КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологический аппарат специальной психологии
Представление о науке Понятие «наука» достаточно многозначно. Во-первых, под наукой понимают особую сферу человеческой деятельности, основная функ- ция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, на осно- ве чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (на- учно обоснованная практика). Во-вторых, под наукой понимается особый способ познания мира, отличный, например, от художественного или обыденного познания, то есть от искусства и жизненного опыта (о чем речь ниже). В этом смысле говорят о научном подходе, о научности данных, о том, что нечто является научно установленным и пр. В-третьих, под наукой имеется в виду сама система знаний, полу- ченная в результате исследовательской деятельности. В этом смысле говорят о так называемой науке с большой буквы (например, «наука утверждает, что...»), физической науке (то есть о системе знаний, вы- работанных физикой), биологической науке и т.д. «Тело» науки в этом смысле составляют законы – открытые устойчивые связи между яв- лениями, – формулировка которых позволяет описать, объяснить и предсказать явления объективной действительности. Наконец, в-четвертых, под наукой иногда понимается система уч- реждений и организаций (Академий, институтов, лабораторий, профес- сиональных сообществ и т.п.), в рамках которой организуется иссле- довательская деятельность, созываются конференции и т.д. В таком зна- чении И.Б. Гриншпун использует термин «наука», говоря, к примеру, о том, что кто-то «занят в сфере науки» или «является работником на- уки» – по аналогии с тем, что кто-то может быть занят в сфере произ- водства или в сфере торговли.
Классификация наук Принято подразделение наук на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальными (иногда их называют «чистыми») считаются на- уки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний. Прикладные науки, напротив, ориентированы на практику, приме- няя к ней знания, полученные в фундаментальных науках, и служат непосредственным нуждам общества.
Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической дея- тельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатка- ми, его проявлений и влияния на жизненный путь человека. Предмет специальной психологии – закономерности развития и про- явления психики различных групп людей с проблемами в развитии. Объектом специальной психологии являются лица с проблемами в раз- витии, и отношение к ним в обществе на разных этапах его развития. Цель специальной психологии – изучение индивидуально-типичес- ких особенностей при отклоняющемся развитии, причин, механиз- мов отклонений, а также обоснование и разработка стратегий це- ленаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с от- клонениями в развитии. Общенаучными теоретическими задачами являются: Первая группа задач: · раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, об- щих для нормальных и аномальных детей; · раскрытие закономерностей развития, свойственных всем аномаль- ным детям; · раскрытие специфических закономерностей развития разных групп детей с проблемами в развитии; · установление зависимости развития и проявления психики от ха- рактера, механизмов и степени выраженности дефекта. Вторая группа задач: · изучение формирования аномального и нормального развития кон- кретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей Третья группа задач: · выявление путей компенсации дефекта в целом и отдельных пси- хических процессов. Четвертая группа задач: · разработка научных основ, методов и средств воспитания, а также теоретическое обоснование конкретных путей в коррекционной работе. В специальной психологии выделяют следующие отрасли: · психология умственно отсталых (олигофренопсихология), · психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), · психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), · психология слепоглухих (тифлосурдопсихология), · психология детей с недостатками речи (логопсихология), · психология детей с задержкой психического развития, · психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата, · психология лиц с нарушением ЭВС и поведения.
Понятийно-категориальный аппарат: Дети с отклонением в развитии – категория детей с отклонения- ми или нарушениями в функционировании когнитивных, эмоциональ- ных, регуляционных процессов психики. Психопрофилактика – мероприятия, направленные на создание адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития психологической сферы ребенка с целью предотвращения вто- ричных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных от- клонений развития. Психодиагностика – выявление и оценка особенностей личности с целью определения характера отклонений в развитии. Психокоррекция – психологическое воздействие на психические механизмы взаимодействия со средой с целью исправления (ослаб- ления) нарушений развития. Психологическая реабилитация – восстановление поврежденных функций в пределах психофизиологических возможностей ребенка. Психологическая компенсация – возмещение недоразвитых или на- рушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Психологическая адаптация – процесс приспособления личнос- ти к существованию в обществе с соответствующими социальными требованиями. Интеграция – внедрение ребенка с отклонением в развитие в сре- ду нормально развивающихся сверстников.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |