Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнепсихологический уровень




Взаимосвязь специальной психологии и педагогики выражается в том, что научные исследования в области специальной психологии в ос-


новном направлены на обеспечение учебного процесса детей с нару- шением в развитии. Данные специальной психологии важны для пси- хологического обоснования обучения и воспитания таких детей; созда- ния условий для их эффективной социализации; определения содер- жания помощи при тяжелых и неярко выраженных нарушениях в раз- витии, выборе направления образования и трудовой подготовки; обо- снования применения технических средств обучения.

Известно, что специальная педагогика может совершенствовать свои дидактические и методические приемы и строить систему обучения и воспитания детей с атипией, только принимая во внимание их возрас- тные и индивидуальные особенности, изучаемые специальной психо- логией. Поэтому главная задача специальной психологии заключается в том, чтобы опережать запросы педагогики, основываясь, с одной стороны, на достижениях психологической науки в целом, а с другой стороны – на самостоятельном видении педагогических проблем. Та- кое самостоятельное видение совершенно необходимо для повышения действенности влияния на педагогику, практику обучения и воспита- ния данного контингента детей.

Не менее тесными являются связи специальной психологии с меди- циной. Они обуславливаются общим объектом изучения (субъектом с врожденными и приобретенными отклонениями и нарушениями пси- хического развития), но отличаются предметом изучения. Наиболее прочны связи специальной психологии с неврологией, психиатрией и физиологией. Интеграция специальной психологии с областями меди- цинского знания открывает возможность качественно нового понима- ния структуры и механизмов нарушения психического развития, а так- же оценки состояния психики детей с нарушенным развитием.

Теория функциональных систем П.К. Анохина и теория системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия определили принципиально новый подход к анализу атипий развития и нарушений формирования высших психических функций у детей.

Исходным является положение о том, что функция является слож- ной системой, и та или иная задача может решаться разными сред- ствами. Высшие психические функции обеспечиваются совместной работой отделов коры головного мозга, каждый отдел вносит свой вклад в функционирование целостной системы (Лурия А. Р., 1972). При нарушении функциональной системы необходимо обнаружить ее

«неисправные звенья».

Успехи неврологии в изучении структуры и функций нервной сис-

темы позволяют выявлять механизмы нарушений психического раз- вития и, соотнося характер нарушения с возможностями коррекции и

компенсации дефекта, прогнозировать нормализацию развития.


 

Взаимосвязь специальной психологии и психиатрии обуславливает более глубокое понимание психопатологических последствий атипич- ного развития.

Определение специальной психологии как психологической науки подразумевает ее отграничение от клинических дисциплин (невропато-

логии, психиатрии). Клинические дисциплины изучают этиологию и па- тогенез заболеваний, появление и чередование симптомов и синдромов, прогнозируют заболевания, занимаются их лечением и профилактикой.

Специальная психология изучает закономерности атипичного пси- хического развития, его механизмы, особенности формирования лич-

ности лиц с атипией развития, квалифицирует атипии в понятиях со-

временной психологии, занимается психодиагностикой и психопрофи-

лактикой атипий, разрабатывает теоретические основы психокоррекци-

онной, психотерапевтической и психореабилитационной работы с со-

ответствующим контингентом.

 

Таблица: Взаимодействие специальной психологии с другими науками

 

Специальная психология
Внутридисциплинарные связи специальной психологии (I уровень)   Междисциплинарные связи специальной психологии (II уровень)
Психология: Общая Возрастная Детская Педагогическая Клиническая Социальная   Философия Неврология Социология Психиатрия Биология Физиология Медицина Педагогика Общая, специальная дефектология

 

Итак, специальная психология, представляя собой психологическую науку, имеет широкие связи с другими дисциплинами.

Эти связи основаны на общности объекта изучения, которым яв- ляется человек и все многообразие его деятельности. Специальная психология зародилась в недрах медицины и дефектологии. Выде- ление специальной психологии в самостоятельную науку произош-

ло, с одной стороны, вследствие запросов практики, с другой сто-

роны, вследствие накопления и систематизации научных знаний в де-

фектологии, медицине, возрастной психологии. В становлении спе-

циальной психологии сыграли роль и социально-экономические ус-

ловия конца XX века в нашей стране.


 

Взаимопроникновение специальной психологии и других наук – су- щественный фактор ее развития. Оценивая важность такого взаимо- проникновения, необходимо четко представлять предмет и задачи спе- циальной психологии во избежание размывания ее границ.

 

 

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1996.

2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в про- фессию «психолог». – М., 2002.

3. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. –

М., 2005.

4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель-

ности психолога специального образования. – М., 2005.

5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.

6. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб, 2006.


 

 

ГЛАВА 3. НОРМАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Краткое содержание главы: представление о развитии; понятие о норме; факторы нормального психического развития человека; крите- рии нормального психического развития человека.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.