КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления деятельности специального психолога
Основные типы профессиональной деятельности специального психолога Можно выделить два основных вида профессиональной деятельно- сти психологов: 1) научные исследования, направленные на поиск новых психоло- гических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование пси- хологических явлений, изучение психологических закономерностей). Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и при- кладной психологии – один из наиболее распространенных и престиж- ных видов деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные иссле- дования психических явлений, закономерностей психических процес- сов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозиро- вание психологических явлений). Научно-психологические исследования характеризуются объектив- ностью, обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Научно-психологические знания и резуль- таты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном профессиональным психологам и не всегда доступном не- подготовленному читателю. 2) практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психоло- гическая диагностика и консультирование, коррекционная и развива- ющая работа, психологическая профилактика) Основная цель практической психологической работы – непосред- ственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей. Ключевыми фигурами практической психологической работы явля- ются заказчик, клиент и психолог.
Основные виды деятельности специального психолога – психоло- гическое оценивание, психологическое консультирование, психологи- ческое просвещение, коррекционная и развивающая работа (Абрамо- ва, 1993, 2001; Рабочая книга.., 1996; Болотова, Макарова, 2001) Иног- да в качестве вида деятельности специального психолога называют пси- хотерапию. Однако этот вопрос относится прежде всего к сфере ме- дицинской психологии. Психологическое оценивание – данное направление деятельности мож- но назвать диагностической деятельностью специального психолога. Основной задачей психолога здесь является оценка развития каких-либо психологических качеств у конкретного человека, постановка диагноза его психического развития, т.е. проведение психодиагностики. В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в 1924 г. швейцарским психологом Германом Роршахом (цит. по Рабо- чая книга.., 1996, с. 49). В настоящее время психодиагностика опре- деляется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психоло- гических особенностей человека. В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психо- логические) в проявлении психических функций человека. Психологическое консультирование. Этот вид деятельности специ- ального психолога используется в разных сферах жизни и професси- ональной деятельности людей. Основное средство консультирования – это беседа, построенная оп- ределенным образом. В процессе консультации специальный психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на спо- собы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помо- гает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к раз- витию в себе определенных качеств. Цель психологического консультирования – помочь людям в дости- жении чувства благополучия, облегчить переживание стресса разре- шить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологичес- кого просвещения – расширение психологических знаний и повы- шение психологической культуры. Для психологического просвеще-
ния могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки пси- хологической литературы, информационные стенды, просмотр и об- суждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирова- ния умений полезнее оказываются семинары и практические заня- тия. Психолог может помочь отдельным специалистам в подборе пси- хологической литературы для самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания ис- пользовать их в жизни и практической деятельности – важнейшая основа психологического просвещения. Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирова- ния выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом раз- витии человека. Коррекционная работа – это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведе- ния личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воз- действие всегда осуществляется на основе представления о возраст- ной норме психического развития (например, норме в развитии по- знавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы. Специальный психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специали- зироваться в каком-либо определенном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической дея- тельности обладает существенной спецификой, и конкретный психо- лог в зависимости от личностных качеств и профессиональной под- готовки может успешнее справляться с одним из них.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |