Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии нормального психического развития человека




Факторы нормального психического развития человека

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.

Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия выделены основные четыре фактора,

необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные

следующим образом:

Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного моз-

га и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормаль-

ное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей инфор- мации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечаю-

щими за различные аспекты психической деятельности человека.

Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка» и

связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормаль-

ного тонуса нервных процессов.

Третье условие – «сохранность органов чувств», которые обеспе-

чивают нормальную связь ребенка с внешним миром.

Четвертое условие – систематичность и последовательность обуче-

ния ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

 

 

Психическое развитие Л.С. Выготский понимал как закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные пе- риоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступатель- ный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в пси-


 

хике происходят плавно, за счет накопления незначительных достиже- ний, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в на- чале и конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те переме- ны, которые произошли в психике в этот период.

Таким образом, в качестве основного критерия психического раз-

вития выступает понятие критический возраст. Он рассматривает воз-

раст как определенную эпоху (ступень) развития, как относительно зам-

кнутый период развития, значение которого определяется его местом в

общем цикле развития и в котором общие законы развития находят вся-

кий раз качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не суще-

ствовавшие в предыдущие периоды, перестраивается и изменяется сам ход развития. Таким образом, каждый возраст представляет собой ка- чественно особый этап психического развития и характеризуется мно- жеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие струк- туры личности ребенка на данном этапе его развития (Д. Б. Эльконин,

1960; Л. И. Божович, 1968; А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, 1968 и др.).

Особенности того или иного возраста определяются совокупностью

многих условий. К ним относят: систему требований, предъявляемых

к ребенку на данном этапе его жизни; отношения, которые складыва-

ются с окружающими взрослыми и сверстниками; тип знаний и дея-

тельности, которыми он овладевает, а также особенности различных сторон физического развития ребенка (например, созревание опреде-

ленных морфологических образований в раннем возрасте). Так, объек- тивно одни и те же элементы среды влияют по-разному на каждого ребенка в зависимости от того, через какие ранее предшествующие психологические свойства они преломляются. Совокупность внешних и внутренних условий определяет специфику возраста, а изменение

отношений между ними обуславливает необходимость и особенности

перехода к следующим возрастным этапам.

Смена возрастных этапов (фаз) осуществляется посредством пе-

реживания кризиса психического развития. По мнению Л. С. Выгот-

ского, в период кризиса преобладают процессы отмирания, распада

того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ре- бенка данного возраста. В то же время еще не сформировалось то

новое, психологически значимое, которое может характеризовать ре- бенка с позиций нового возрастного этапа. Все это и порождает кри- зис психического развития, при котором могут проявляться отрица- тельные характеристики в аффективной, мотивационной, познаватель- ной сферах личности.

Л.С. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунк-

тов психического развития ребенка, полагая, что кризисы – это необхо-


 

димые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее проте- кает кризис, тем продуктивнее процесс формирования личности.

В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической

системы, применяемой к нему, не поспевает за быстрыми изменения-

ми его личности (Л. С. Выготский, 1984).

В периодизации Л. С. Выготского (1984) представлены следующие

возрасты и кризисы:

 

Периоды развития Кризисы развития

Младенческий возраст (2 мес. – 1 год) Кризис 1 года Раннее детство (1–3 г.) Кризис 3 года Дошкольный возраст (3–7 лет) Кризис 7 лет

Школьный возраст (8–13 лет) Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (14–17 лет) Кризис 17 лет

 

Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение и склады- ваются из трех связанных между собой фаз: предкритический, крити- ческий, посткритический. Обычно критический возраст определяют, отмечая кульминационные точки или вершины кризиса. Поэтому ста- бильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком (напр., 3–7 лет), а кризисы определяют по их вершинам (кризис 1 года, трех лет и т.д.). При этом считается, что кризисный период в норме ограничивается приблизительно одним годом: последнее полугодие предыдущего стабильного периода + первое полугодие последующе- го стабильного периода. Но, как правило, трудно определить начало и конец кризиса из-за неопределенности, размытости границ.

 

 

Список литературы:

1. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифан- цева. – Ростов-на-Дону, 2006.

2. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. –

М., 2005.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель- ности психолога специального образования. – М., 2005.

4. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов-на-Дону, 2004.

5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.

6. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб, 2006.


 

 

ГЛАВА 4. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ

(ДИЗОНТОГЕНЕЗ)

 

Краткое содержание главы: понятие «отклоняющееся развитие»; по- нятие дизонтогенез, дефект, структура дефекта; параметры дизонто- генеза; классификация дизонтогенеза; этиология (патогенные факто- ры) отклоняющегося развития; влияние социальных факторов в прена- тальном и натальном периодах развития; закономерности отклоняюще- гося развития; понятие компенсация.

 

 

1. Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовым психологическим понятием, терминологически и содержа- тельно адекватным применительно к самым различным категориям про- блемных детей, является термин отклоняющееся развитие. Содержа- тельная сторона понятия «отклоняющееся развитие» имеет исключи- тельно психологическое наполнение. В то же время этот термин по ана- логии с медицинским (дизонтогенез) является понятным для других специалистов, в первую очередь для медиков и педагогов-дефектоло- гов. Само понятие отклоняющегося развития отражает и качественный характер, и динамические характеристики состояния ребенка.

Однако само это понятие можно и должно рассматривать только

в ситуации «отклоняющееся относительно чего-либо». То есть ис- пользование этого определения влечет необходимость понимания ди-

намики изменений в ходе подобного развития в сравнении с дина- микой развития нормативного.

Следовательно, по мнению Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, отклоняю- щееся развитие можно определить как отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психической функции, функциональной системы) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого отклонения (опережение или запазды- вание). Ребенок, демонстрирующий подобные феномены должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго считают, что использование данного по- нятия «отклоняющееся развитие» позволяет:

• обозначить критерии выявления всех категорий детей, нуждающих- ся в специализированной помощи, психолого-педагогическом и ме- дико-социальном сопровождении;


 

• перейти от феноменологической диагностики к диагностике кау- зальной;

• подойти к созданию современной психологической классифика- ции и типологии различных групп проблемных детей, в том числе и в

рамках условно-нормативного подхода к развитию;

• определить основные принципы и подходы к коррекционно-раз-

вивающей работе психолога.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.