КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и сферы консультативной работы
Понятие психологического консультирования Психологическое консультирование – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е. Алешина). Суть психологического кон- сультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональ- ными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собствен- ных психологических задач (Г.С. Абрамова). Психологическое консультирование как одно из направлений практи- ческой психологии возникло сравнительно недавно, в 50-е гг. ХХ в., т.е. много позже появления других отраслей практической психологии – психологической диагностики, психологической коррекции, психоте- рапии. Четкую грань между понятиями «психологическое консультиро- вание», «психотерапия», «психологическая коррекция» провести невоз- можно: их цели, задачи, методы тесно переплетены. Цель психологического консультирования – создание клиентам но- вых осознанных способов действия в проблемной ситуации. При этом подразумевается, что клиент психолога-консультанта – психически и психологически здоровый человек, способный отвечать за свои по- ступки и анализировать ситуацию. Основная задача психолога-консультанта, по мнению Ю.Е.Алешиной (1994), – помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны вза- имоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осоз- наются и не контролируются. Обычно они осознаются и не контролиру-
ются самим человеком. В ходе консультационной беседы клиент полу-
чает возможность осознать и оценить установку на других людей и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое пове- дение. Основой такой формы воздействия является изменение устано- вок клиента на других людей и формы взаимодействия с ними.
Виды психологического консультирования различаются по формам их организации. Психологическое консультирование чаще всего бывает краткосроч- ным и включает одну консультацию. Для решения сложных проблем может потребоваться несколько встреч, но обычно не более 5–6. В зависимости от того, работают ли психологи с отдельными людьми или группами, выделяют индивидуальное и групповое кон- сультирование. Индивидуальное консультирование – это беседа консультанта с кли- ентом наедине, обсуждение жизненной проблемы, которая его беспо- коит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои про- блемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возмож- ность осознать это, шире взглянуть на ситуацию и на этой основе из- менить свое отношение к происходящему и свое поведение. Групповое консультирование может заключаться, например, в ре- шении какой-либо проблемы или в поощрении выражения подавлен- ных эмоций в психотерапевтической группе. Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наи- более частые варианты работы при групповом консультировании: се- мейное консультирование, консультирование по проблемам професси- ональной деятельности и работа по разрешению межличностных кон- фликтов и проблемных ситуаций в коллективах.
Консультации могут быть очными или анонимными. Традицион- ные консультации проходят в процессе непосредственной встречи кон- сультанта и клиента. Однако в последние десятилетия достаточно рас- пространенным стал «телефон доверия» как форма анонимной психо- логической помощи и консультирования (Моховиков, 1999). Консуль- тация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации характеризует- ся неявностью оказываемой помощи и позволяет человеку, обратив- шемуся к психологу, избежать роли «пациента», в которой, по мне- нию некоторых, они находятся при очном консультировании.
Консультирование по телефону обеспечивает клиенту анонимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консуль- тировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обыч- ной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, что создает ощущение доверительности и особой интимнос- ти беседы. Именно по «телефону доверия» клиенту легче обсуждать личные проблемы, в том числе связанные с сексуальной сферой меж- личностных отношений (Рабочая книга, 1996). Порой используется и такой метод заочного консультирования как консультативная переписка. Необходимость этой формы психологи- ческой помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки «телефона доверия» или отсутствия телефона у клиентов. К тому же некоторые клиенты, нуж- дающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в услови- ях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие нака- зание в местах лишения свободы). В городах, которые не имеют соб- ственных служб психологической помощи, переписка с психологами, психотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь (Меновщиков, 1998). В зависимости от типа проблем, на решение которых направлены консультации, различают несколько сфер консультирования (Немов, 1999; Болотова, Макарова, 2001).
1. Интимно-личностное консультирование по вопросам, которые глу- боко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих. Это, например, такие проблемы как психологические и поведенчес- кие недостатки, от которых человек хотел бы избавиться, проблемы, свя- занные с личными взаимоотношениями, различные страхи, неудачи, глу- бокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, на- пример, половых отношений. Этот вид консультирования требует осо- бой обстановки и доверительных отношений консультанта и клиента. 2. Семейное консультирование по вопросам, возникающим у чело- века в собственной семье или в семьях близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), построение оптимальных отношений в семье, предупреждение и разрешение се- мейных конфликтов, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов во время развода. Этот вид консультирования предполагает у консультанта собственный опыт семейной жизни. Труд- но заниматься семейным консультированием психологу, который не имеет или не имел семьи.
3. Психолого-педагогическое консультирование – это обсуждение консультанта с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, по- вышения педагогической компетентности учителей и родителей. К психолого-педагогическому консультированию относятся также вопросы совершенствования программ и методов обучения, психоло- гическое обоснование педагогических инноваций. Для успешности в этом виде консультирования важно наличие педагогического образо- вания, а также собственного опыта обучения и воспитания. 4. Профессиональное консультирование связано с решением людь- ми проблем в разных сферах профессиональной деятельности. Сюда относятся вопросы выбора профессии, совершенствования способностей, организации труда, повышения работоспособности, до- стижения успеха, ведения деловых переговоров. Успеха в професси-
ональном консультировании скорее достигают люди, которые на соб- ственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они ведут психологическое консультирование. 5. Организационное консультирование заключается в консультиро- вании персонала организаций по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение), кадровое консультирование, консультирование руководителей по управлению персоналом по ре- шению конкретных проблем организации групповой деятельности. Организационное консультирование в некотором смысле является раз- новидностью профессионального консультирования. Однако в пос- ледние годы оно все больше выделяется в самостоятельную область консультационной работы. 6. Посредническое консультирование. С целью решения межличнос- тных конфликтов в трудовых коллективах, а также для разрешения про- тиворечий между фирмами и организациями, странами, национальны- ми группами, противоборствующими сторонами в военных конфлик- тах может применяться так называемая посредническая консультация. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, кото- рые занимают нейтральную позицию, повышает его эффективность. Практика психологического консультирования показывает, что в за- висимости от интересов, склонностей и опыта деятельности психоло- ги-консультанты обычно специализируются в каких-либо сферах прак- тической работы.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |