КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представление о развитии
Подходы к пониманию развития и интерпретация изменений, с ним связанных, постоянно меняются. Следует отметить, что до сих пор нет определенного установленного единого взгляда на особенности и при- роду развития. Согласно Ш. Бюллер, развитие – это изменение в определенном на- правлении, подчиняющиеся законом созревания. «Развитие – это фундаментально-биологическое свойство». Благо- даря количественному росту любой организм достигает той точки, ког- да старая примитивная структура больше не может управлять расши- рившимся организмом. Продолжение роста тогда означает либо рас- пад организма, либо реорганизацию внутренней структуры организ- ма, которая смогла бы управлять расширившимся организмом. Сле- довательно, развитие – это целый ряд изменений, происходящих на определенном отрезке времени. Развитие – это необратимое, направленное, закономерное измене- ние, которое происходит по определенным законам. Отсутствие зако- номерностей свидетельствует о случайности изменений. Необратимость изменений обеспечивает преемственность процесса развития (невоз- можно отменить то, что уже произошло), в каждом новом облике из- мененного объекта присутствуют «следы» прошлого опыта. Если рассматривать развитие с точки зрения вектора – направле- ния изменения, – то следует отметить, что развитие не исчерпывается ростом, прогрессом. Развитие включает в себя и регресс. Другая характеристика развития – процессуальная. В этом смысле изменения могут идти эволюционным (последовательное, поступатель- ное изменение) и революционным путем (революционные изменения носят взрывной характер, однако не являются неожиданными с точки зрения логики развития, а имеют причинную обусловленность). Раз- витие можно характеризовать как изменения, при котором в критичес- кие моменты наступают структурные изменения во всей системе. Толкование понятие «развитие» можно рассматривать как с биоло- гической точки зрения, так и с психологической. В отечественной пси- хологии развиты положения, сформулированные Л.С. Выготским и П.П. Блонским, которые развитие человека рассматривали не просто как накопление знаний, умений и навыков, а как культурно-исторический процесс, в котором особое место занимают постоянно изменяющиеся общие социальные условия, включая изменения возрастных этапов развития человека. Психологический словарь трактует развитие психики человеческо- го индивида как обусловленный и вместе с тем активный саморегу- лирующийся процесс самодвижения от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в которых внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия. В научной литературе можно встретить также ряд понятий, часто отождествляемых с термином «развитие», но имеющих несколько иное значение. Созревание – изменение индивида или отдельных его функций и про- цессов, происходящее под влиянием внутренних врожденных причин. Уместно говорить о созревании органических функций человека или всего организма. Становление – приобретение новых признаков и форм в процессе развития. Можно говорить о процессе становления характера челове- ка, мышления, личности. В любом случае это понятие содержит диа- лектическое противоречие, ибо, с одной стороны, личность, характер, мышление все время развиваются, находятся в изменении, а с другой стороны – являются результатом этого развития. Становление может рас- сматриваться как процесс приближения к определенному состоянию. Формирование – это обозначение процесса развития под влиянием внешних воздействий, например, воспитания, обучения, социальной среды. Все эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Даже созревание не происходит отдельно от психического развития и во мно- гом зависит от него, оказывая, в свою очередь, определенное влия- ние на результаты психического развития и формирования личности.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |