Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этиология (патогенные факторы) отклоняющегося развития




Классификация дизонтогенеза

Параметры дизонтогенеза

Положения Л.С. Выготского легли в основу выделенных В.В. Ле- бединским параметров, определяющих тип нарушения психического развития.

Первый параметр связан с функциональной локализацией наруше- ния и определяет его вид – общий дефект, вызванный нарушением ра- боты регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдельных функций подкор- ковых и корковых систем.

Второй параметр – время поражения – определяет характер нару-

шения психического развития. Чем раньше произошло поражение, тем

вероятнее явление недоразвития психических функций; чем позднее

возникло нарушение, тем более возможны явления повреждения с рас-

падом структуры психических функций.

Третий параметр вытекает из идеи Л.С. Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первич-

ными и вторичными дефектами.

Вторичное нарушение является основным объектом психолого-пе-

дагогической коррекции аномального развития. Необходимость наибо-

лее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особеннос-

тями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим развитием автомати-

чески не компенсируются в более старшем возрасте, в этом случае потребуются более сложные специальные усилия по преодолению на- рушения. В процессе психического развития изменяются иерархичес- кие отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию

является первичный дефект. На последующих этапах вторично возник-


 

шие нарушения психического развития играют ведущую роль, препят- ствуя социальной адаптации ребенка.

Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимо- действий. В патологии развития отмечается нарушение межфункцио-

нальных связей, наблюдаются диспропорции, нарушения своевремен-

ности развития различных психических функций. В результате возни-

кают асинхронии развития. В их основе лежат два явления: ретарда-

ция и акселерация.

В нормальном системогенезе эти типы связей перестраиваются, и

их усложнение протекает в определенной хронологической последо- вательности, обусловленной законом гетерохронии – разновременно-

стью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.

 

 

Исторически принято выделять три основные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и повреж- денное развитие (последнее выступает, скорее, как этиологический, причинный классификационный признак, нежели специфика проявле- ний развития). Все они определяются спецификой, последовательнос- тью и темпом формирования всей иерархической структуры психичес- кого развития ребенка. К этим категориям некоторые исследователи добавляют дефицитарное, искаженное и задержанное развитие.

На сегодняшний день наиболее устоявшей классификацией психичес- кого дизонтогенеза является классификация, предложенная В.В. Лебе- динским. Он, обобщив результаты исследования психологов, учителей- дефектологов, психиатров, предложил выделить следующие типы на- рушений психического развития:

 

Классификация психического дизонтогенеза

(по В. В. Лебединскому, 1985)

 

Недоразвитие
Задержанное развитие
Поврежденное развитие
Дефицитарное развитие
Искаженное развитие
Дисгармоническое развитие

 

Выделены Л. Каннером (1955)

 

Выделены Г. Е. Сухаревой

(1959)


 

Первая группа – отклонения по типу ретардации (отставания): недо- развитие и задержанное развитие, что включает умственную отсталость и задержку психического развития.

Вторая группа – по типу асинхроний (диспропорциональность): ис- каженное и дисгармоническое развитие, что включает ранний детский

аутизм и психопатии.

Третья группа – по типу повреждения (поломка, выпадение): по-

врежденное и дефицитарное развитие, что включает органическую де-

менцию и тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха,

опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях соматичес- ких заболеваний.

Спецификой вариантов недостаточного развития является недо- статочность по отношению к средне-нормативному развитию всех (то- тальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических фун- кций, их базовых составляющих.

Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного прин- ципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания

недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития, как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей).

Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, ис-

кажающего в первую очередь органические основы развития, а вто- рично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества поражения и т.д.) – воздей- ствующего на всю структуру дальнейшего психического развития.

Каждая группа отклоняющегося развития (в соответствии с прин- ципиально отличающимися качественными характеристиками) может

быть подразделена на отдельные подгруппы. Таким образом, в клас- сификации психического дизонтогенеза В.В. Лебединского выделены: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефици- тарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие.

Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (пример – умственная отсталость). Различные

психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышление, речь).

Для задержанного развития характерно замедление темпа форми- рования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фик- сацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность

поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями име-

ются и сохранные. Большая сохранность систем регуляции определя-


 

ет лучший прогноз и возможность коррекции задержанного психичес- кого развития по сравнению с недоразвитием.

Для поврежденного развития характерно более позднее (после: 2– 3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть моз-

говых систем уже сформирована. Примером поврежденного разви-

тия является органическая деменция, для которой характерны расстрой-

ства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной

деятельности, грубый регресс интеллекта.

Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями отдельных

систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно,

а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадав- шей опосредованно. Компенсация при дефицитарном развитии осуществ- ляется в условиях адекватного воспитания и обучения.

Наиболее характерным примером искаженного развития является ранний детский аутизм. В данном случае в процессе формирования

психических функций наблюдается другая их последовательность по

сравнению с нормальным развитием: у таких детей развитие речи опе-

режает формирование двигательных функции, словесно-логическое

мышление формируется раньше предметных; навыков. При этом фун-

кции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

Основной особенностью дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность пси-

хики в ее эмоционально-волевой сфере. Примером такого разви- тия является психопатия, для которой характерны неадекватные ре- акции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выражен- ности психопатии и само ее формирование зависят от условий вос-

питания и от окружения ребенка.

Предлагаемая типология отклоняющегося развития полностью опи-

рается на достижения отечественной психиатрии, специальной и кли-

нической психологии.

 

 

Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению.

Причиной возникновения дизонтогенеза является влияние многих

взаимодополняющих факторов, главными из которых являются вне-

шние (социальные: экологические, информационные, экономические,

демографические, гигиенические) и, обусловленные ими, внутренние

(биологические) средовые факторы. Их несоответствие, как правило,


 

приводит к различным видам дизонтогенеза, нарушениям или откло- нениям в ходе внутриутробного развития.

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

пренатальные (до начала родовой деятельности); пренатальный пе- риод – период, длящийся в среднем 266 дней или 9 календарных ме-

сяцев от момента зачатия до рождения ребенка, состоит из трех ста- дий: предзародышевой, или стадии яйца (зачатие – 2-я неделя), когда оплодотворенное яйцо – зигота – перемещается в матку и внедряется в ее стенку с образованием плаценты и пуповины; зародышевой, или стадии эмбриона (2-я неделя – конец 2-го месяца), когда происходит

анатомическая и физиологическая дифференцировка различных орга-

нов, длина зародыша достигает 6 см, вес – около 19 г; стадии плода

(3-й месяц – рождение), когда идет дальнейшее развитие различных

систем организма. В начале 7-го месяца появляется способность к вы-

живанию вне организма матери, к этому времени длина плода состав-

ляет около 40 см, вес – около 1,9 кг.);

 

Таблица 2. Причины дизонтогенеза

 

Причины по времени Патогенные факторы
Генетические Хромосомные аномалии Дегенеративные заболевания
Пренатальные Малый вес при рождении Инфекции матери (корь, краснуха, грипп, эпидемический паратит, ветреная оспа, скарлатина, гепатит, венерические и т.д.) Нейроинфекции (менингит, энцефалит, полиомиелит) Интоксикации Недостатки питательных веществ у матери Осложнения во время беременности Плацентарные дефекты (дегенерация, повреждение плаценты, досрочное разделение) Стресс Гипоксия Несовместимость группы крови и резус фактора
Натальные Стремительные и затяжные роды Кровотечения Асфиксия Акушерские манипуляции (накладывание щипцов, выдавливание плода) Инфекции Родовые травмы Органическое поражение головного мозга Поражение ЦНС
Постнатальные Инфекции (желтушка, стафилококк, венерические инфекции) Интоксикации Истощение Депривация Травмы

натальные (в период родовой деятельности);

постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в пе-

риод с раннего детства до трех лет).

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия

повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной диффе- ренциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриоге- неза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребен- ка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья мате- ри), называются тератогенами.

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

-хромосомно-генетические отклонения как наследственно обуслов- ленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосом- ных аберраций;

-инфекционные и вирусные заболевания матери во время беремен- ности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

-венерические заболевания (гонорея, сифилис);

-эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

-несовместимость по резус-фактору;

-алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

-биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение

окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных

удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицин- ских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступле- ния беременности или на мать во время беременности, а также на са-

мих детей в ранние периоды постнатального развития;

-серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая

недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую сомати- ческую ослабленность;

-гипоксические (кислородная недостаточность);

-токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее

половине;

-патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопро- вождающееся травматизацией головного мозга;

-мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофи- ческие заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

-хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови,

диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавши- еся в раннем и дошкольном возрасте.

Соматические заболевания являются второй по значимости (после органических повреждений головного мозга) причиной, вызывающей


 

нарушения психофизического здоровья детей и затрудняющей их лич- ностно-социальное развитие и успешное обучение.

Наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ос- лабленности, которая создает определенные трудности для психофи-

зического и эмоционального развития ребенка является невропатия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.