КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этика психологического исследования
Основной моральный принцип современной этической модели – био- этики – принцип «уважения прав и достоинства личности». Вопрос об отношениях врача и пациента, психолога и клиента определяется но- выми типами взаимоотношений – информационным, совещательным,
интерпретационным, являющимися, по сути, формой защиты прав и достоинства человека. Принцип благополучия клиента: реализуется доктриной информи- рованного согласия – самоопределение клиента зависит от степени его информированности. Принцип уважения личности: необходимость уважать самоопреде- ление пациента (клиента) в любом случае не означает, что нужно сле- по идти у него на поводу. Предпосылка для самоопределения – это осознание возможности выбора и понимание достоинств и недостат- ков каждого из вариантов решения. Именно поэтому информирова- ние и консультирование клиента выходят на первый план. Принцип ответственности: психолог верит, что обществу нуж- но, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к мини- муму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объясне- ние данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию. Принцип компетентности: психолог знает границы своей компе- тентности и ограниченность своих методов и не предлагает своих ус- луг, а также не использует технику и методики, которые не удовлет- воряют профессиональным стандартам. Принцип публичных заявлений: сдержанность, научная предус- мотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний ха- рактеризуют все заявления психологов, которые прямо или опос- редованно дают информацию обществу. Нужно избегать преувели- чений, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления. Когда дается информация о психо- логических процедурах и методах, необходимо указывать, что они должны использоваться только теми людьми, которые обучены их правильному использованию. Принцип конфиденциальности: гарантировать сохранность инфор- мации об индивиде, которая получена психологом в ходе его обуче- ния, практики или исследования, – первейшая обязанность психоло- га. Эта информация раскрывается: а) только после самого тщательно- го обдумывания и в том случае, когда имеется явная и надвигающая- ся угроза индивиду или обществу; б) только представителям соответ- ствующих профессий; в) обсуждается только в профессиональных це- лях и только с людьми, которых это касается. Письменные и устные отчеты должны отражать результаты, соответ- ствующие целям оценки; клинические и другие материалы использу- ются в обучении и публикациях только тогда, когда идентичность ис- пытуемых соответствующим образом замаскирована. Принцип неразглашение теста: психолог отвечает за контроль над психологическими тестами и другими методами исследования, а так- же способами инструктажа, если их ценность может быть дискреди- тирована путем разглашения широким слоям общества их специфи- ческого содержания или лежащих в основе принципов. Принцип интерпретации тестов: тестовые оценки, как и матери- алы теста, передаются только тем лицам, которые способны их интер- претировать и использовать надлежащим образом. Принцип научной обоснованности: требует от психодиагностичес- кой методики, чтобы она была, как минимум, валидной и надежной, т.е. давала результаты, заслуживающие доверия. Принцип ненанесения ущерба: предполагает, что результаты диаг- ностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора, этот принцип при- меняется совместно с принципом открытости результатов диагности- ки для обследуемого, требующим информирования клиента о том, что и как у него будет выясняться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться. Принцип объективности выводов: требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, полученных с применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными. Принцип эффективности рекомендаций: предполагает, что они дол- жны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать рекомен- дации, практически бесполезные или могущие привести к нежелатель- ным или непредсказуемым последствиям. Специфические этические проблемы возникают при психодиагнос- тике лиц с отклонениями в развитии. На это должен обращать вни- мание любой психолог независимо от его специализации – клиничес- кий психолог, психолог-консультант, психолог сферы образования и особенно специальный психолог.
Список литературы: 1. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006. 2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М, 1998. 3. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левчен- ко, С.Д. Забрамной. – М., 2005. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2кн. – М.,1998. 5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель- ности психолога специального образования. – М., 2005.
6. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – М., 2005. 7. Шевандрин Н.И. Психодиганостика, коррекция и развития лич- ности. – М., 2000.
ГЛАВА 8. АНАЛИЗ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Краткое содержание главы: психологическое заключение; общая и итоговая часть заключения; психологический диагноз; прогноз и реко- мендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |