Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о норме




Само понятие нормы не вполне определено, которое, безусловно, должно быть соотнесено не только с уровнем психологического и со- циального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, предъявляемыми ребенку социумом.

Все это осложняется и постоянным глобальным изменением как со- циокультурных требований, предъявляемых ребенку окружающими (изменение образовательных программ всех уровней, семейных ус- ловий и обстановки, изменение детской и подростковой субкультур и


 

т.п.), так и изменениями непосредственно психофизического и физио- логического статуса ребенка. Последние как бы модулируют и без того динамичные характеристики развития.

Одно из основных значений «норма» (лат.) – установленная мера, средняя величина чего-либо. Поэтому в понятие норма включены сле-

дующие ее показатели:

Средне-статистическая норма – это тот уровень психосоциального

развития человека, который соответствует среднестатистическим (ко-

личественным) показателям, полученным при обследовании репрезен-

тативной группы людей одного и того же возрастного диапазона, пола,

культуры и т.п. Статистическая норма представляет определенный ди- апазон значений какого-либо качества (физических или психических показателей, в том числе уровня интеллекта, его составляющих и пр.).

Социально-психологический норматив можно определить как систе-

му требований, которые общество предъявляет к психическому и лич- ностному развитию каждого из его членов. Требования, составляющие содержание СПН, являются идеальной моделью требований социальной общности к личности. Такие требования закреплены в виде правил, норм, предписаний. Они присутствуют в образовательных программах, в ква- лификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историч- ны, они меняются вместе с развитием общества, время их существова- ния зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с од- ной стороны, и от темпов развития общества – с другой.

Функциональная норма – своего рода индивидуальная норма раз- вития, которая является отправной точкой и одновременно целью кор-

рекционно-развивающей работы с человеком, независимо от харак- тера имеющихся у него особенностей. Достижение функциональной нормы выражается в том, что в процессе самостоятельного разви- тия, обучения или в результате специализированной помощи наблю- даются гармоничные взаимоотношения между личностью и социу- мом, при которых удовлетворяются основные потребности личнос- ти, и личность полностью удовлетворяет тем требованиям, которые социум к ней предъявляет.

Идеальная норма (идеальный онтогенез) – несуществующее в ре- альности образование, имеющее исключительно теоретическую значи- мость как объект, обладающий набором свойств и качеств, существу- ющих в сознании одного человека или группы лиц. Идеальная норма (модель нормы) не может служить критерием оценки реально проте- кающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования.


 

Понятие типологического норматива определяет совокупность наи- более частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития – своего рода психологический синдром.

Психологический подход к анализу нормы развития включат обще-

психологический и возрастно-психологический аспекты, в которых

норма психического развития рассматривается как смена возрастных

этапов (фаз) – своевременная периодизация психического развития.

Таким образом, под нормой психического развития принято по-

нимать закономерное изменение психических процессов во време- ни, отраженное в их количественных, качественных и структурных

новообразованиях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.