КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы психокоррекционной работы
Основными принципами психокоррекционной работы являются сле- дующие: 1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целост- ность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в тру- дах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является ос- новополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщатель- ности и глубины предшествующей диагностической работы. Названный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обяза- тельно должен предшествовать этап прицельного комплексного ди- агностического обследования, на его основании составляется пер- вичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно- развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психоло- гического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий» (Д.Б. Элъконин, 1989). Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений лично- сти, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний кли- ента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осу- ществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь. 2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития сле- дует понимать как последовательность сменяющих друг друга возра- стов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие «психологический возраст» было введено Л. С. Выготским. Это «тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психичес- кие и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л. С. Вы- готский, 1984, с. 248). Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учи- тывать следующие характеристики: 1) Особенности социальной ситуации развития (например, измене- ние типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окруже- ние и т.д.). 2) Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития. 3) Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация. Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встре- чаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наме- тить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуаль- ности и самостоятельного пути развития. 3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвину- тый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной ра- боты. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является созда- ние «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологи- ческих новообразований. 4. Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматрива- ются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических спо- собностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведен- ческого подхода, В их понимании коррекция поведения должна строить- ся как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющих- ся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» стано- вится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции – наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, моди- фикации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося пове- денческого репертуара. 5. Принцип системности развития психологической деятельнос- ти. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной рабо- те профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохрон- ность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строе- ния психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее раз- вития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развиваюшей деятельности нельзя ограничивать- ся лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходи- мо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые пре- вентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом систе- мы специальных коррекционных мероприятий. Реализация принципа системности развития в коррекционной рабо- те обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции ба- зируется на результатах диагностического обследования, итогом кото- рого становится представление системы причинно-следственных свя- зей и иерархии отношений между симптомами и их причинами. При определении стратегии коррекционной работы принцип систем- ности развития оказывается тесно связанным с принципом коррекции «сверху вниз»: системность анализа актуального уровня развития, до- стигнутого ребенком к моменту обследования, осуществляется с точ- ки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяю- щей зону ближайшего развития и перспективы. 6. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип опреде- ляет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств
и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной ра- боты, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекци- онно-развивающего воздействия является организация активной дея- тельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необ- ходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Кор- рекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность. Согласно данному принципу, основным направлением коррекцион- ной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной де- ятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счете в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмыс- ленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в си- стему повседневных жизненных отношений клиента. Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школь- ном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различ- ных ее разновидностях, в подростковом возрасте – общение и раз- личного рода совместная взаимодеятельность. Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам пред- мет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов де- ятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |