КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы деятельности специального психолога
Цели, задачи и специфика деятельности специального психолога Под деятельностью психолога по отношению к проблемным детям или детям с трудностями и отклонениями в развитии Н.Я. Семаго и М.М. Семаго понимают оказание специальной психологической помо- щи, поскольку такая работа не укладывается в рамки стандартных пси- холого-педагогических технологий, рассчитанных, прежде всего, на некую усредненную по многим показателям, в том числе и психоло- гическим, «массу» детей. Такая специализированная помощь должна опираться на положения и принципы именно специальной психологии как науки о «нестандартности» и «ненормативности». Цель деятельности специального психолога – на основе понима- ния причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося раз- вития разработать адекватные им коррекционные (в широком смысле слова) мероприятия с целью обеспечения максимальной социально- психологической адаптации ребенка в образовательной среде. Задачи деятельности специального психолога состоят в следующем: • определение наиболее адекватных путей и средств развивающе- коррекционной работы с ребенком; • прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития; • реализация собственно психологической развивающе-коррекцион- ной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Обобщив ряд работ, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго предложили сле- дующую систему принципов: 1. Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога. Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога определяется необходимостью определить собственную теоретическую позицию, приверженность к какой-либо определенной теоретической школе, научной концепции. 2. Принцип единства методологии, диагностической и коррекци- онной деятельности исходит из необходимости теснейшей связи меж- ду теоретическими позициями психолога, соответствующей им мето- дологии и конкретными диагностическими и коррекционными сред- ствами, построенными на основе той же методологии. Ведь нередки случаи, когда мы говорим о «периодизации по Д. Эльконину», «выс- ших психических функциях», других основополагающих понятиях, но в то же время пользуемся тестами и методиками, разработанными в иной теоретической парадигме, используем в своей коррекционной работе подходы и тактики третьей стороны. 3. Принцип структурно-динамической целостности выражается в представлении о том, что отдельные стороны психической органи- зации (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изо- лированы, а проявляются целостно, существуют в единой структур- ной организации и столь же целостно реагируют на все внешние воз- действия, преобразуя их посредством собственной внутренней актив- ности ребенка к развитию, к взаимодействию с окружающей обра- зовательной средой. В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка должна изучаться и оцениваться как с точки зре- ния возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и гетерохронией (раз- новременностью) созревания тех или иных функций, входящих в еди- ный «ансамбль» формирования той или иной характеристики деятель- ности ребенка. Применение данного принципа позволяет не только фик- сировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, но и определять причины и ситуацию их возникновения, оце- нивать структуру и иерархию проблем развития. 4. Принцип терминологической адекватности является одной из наиболее болезненных проблем специальной психологии, и не только ее. Среди специалистов, работающих с детьми с проблемами разви- тия, обучения и поведения, на сегодняшний день существуют значи- тельные расхождения в определении, что же стоит за обобщающим тер- мином того или иного понятия. 5. Оценка эффективности деятельности психолога через адапта- цию ребенка в образовательной среде. Оценка эффективности деятель- ности психолога в условиях регулярного образования детей до сих пор
является наименее разработанной. По мнению Н.Я. Семаго критерием эффективности деятельности специального психолога может стать имен- но успешность адаптации ребенка в образовательной среде. 6. Приоритетность образовательных задач определяется статусом психолога в образовательном учреждении. Статус психолога необхо- димо понимать как вспомогательного по отношению к педагогу спе- циалиста – специалиста, решающего дополнительные (а не основные) задачи образования. Наиболее важным показателем, который должен быть учтен психологом в его деятельности, является оценка возмож- ностей овладения ребенком соответствующими программами разви- тия и обучения (дошкольной, школьной, любой другой образователь- ной) и оптимизация образовательных воздействий, связанных с этой возможностью. 7. Принцип междисциплинарности и координирующего характе- ра деятельности психолога фактически вбирает в себя ряд таких по- ложений, как комплексность подхода к ребенку, стереогнозиса в вос- приятии проблем ребенка и другие. В наиболее общем виде междис- циплинарность деятельности специального психолога заключается в том, что, являясь по сути дела, «центровым» и координирующим специа- листом по отношению к ребенку и его проблемам, психолог должен знать и понимать не только отдельные отрасли психологии, но и опре- деленные сферы педагогики, социологии, медицины. Для специаль- ного психолога понимание клинического подхода практически во всем разнообразии отраслей медицины (а не только психопатологии и не- врологии детского возраста) является принципиально необходимым. Этот принцип определяет и необходимость понимания оценки состо- яния ребенка с точки зрения различных областей психологии. Этот же принцип отражает необходимость использования в коррек- ционной и консультационной деятельности различных подходов и так- тик, в частности одновременной с обследованием ребенка психотера- певтической работы с родителями. Особую актуальность этот принцип приобретает в настоящее время, когда появляется возможность обсуждения состояния ребенка со спе- циалистами различных областей. 8. Этические принципы и связанный с ними принцип профессиональ- ной компетенции. Они особенно важны в деятельности психолога в си- стеме специального образования – специального психолога, который в своей повседневной работе многократно сталкивается с бесконечно слож- ными этическими проблемами (в разговоре с родителями, специалиста- ми, в том, как и какими словами он будет защищать права ребенка). К этическим принципам, на наш взгляд, следует отнести и рефлек- сию собственной профессиональной компетентности. Профессиональ- ная компетентность как составляющая этики любого специалиста в на- стоящее время приобретает огромное значение. В условиях не всегда адекватно понимаемой демократизации образования, когда в образо- вательную практику буквально хлынул поток самых разнообразных практик и технологий, важно уметь ограничить круг своей компетен- ции, чтобы не превысить своих возможностей, в конечном итоге – не навредить ребенку.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |