КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональные качества специального психолога
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому лич- ностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Можно выделить в структуре личности профессионала так называ- емые интегральные характеристики (А. К. Маркова): а) профессиональное самосознание специалиста, т.е. комплекс его представлений о себе как профессионале; б) индивидуальный стиль деятельности и общения – характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;
в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профес- сиональные задачи на нестандартном уровне. Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность. Она включает в себя: профессиональные знания, умения, навыки и способности. Профессиональные знания психолога – это сведения из общей, воз- растной психологии, психологии личности, психодиагностики, педаго- гической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определен- ных Государственным стандартом соответствующего образования. Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии: теоретико-методологические – комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологичес- кие закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и ин- дивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы про- фессиональной деятельности психолога; методические – современные технологии специальной психологичес- кой работы с разными возрастными группами детей в различных соци- ально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности; прикладные – способы, приемы, виды психологической диагности- ки и коррекции, психологического сопровождения и консультирова- ния личности и малой группы в психолого-педагогическом процессе. Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, при- емы, психологические «техники». Профессиональные умения психолога – это его способность при- менять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом: гностические (поиск, восприятие и отбор информации); проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование); конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств); организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправ- ленное и природосообразное изменение обучаемых); коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения); оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);
рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения). Рассмотрим более подробно профессиональные умения психолога, отражающие специфику его деятельности. Коммуникативные умения: вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к людям со специфически- ми проблемами; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблемы; соблюдать конфиденциальность в работе и такт; побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия; влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику. Прикладные умения: исследовательские – анализ, сбор, учет, обработка информации, под- готовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов; психолого-педагогические – анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирова- ние, формы и методы психологической помощи; специально-психологические – психологическая диагностика, пси- хологическое консультирование, психотерапия и др. Организаторские умения: ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем; организовывать подопечных на их выполнение; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности; планировать индивидуальную работу с клиентом; организовывать отдельные виды психологической работы, выпол- нение программ и проектов; определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы; выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации; объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости. Аналитические умения: изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз; анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;
проектировать конечный результат профессиональной деятельности; анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходны- ми данными, выдвигать новые задачи; анализировать недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать опыт и практику работы специалистов психологичес- кой службы; творчески перерабатывать необходимую информацию; анализировать конкретную жизненную ситуацию, причины и исто- ки проблем. Педагогические умения: обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам; выявлять резервные возможности личности, открывать положитель- ное в человеке и организовывать процесс его самопомощи; обучать социальным повседневным жизненным навыкам; стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям; воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство); передавать клиенту знания, полученные в процессе профессиональ- ного обучения и собственного опыта; излагать материал доступно, логично, образно, выразительно. Умения саморегуляции: контролировать свои эмоции в любой ситуации; управлять своим настроением; предъявлять к себе повышенную требовательность; переносить большие нервно-психические нагрузки; поступаться своими интересами ради интересов подопечного; снимать психологическое напряжение. Результаты многолетних исследований доказывают (М.В. Молока- нова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем сформированности коммуникативных умений: уровнем сформирован- ности антропоцентрической направленности личности; уровнем чув- ствительности к объекту, процессу и результатам психологической де- ятельности; уровнем сформированности проективных умений (или си- лой воздействия на поведение других людей). Умения, как и деятельность в целом, также могут быть рассмотре- ны с качественной стороны: автоматизированные, репродуктивные, поисковые и творческие. Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психо- логу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше про- фессиональных навыков приобретает специалист. К числу характеристик профессиональной компетентности также от- носят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное вла- дение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявля- ется в творческом характере его деятельности, в активном поиске но- ваторских подходов и инновационных технологий, личной инициати- ве и профессиональной коммуникабельности. Хотя хорошими специальными психологами могут стать люди с раз- ными интересами, умениями и возможностями, тем не менее, существу- ет несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии. 1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, цен- ностях и этике, о способах выработки оценки собственной практики. 2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее. 3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности. 4. Сознательное и разумное использование собственных личност- ных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях. 5. Признание и принятие того факта, что часто один человек дол- жен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех. 6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними. 7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных со- циальных проблем.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |