КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие компенсации
Компенсация психических функций (от лат. compensatio – уравно- вешивание, уравнивание) – это возмещение недоразвитых или нару- шенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации пси- хических функций возможно вовлечение в действие новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации функций. Первый – это внутрисистемная компенсация, которая осуществ- ляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадав- ших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слу- хового восприятия). Второй – это межсистемная компенсация, которая осуществляет- ся путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвой- ственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов. Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет особое значение в случае врожденных или рано возникших наруше- ний психического развития. Высшие, собственно человеческие формы компенсации обеспечива- ют возможности полноценного развития личности. Это как возможности овладения знаниями основ наук и трудовыми навыками, так и возмож- ности формирования мировоззрения, нравственных качеств личности. Теория компенсации прошла длительный путь развития в тесной взаи- мосвязи с историей развития специального обучения. Долгое время ос- новным принципом психического развития считалось саморазвитие из- начально заложенных способностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанно- му развитию. Часто роль такого толчка отводилась слову, которому при- писывалось мистическое воздействие на психику человека. Особое место в трактовке проблемы компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра Д. Адлера, который выдвинул ряд новых идей. Среди них принцип внутреннего единства психологической жизни личности и подчеркивание роли со- циального, а не биологического фактора в психическом развитии че- ловека. В то же время сверхкомпенсация есть только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, это один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс – не- удача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Между этими двумя полюсами расположе- ны всевозможные степени компенсации – от минимальной до макси- мальной. Идея сверхкомпенсации ценна тем, что она положительно «оценивает не страдание само по себе, а его преодоление; не смире- ние перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы». Л.С. Выготский в своих работах критически проанализировал су- ществовавшие взгляды на проблему компенсации психических функ- ций и обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития. При рассмот- рении теории компенсации психических функций Л.С. Выготского можно выделить несколько важных моментов. Во-первых, Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. Как гово- рил Л.С. Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств дру- гие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполня- ются ими обычно. Во-вторых, Л.С. Выготский ввел понятие структуры дефекта. Пер- вичное нарушение, например снижение слуха, зрения и т.д., влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего поряд- ка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные прояв- ления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный харак- тер, меняют всю структуру психического развития ребенка. В-третьих, это положение о связи общих задач воспитания и специ- альных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. Необходимость специального воспитания не отрицалась – обучение детей с любыми нарушениями требует специ- альной педагогической техники, особых приемов и методов. В-четвертых, основной путь компенсации людей с различными на- рушениями Л.С. Выготский видел во включении их в активную тру- довую деятельность, которая обеспечивает возможность формирова- ния высших форм сотрудничества. В-пятых, глубокий научный и практический смысл имеет положе- ние Л.С. Выготского о том, что «сами по себе слепота, глухота и т.п. частные дефекты не делают еще носителя их дефективным». По его мнению, решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его соци- ально-психологическая реализация. Л.С. Выготский считал, что компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится осознанным. При этом уровень компенсации определяется, с одной сто- роны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а с другой стороны – внешними социальными условиями. Очень ярко это положение иллюстрируют слова К.Э. Циолковского, который с дет- ства имел нарушенный слух: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаб- лонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим на- веянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ». Таким образом, в процессы компенсации психических функций включаются и биологические, и социальные факторы. В дальнейшем в работах отечественных психологов (А.Р. Лурия, Б.В. Зей- гарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского и др.) была про- должена разработка проблем компенсации психических функций. Список литературы: 1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. 2. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифан- цева. – Ростов-на-Дону., 2006. 3. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005. 4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель- ности психолога специального образования. – М., 2005. 5. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов-на-Дону., 2004. 6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005. 7. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб, 2006.
ГЛАВА 5. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Краткое содержание главы: цели, задачи и специфика деятельности специального психолога; принципы деятельности специального психо- лога; основные типы профессиональной деятельности специального психолога; основные направления деятельности специального психоло- га; оценка эффективности деятельности специального психолога.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |