КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления и виды психологической коррекции в деятельности специального психолога
Большинство из имеющегося на настоящий момент множества кор- рекционных направлений, программ, методик, тренингов и тактик, из- ложенных в огромном числе монографий, справочников и энцикло- педий, мало доступно психологам-практикам. С одной стороны, эти программы в целом неприемлемы для работы с детьми, которые обу- чаются в системе специального образования, с другой – для их реа- лизации нужен богатый опыт работы или возможность пройти соот- ветствующее обучение.
Весь комплекс программ условно можно разделить на группы, разли- чающиеся глубиной проникновения в структуру психического развития. Исходя из этого, коррекционные психологические программы раз- деляются на: • программы, ориентированные непосредственно на причины наблю- даемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем); • программы, мишенью воздействия которых является уровень ба- зовых составляющих психического развития (формирование и гармо- низация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции); • симптоматические коррекционные программы, воздействие кото- рых ориентировано в основном на наблюдаемые конкретные феноме- ны отклоняющегося развития. К первой категории в первую очередь следует отнести коррекцион- ные программы, основанные на нейропсихологическом подходе: • программу комплексной нейропсихологической коррекции и аби- литации (по А.В. Семенович); • методику формирования программирования, произвольной само- регуляции и контроля за протеканием психической деятельности (ав- торская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной), К программам, оказывающим коррекционное воздействие на фор- мирование и гармонизацию базовых составляющих психического раз- вития ребенка можно отнести: • программу формирования произвольной регуляции психической активности (программа ФПР); • программу формирования пространственных представлений (про- грамма ФПП); • программу формирования базовой аффективной регуляции (гар- монизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской). Совершенно очевидно, что коррекция нейробиологическпх особен- ностей развития ребенка (фактически лечение) не может быть осуще- ствлена ни психологом школы, ни каким бы то ни было другим, пусть даже высокопрофисиональным специалистом. Это прерогатива врача. Среди программ третьего типа (симптоматической направленности) представлены коррекционно-развивающие программы: - арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арттерапия; - формирование эмоциональной стабильности и положительной са- мооценки у детей младшего школьного возраста; • развитие самосознания через психологическую сказку.
Вместе с тем все эти программы в большей или меньшей степени касаются каждого из следующих блоков: 1) коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности; 2) коррекция эмоционального развития ребенка в целом; 3) психологическая коррекция поведения детей и подростков; 4) коррекция личностного развития (в целом и отдельных его ас- пектов). Необходимо помнить, что одной психологической коррекции, какой бы искусной она ни была, никогда не бывает достаточно. Работа пси- холога, тем более психолога в системе специального образования, все- гда должна сочетаться с деятельностью других смежных специалис- тов – врача, логопеда, дефектолога или педагога дополнительного об- разования. Причем, чем более выражена органическая причина откло- няющегося развития, тем важнее становится подключение врача-невро- лога или психиатра. При наличии знаков атипичного развития, отяго- щающих общую картину развития, возрастает роль нейропсихолога и, соответственно, методов коррекции, основанных на нейропсихологи- ческом подходе. Чем сложнее социальная ситуация развития, ее вклад в дизадаптацию в целом, тем в большей степени будет задействован социальный педагог и психотерапевт. И во всех случаях на опреде- ленных этапах работы могут быть привлечены логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования. Именно таким образом реали- зуется междисциплинарный принцип коррекционной работы команды специалистов, индивидуализируется вся система сопровождения ре- бенка в образовательном пространстве.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |