КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этиология (патогенные факторы) отклоняющегося развития
Классификация дизонтогенеза Параметры дизонтогенеза Положения Л.С. Выготского легли в основу выделенных В.В. Ле- бединским параметров, определяющих тип нарушения психического развития. Первый параметр связан с функциональной локализацией наруше- ния и определяет его вид – общий дефект, вызванный нарушением ра- боты регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдельных функций подкор- ковых и корковых систем. Второй параметр – время поражения – определяет характер нару- шения психического развития. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития психических функций; чем позднее возникло нарушение, тем более возможны явления повреждения с рас- падом структуры психических функций. Третий параметр вытекает из идеи Л.С. Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первич- ными и вторичными дефектами. Вторичное нарушение является основным объектом психолого-пе- дагогической коррекции аномального развития. Необходимость наибо- лее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особеннос- тями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим развитием автомати- чески не компенсируются в более старшем возрасте, в этом случае потребуются более сложные специальные усилия по преодолению на- рушения. В процессе психического развития изменяются иерархичес- кие отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возник-
шие нарушения психического развития играют ведущую роль, препят- ствуя социальной адаптации ребенка. Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимо- действий. В патологии развития отмечается нарушение межфункцио- нальных связей, наблюдаются диспропорции, нарушения своевремен- ности развития различных психических функций. В результате возни- кают асинхронии развития. В их основе лежат два явления: ретарда- ция и акселерация. В нормальном системогенезе эти типы связей перестраиваются, и их усложнение протекает в определенной хронологической последо- вательности, обусловленной законом гетерохронии – разновременно- стью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.
Исторически принято выделять три основные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и повреж- денное развитие (последнее выступает, скорее, как этиологический, причинный классификационный признак, нежели специфика проявле- ний развития). Все они определяются спецификой, последовательнос- тью и темпом формирования всей иерархической структуры психичес- кого развития ребенка. К этим категориям некоторые исследователи добавляют дефицитарное, искаженное и задержанное развитие. На сегодняшний день наиболее устоявшей классификацией психичес- кого дизонтогенеза является классификация, предложенная В.В. Лебе- динским. Он, обобщив результаты исследования психологов, учителей- дефектологов, психиатров, предложил выделить следующие типы на- рушений психического развития:
Классификация психического дизонтогенеза (по В. В. Лебединскому, 1985)
Выделены Г. Е. Сухаревой (1959)
Первая группа – отклонения по типу ретардации (отставания): недо- развитие и задержанное развитие, что включает умственную отсталость и задержку психического развития. Вторая группа – по типу асинхроний (диспропорциональность): ис- каженное и дисгармоническое развитие, что включает ранний детский аутизм и психопатии. Третья группа – по типу повреждения (поломка, выпадение): по- врежденное и дефицитарное развитие, что включает органическую де- менцию и тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях соматичес- ких заболеваний. Спецификой вариантов недостаточного развития является недо- статочность по отношению к средне-нормативному развитию всех (то- тальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических фун- кций, их базовых составляющих. Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного прин- ципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития, как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, ис- кажающего в первую очередь органические основы развития, а вто- рично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества поражения и т.д.) – воздей- ствующего на всю структуру дальнейшего психического развития. Каждая группа отклоняющегося развития (в соответствии с прин- ципиально отличающимися качественными характеристиками) может быть подразделена на отдельные подгруппы. Таким образом, в клас- сификации психического дизонтогенеза В.В. Лебединского выделены: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефици- тарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (пример – умственная отсталость). Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышление, речь). Для задержанного развития характерно замедление темпа форми- рования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фик- сацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями име- ются и сохранные. Большая сохранность систем регуляции определя-
ет лучший прогноз и возможность коррекции задержанного психичес- кого развития по сравнению с недоразвитием. Для поврежденного развития характерно более позднее (после: 2– 3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть моз- говых систем уже сформирована. Примером поврежденного разви- тия является органическая деменция, для которой характерны расстрой- ства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта. Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадав- шей опосредованно. Компенсация при дефицитарном развитии осуществ- ляется в условиях адекватного воспитания и обучения. Наиболее характерным примером искаженного развития является ранний детский аутизм. В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей развитие речи опе- режает формирование двигательных функции, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных; навыков. При этом фун- кции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Основной особенностью дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность пси- хики в ее эмоционально-волевой сфере. Примером такого разви- тия является психопатия, для которой характерны неадекватные ре- акции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выражен- ности психопатии и само ее формирование зависят от условий вос- питания и от окружения ребенка. Предлагаемая типология отклоняющегося развития полностью опи- рается на достижения отечественной психиатрии, специальной и кли- нической психологии.
Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Причиной возникновения дизонтогенеза является влияние многих взаимодополняющих факторов, главными из которых являются вне- шние (социальные: экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические) и, обусловленные ими, внутренние (биологические) средовые факторы. Их несоответствие, как правило,
приводит к различным видам дизонтогенеза, нарушениям или откло- нениям в ходе внутриутробного развития. По времени воздействия патогенные факторы делятся на: пренатальные (до начала родовой деятельности); пренатальный пе- риод – период, длящийся в среднем 266 дней или 9 календарных ме- сяцев от момента зачатия до рождения ребенка, состоит из трех ста- дий: предзародышевой, или стадии яйца (зачатие – 2-я неделя), когда оплодотворенное яйцо – зигота – перемещается в матку и внедряется в ее стенку с образованием плаценты и пуповины; зародышевой, или стадии эмбриона (2-я неделя – конец 2-го месяца), когда происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных орга- нов, длина зародыша достигает 6 см, вес – около 19 г; стадии плода (3-й месяц – рождение), когда идет дальнейшее развитие различных систем организма. В начале 7-го месяца появляется способность к вы- живанию вне организма матери, к этому времени длина плода состав- ляет около 40 см, вес – около 1,9 кг.);
Таблица 2. Причины дизонтогенеза
натальные (в период родовой деятельности); постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в пе- риод с раннего детства до трех лет). Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной диффе- ренциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриоге- неза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребен- ка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья мате- ри), называются тератогенами. К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся: -хромосомно-генетические отклонения как наследственно обуслов- ленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосом- ных аберраций; -инфекционные и вирусные заболевания матери во время беремен- ности (краснуха, токсоплазмоз, грипп); -венерические заболевания (гонорея, сифилис); -эндокринные заболевания матери, в частности диабет; -несовместимость по резус-фактору; -алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью; -биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицин- ских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступле- ния беременности или на мать во время беременности, а также на са- мих детей в ранние периоды постнатального развития; -серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую сомати- ческую ослабленность; -гипоксические (кислородная недостаточность); -токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине; -патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопро- вождающееся травматизацией головного мозга; -мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофи- ческие заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте; -хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавши- еся в раннем и дошкольном возрасте. Соматические заболевания являются второй по значимости (после органических повреждений головного мозга) причиной, вызывающей
нарушения психофизического здоровья детей и затрудняющей их лич- ностно-социальное развитие и успешное обучение. Наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ос- лабленности, которая создает определенные трудности для психофи- зического и эмоционального развития ребенка является невропатия.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |