10024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.