Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогноз и рекомендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения




Формулировка диагноза обязательно должна содержать и пси- хологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребен- ком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия та- кой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на от- дельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития явля- ется понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

Вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей схеме откло- няющегося развития. Безусловно, это представляет значительную слож- ность без знания и анализа социальных условий жизни ребенка, по- нимаемых в широком смысле этого слова: в семье, в образователь- ном учреждении, в микросоциальной группе. Вероятностный прогноз следует привести независимо от особенностей социальных условий.

Г.В. Бурменская вводит понятия условно-вариантного прогноза раз- вития, включающего возможные линии (варианты) дальнейшего хода развития в случае реализации различных условий. В этом случае од- нозначный исход развития не предсказывается (что и принципиально невозможно), но определяются наиболее вероятные его линии, если те или иные неблагоприятные условия либо сохраняются, либо будут сняты, либо, напротив, усугублены. Такая экстраполяция касается,

главным образом, ближайших возрастных этапов развития и должна учитывать всю совокупность возрастных и индивидуально-психоло- гических факторов развития.


Рекомендации составляют, пожалуй, наиболее важный раздел зак- лючения или диагноза. Они представляют обоснованную последова- тельность включения в работу с ребенком тех или иных специалис- тов, определение ведущего направления и последовательность соб- ственно психологической коррекционной работы (использование тех или иных развивающих или коррекционных программ) с учетом не только типа отклоняющегося развития, но и специфики формирования базовых составляющих, а также хотя бы примерное определение дли- тельности и формы коррекционно-развивающей работы.

Педагогу должны быть даны предложения по организации наибо- лее продуктивной работы с ребенком с учетом его темповых характе- ристик, особенностей процесса утомления и истощения при деятель- ности в режиме фронтального урока, возможный (или необходимый) уровень индивидуализации процесса обучения с учетом особенностей развития, в том числе развития отдельных психических функций, ре- гуляторной и мотивационной зрелости ребенка. Должны быть обосно- ваны, если это необходимо, изменения режима, типа или формы обу- чения (окончательное решение подобных вопросов должно приниматься школьным консилиумом или ПМПК).

Далее должны быть четко и ясно сформулированы оптимальные для адекватного развития ребенка изменения социальной ситуации (в том числе желаемые, психологически оправданные и возможные измене- ния внутрисемейных отношений), обоснованы требования к режиму, нагрузкам во внеучебное время.

В тех случаях, когда ребенку не может быть оказана необходимая психологическая помощь (как по содержанию, так и по объему), дол- жны быть даны рекомендации по обращению в соответствующее об- разовательное учреждение (например, в ППМС-центр, учреждение дополнительного образования), где также может быть оказана необхо- димая помощь в виде соответствующей кружковой работы и т.п.

Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психолога, могут участвовать в дополнительной помощи ребенку, в том числе перечень рекомендуемых консультаций, определяются сро- ки повторного (динамического) обследования психологом.

Родителям (лицам, их заменяющим) даются рекомендации в устной

форме в соответствии с уровнем их социокультурного развития и по-

ниманием проблем ребенка.

Рекомендации родителям приводятся, как правило, в рамках кон-

сультации в развернутой устной форме. В случае несогласия родите-

лей с предлагаемыми мероприятиями отказ родителей должен быть за- фиксирован. При необходимости (по желанию родителей) дубликат зак-

лючения может быть выдан им в письменном виде. В этом случае оно


 

должно быть переструктурировано и написано таким образом, чтобы, с одной стороны, представить информацию о ребенке в адекватном виде, с другой – не ущемлять прав ребенка.

 

 

Список литературы:

1. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левчен- ко, С.Д. Забрамной. – М., 2005.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель- ности психолога специального образования. – М., 2005.

3. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – М., 2005.

4. Шевандрин Н.И. Психодиганостика, коррекция и развития лич- ности. – М., 2000.


 

 

ГЛАВА 9. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

 

 

Краткое содержание главы: методологические подходы к коррекци- онно-развивающей работе в специальном образовании; принципы пси- хокоррекционной работы; виды психокоррекции; требования, предъяв- ляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприя- тия; основные направления и виды психологической коррекции в деятель- ности специального психолога; организационные аспекты проведения психологической коррекции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.