КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии нормального психического развития человека
Факторы нормального психического развития человека Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия выделены основные четыре фактора, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные следующим образом: Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного моз- га и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормаль- ное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей инфор- мации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечаю- щими за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка» и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормаль- ного тонуса нервных процессов. Третье условие – «сохранность органов чувств», которые обеспе- чивают нормальную связь ребенка с внешним миром. Четвертое условие – систематичность и последовательность обуче- ния ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Психическое развитие Л.С. Выготский понимал как закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные пе- риоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступатель- ный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в пси-
хике происходят плавно, за счет накопления незначительных достиже- ний, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в на- чале и конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те переме- ны, которые произошли в психике в этот период. Таким образом, в качестве основного критерия психического раз- вития выступает понятие критический возраст. Он рассматривает воз- раст как определенную эпоху (ступень) развития, как относительно зам- кнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят вся- кий раз качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не суще- ствовавшие в предыдущие периоды, перестраивается и изменяется сам ход развития. Таким образом, каждый возраст представляет собой ка- чественно особый этап психического развития и характеризуется мно- жеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие струк- туры личности ребенка на данном этапе его развития (Д. Б. Эльконин, 1960; Л. И. Божович, 1968; А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, 1968 и др.). Особенности того или иного возраста определяются совокупностью многих условий. К ним относят: систему требований, предъявляемых к ребенку на данном этапе его жизни; отношения, которые складыва- ются с окружающими взрослыми и сверстниками; тип знаний и дея- тельности, которыми он овладевает, а также особенности различных сторон физического развития ребенка (например, созревание опреде- ленных морфологических образований в раннем возрасте). Так, объек- тивно одни и те же элементы среды влияют по-разному на каждого ребенка в зависимости от того, через какие ранее предшествующие психологические свойства они преломляются. Совокупность внешних и внутренних условий определяет специфику возраста, а изменение отношений между ними обуславливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам. Смена возрастных этапов (фаз) осуществляется посредством пе- реживания кризиса психического развития. По мнению Л. С. Выгот- ского, в период кризиса преобладают процессы отмирания, распада того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ре- бенка данного возраста. В то же время еще не сформировалось то новое, психологически значимое, которое может характеризовать ре- бенка с позиций нового возрастного этапа. Все это и порождает кри- зис психического развития, при котором могут проявляться отрица- тельные характеристики в аффективной, мотивационной, познаватель- ной сферах личности. Л.С. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунк- тов психического развития ребенка, полагая, что кризисы – это необхо-
димые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее проте- кает кризис, тем продуктивнее процесс формирования личности. В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к нему, не поспевает за быстрыми изменения- ми его личности (Л. С. Выготский, 1984). В периодизации Л. С. Выготского (1984) представлены следующие возрасты и кризисы:
Периоды развития Кризисы развития Младенческий возраст (2 мес. – 1 год) Кризис 1 года Раннее детство (1–3 г.) Кризис 3 года Дошкольный возраст (3–7 лет) Кризис 7 лет Школьный возраст (8–13 лет) Кризис 13 лет Пубертатный возраст (14–17 лет) Кризис 17 лет
Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение и склады- ваются из трех связанных между собой фаз: предкритический, крити- ческий, посткритический. Обычно критический возраст определяют, отмечая кульминационные точки или вершины кризиса. Поэтому ста- бильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком (напр., 3–7 лет), а кризисы определяют по их вершинам (кризис 1 года, трех лет и т.д.). При этом считается, что кризисный период в норме ограничивается приблизительно одним годом: последнее полугодие предыдущего стабильного периода + первое полугодие последующе- го стабильного периода. Но, как правило, трудно определить начало и конец кризиса из-за неопределенности, размытости границ.
Список литературы: 1. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифан- цева. – Ростов-на-Дону, 2006. 2. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005. 3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель- ности психолога специального образования. – М., 2005. 4. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов-на-Дону, 2004. 5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005. 6. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб, 2006.
ГЛАВА 4. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ (ДИЗОНТОГЕНЕЗ)
Краткое содержание главы: понятие «отклоняющееся развитие»; по- нятие дизонтогенез, дефект, структура дефекта; параметры дизонто- генеза; классификация дизонтогенеза; этиология (патогенные факто- ры) отклоняющегося развития; влияние социальных факторов в прена- тальном и натальном периодах развития; закономерности отклоняюще- гося развития; понятие компенсация.
1. Понятие «отклоняющееся развитие» Базовым психологическим понятием, терминологически и содержа- тельно адекватным применительно к самым различным категориям про- блемных детей, является термин отклоняющееся развитие. Содержа- тельная сторона понятия «отклоняющееся развитие» имеет исключи- тельно психологическое наполнение. В то же время этот термин по ана- логии с медицинским (дизонтогенез) является понятным для других специалистов, в первую очередь для медиков и педагогов-дефектоло- гов. Само понятие отклоняющегося развития отражает и качественный характер, и динамические характеристики состояния ребенка. Однако само это понятие можно и должно рассматривать только в ситуации «отклоняющееся относительно чего-либо». То есть ис- пользование этого определения влечет необходимость понимания ди- намики изменений в ходе подобного развития в сравнении с дина- микой развития нормативного. Следовательно, по мнению Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, отклоняю- щееся развитие можно определить как отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психической функции, функциональной системы) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого отклонения (опережение или запазды- вание). Ребенок, демонстрирующий подобные феномены должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго считают, что использование данного по- нятия «отклоняющееся развитие» позволяет: • обозначить критерии выявления всех категорий детей, нуждающих- ся в специализированной помощи, психолого-педагогическом и ме- дико-социальном сопровождении;
• перейти от феноменологической диагностики к диагностике кау- зальной; • подойти к созданию современной психологической классифика- ции и типологии различных групп проблемных детей, в том числе и в рамках условно-нормативного подхода к развитию; • определить основные принципы и подходы к коррекционно-раз- вивающей работе психолога.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |