Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие профессионализм




Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Мы будем рассматривать два из них.

«Нормативный профессионализм» как совокупность, набор лично- стных характеристик человека, необходимых для успешного выпол- нения труда. В данном случае имеется в виду нормативные требова- ния профессии к личности человека, что выражается в словах «эта работа требует профессионализма».


«Реальный профессионализм» конкретного человека, когда говорят

«этому человеку присущ профессионализм», подразумевается, что

человек обладает этим необходимым набором психических качеств,

знаний и умений, и профессионализм становится внутренней характе- ристикой личности человека.

Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда име- ется в виду его осуществление на высоком уровне. Но необходимо подчеркнуть, что профессионализм человека – это не только достиже- ние им высоких профессиональных результатов, не только произво- дительность труда, но и наличие психологических компонентов – внут-

реннего отношения человека к труду, состояние его психических ка-

честв. Поэтому целесообразно выделять две стороны профессионализ-

ма: состояние мотивационной сферы проф ессиональной деятельно-

сти человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет

в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стре-

мится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы проф. деятельности человека (как, какими

приемами он достигает поставленной цели, какие они).

Определение профессионализма в книге П. Чисхольма «Уверенность

в себе: ключ к деловому успеху»: «Профессионализм – это значит мо-

билизовать все свои умения для эффективной работы на своем месте –

максимально использовать свои возможности в выбранной карьере».

Основные черты личности-профессионала:

1. Обладает специальными знаниями и навыками в своей предмет-

ной области.

2. Владеет информацией, умеет ее собирать, структурировать и пра-

вильно использовать.

3. Знает своих коллег, организует свою коммуникативную сеть, то есть завоевывает себе соответствующую репутацию, поддерживает от-

ношения с коллегами, смежниками, потенциальными работодателями, имеющимися и возможными клиентами и заказчиками.

4. Владеет основами менеджмента и самоменеджмента, то есть умеет организовывать и работу других, и свой труд.

5. Владеет искусством делового общения, хорошо знает особенно- сти и правила этикета в своей проф. среде.

Важно не только стать профессионалом, но и получить признание в этом качестве.

Профессионализация вообще, и применительно к развитию психо- лога-профессионала в частности, является длительным и даже проти- воречивым процессом. Иногда, говоря о профессионализации, выде-

ляют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений,

между которыми существуют довольно интересные взаимоотношения.


Знания чаще носят осознаваемый характер (и поэтому они приобрета- ются гораздо быстрее). А вот умения – менее осознаваемые и приоб- ретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания (хотя начинающий специалист еще не обладает на- стоящим умением, но он уже знает, как надо работать), затем по мере освоения умения оно все менее осознается, все больше «автоматизи- руется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший спе- циалист с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо ра- ботает. Но иногда необходимо все-таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его), и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что тре- бует по-новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышле- ние о самом себе и своей деятельности составляет основу професси- ональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и са- моразвития профессионала-психолога.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.