Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика психологического исследования




Основной моральный принцип современной этической модели – био- этики – принцип «уважения прав и достоинства личности». Вопрос об отношениях врача и пациента, психолога и клиента определяется но- выми типами взаимоотношений – информационным, совещательным,


 

интерпретационным, являющимися, по сути, формой защиты прав и достоинства человека.

Принцип благополучия клиента: реализуется доктриной информи- рованного согласия – самоопределение клиента зависит от степени его

информированности.

Принцип уважения личности: необходимость уважать самоопреде-

ление пациента (клиента) в любом случае не означает, что нужно сле-

по идти у него на поводу. Предпосылка для самоопределения – это

осознание возможности выбора и понимание достоинств и недостат-

ков каждого из вариантов решения. Именно поэтому информирова- ние и консультирование клиента выходят на первый план.

Принцип ответственности: психолог верит, что обществу нуж- но, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к мини- муму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объясне-

ние данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.

Принцип компетентности: психолог знает границы своей компе-

тентности и ограниченность своих методов и не предлагает своих ус-

луг, а также не использует технику и методики, которые не удовлет-

воряют профессиональным стандартам.

Принцип публичных заявлений: сдержанность, научная предус- мотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний ха-

рактеризуют все заявления психологов, которые прямо или опос- редованно дают информацию обществу. Нужно избегать преувели- чений, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления. Когда дается информация о психо- логических процедурах и методах, необходимо указывать, что они

должны использоваться только теми людьми, которые обучены их

правильному использованию.

Принцип конфиденциальности: гарантировать сохранность инфор-

мации об индивиде, которая получена психологом в ходе его обуче-

ния, практики или исследования, – первейшая обязанность психоло-

га. Эта информация раскрывается: а) только после самого тщательно- го обдумывания и в том случае, когда имеется явная и надвигающая-

ся угроза индивиду или обществу; б) только представителям соответ- ствующих профессий; в) обсуждается только в профессиональных це- лях и только с людьми, которых это касается.

Письменные и устные отчеты должны отражать результаты, соответ- ствующие целям оценки; клинические и другие материалы использу-

ются в обучении и публикациях только тогда, когда идентичность ис-

пытуемых соответствующим образом замаскирована.


Принцип неразглашение теста: психолог отвечает за контроль над психологическими тестами и другими методами исследования, а так- же способами инструктажа, если их ценность может быть дискреди- тирована путем разглашения широким слоям общества их специфи- ческого содержания или лежащих в основе принципов.

Принцип интерпретации тестов: тестовые оценки, как и матери- алы теста, передаются только тем лицам, которые способны их интер- претировать и использовать надлежащим образом.

Принцип научной обоснованности: требует от психодиагностичес- кой методики, чтобы она была, как минимум, валидной и надежной,

т.е. давала результаты, заслуживающие доверия.

Принцип ненанесения ущерба: предполагает, что результаты диаг-

ностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если

диагностика проводится для конкурсного отбора, этот принцип при-

меняется совместно с принципом открытости результатов диагности-

ки для обследуемого, требующим информирования клиента о том, что и как у него будет выясняться, каковы результаты обследования, кем

и как они будут использоваться.

Принцип объективности выводов: требует, чтобы все выводы из

результатов тестирования были научно обоснованными, т.е. вытекали

из результатов тестирования, полученных с применением надежных

методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.

Принцип эффективности рекомендаций: предполагает, что они дол- жны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать рекомен- дации, практически бесполезные или могущие привести к нежелатель- ным или непредсказуемым последствиям.

Специфические этические проблемы возникают при психодиагнос- тике лиц с отклонениями в развитии. На это должен обращать вни-

мание любой психолог независимо от его специализации – клиничес- кий психолог, психолог-консультант, психолог сферы образования и особенно специальный психолог.

 

 

Список литературы:

1. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006.

2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М, 1998.

3. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левчен-

ко, С.Д. Забрамной. – М., 2005.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2кн. –

М.,1998.

5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель-

ности психолога специального образования. – М., 2005.


 

6. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – М., 2005.

7. Шевандрин Н.И. Психодиганостика, коррекция и развития лич- ности. – М., 2000.


 

 

ГЛАВА 8. АНАЛИЗ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

 

Краткое содержание главы: психологическое заключение; общая и итоговая часть заключения; психологический диагноз; прогноз и реко- мендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.