КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностные качества специального психолога
Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как предста- витель одной из «помогающих», человеческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает. Важными личностными характеристиками психолога являются гар- моничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность. В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств. В первую группу включаются требования, предъявляемые профес- сиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустрем- ленность, настойчивость, решительность, активность и др.). Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, спо- собность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения. Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визу- альность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способ- ность внушать и убеждать. Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные чер- ты, желательные для специального психолога: • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
• открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосфе- ру эмоционального комфорта; • аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников, группы к изменению и развитию; • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределеннос- ти, высокий уровень саморегуляции; • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная са- мооценка, осознание собственных конфликтных областей, потреб- ностей, мотивов; • богатое воображение, интуиция; • высокий уровень интеллекта. К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта (эти сло- ва, по нашему мнению, могут быть отнесены к любому психологу): он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концеп- ций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и зна- ний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концеп- туальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |