Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные качества специального психолога




Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как предста- витель одной из «помогающих», человеческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает.

Важными личностными характеристиками психолога являются гар- моничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.

В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.

В первую группу включаются требования, предъявляемые профес- сиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустрем- ленность, настойчивость, решительность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, спо- собность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визу- альность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способ- ность внушать и убеждать.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные чер- ты, желательные для специального психолога:

• концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;


 

• открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

• эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосфе- ру эмоционального комфорта;

• аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе

подлинные эмоции и переживания;

• энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников, группы к

изменению и развитию;

• уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределеннос-

ти, высокий уровень саморегуляции;

• уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная са-

мооценка, осознание собственных конфликтных областей, потреб-

ностей, мотивов;

• богатое воображение, интуиция;

• высокий уровень интеллекта.

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта (эти сло-

ва, по нашему мнению, могут быть отнесены к любому психологу): он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концеп- ций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и зна- ний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность

интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем

наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для

проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концеп-

туальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств,

могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.