КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы психодиагностики
Основной принцип – принцип гуманности – провозглашает необ- ходимость своевременного создания каждому ребенку необходимых условий, при которых он смог бы максимально развивать свои спо- собности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ре- бенка, искать пути и средства преодоления его трудностей. Только в том случае, если все необходимые и возможные средства и меры по- мощи, предоставленные ребенку в общеобразовательном учреждении, не дали положительных результатов, должен ставиться вопрос о на- правлении его в специальное образовательное учреждение. Следующие принципы относятся к особенностям организации и про- ведения исследования, поэтому могут быть обозначены как конкретно- методические (они ранее описанны в трудах ведущих ученных Л.С. Вы- готского, В.И. Лубовского, С.Д. Забрамной): Принцип комплексного изучения детей обязывает учитывать при кол- легиальном обсуждении данные, полученные при обследовании ребен- ка всеми необходимыми специалистами: врачами, психологами, спе- циальными педагогами. Он позволяет вскрыть глубокие внутренние причины и механизмы возникновения того или иного отклонения. При расхождении мнений назначается повторное обследование. В любом
случае при вынесении заключения на первое место ставится учет ин- тересов ребенка. Принцип комплексности. Комплексность, мультимодальность – это общее понятие, которое не определяет до мельчайших деталей выбор методов исследования в каждом конкретном случае. В изучении человека обычно различают следующие плоскости данных: – биологическая, или соматическая (на первом плане стоят сома- тические процессы, которые можно зафиксировать физическими или химическими способами); – психическая, или психологическая (акцент на индивидуальном переживании и поведении, включая деятельность); – социальная (акцент на межличностных системах – социальные условия); – экологическая плоскость (в центре внимания находятся матери- альные условия). Наличие таких областей науки, как нейропсихология, психоимму- нология, психосоматика и т.д., свидетельствует о том, что отдельные плоскости не представляют собой закрытые системы, но связаны друг с другом. Абсолютизация какой-то одной из них не может дать пол- ной картины при рассмотрении психики. Принцип всестороннего, системного и целостного изучения предус- матривает, что психическое развитие ребенка не складывается из про- стой суммы отдельных изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение только на основании исследования состояния вос- приятия, памяти, других психических функций ребенка. Согласно дан- ному принципу, необходимо установление взаимосвязи и взаимозави- симости между отдельными проявлениями нарушений развития и пер- вичными нарушениями; иерархии обнаруженных недостатков или откло- нений в развитии; соотношения первичных и вторичных отклонений. Принцип динамического изучения, самый специфический в оте- чественной специальной психологии и педагогике, опирается на кон- цепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ре- бенка – актуальном и потенциальном. Он обуславливает требование об учете в процессе обследования и при оценке результатов выпол- нения заданий не только того, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, но и его возможностей в обучении, т.е. «зоны ближайшего развития». Принцип качественно-количественного подхода предусматрива- ет при оценке выполненного задания учет не только и не столько конечного результата, но и способа действий рациональности выб- ранных решений, логической последовательности операций, настой- чивости ребенка в достижении цели и т.д. Качественный анализ не
противопоставляется учету количественных данных, но дополняет, уточняет и обогащает их. Принцип индивидуального подхода к ребенку в процессе обследо- вания требует, во-первых, максимальной индивидуализации использу- емых методов и материалов с учетом возрастных и характерологичес- ких особенностей детей; во-вторых, специальной организации пози- тивной направленности ребенка на контакт со специалистом. Принцип единства диагностической и коррекционной помощи де- тям с отклонениями в развитии, то есть задачи коррекционно-педаго- гической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциаль- ных возможностей ребенка.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |