КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типичные трудности в процессе консультирования
Не вдаваясь в тонкости процесса консультирования, в нюансы контак- та между консультантом и клиентом (они могут иметь определяющее зна- чение, но не поддаются чисто словесному описанию, а познаются в ходе практической деятельности), следует выделить ряд тех трудностей, кото- рые можно структурировать и описать более или менее определенно. 1. «Трудные» клиенты. Далеко не все посетители психологических консультаций действительно имеют конструктивную позицию. Конеч- но, многим присуща деловая направленность, заинтересованность в изменении своей ситуации, готовность сотрудничать, работа с такими клиентами протекает в основном продуктивно и осложняется лишь в тех случаях, когда клиент преувеличивает возможности консультанта, но такая позиция достаточно легко корректируется на первых этапах консультирования. Серьезные трудности возникают с другими типами клиентов. Наиболее часто встречаются следующие. Клиент-«рантье», т.е. человек с рентными установками в отноше- нии консультирования, стремится переложить ответственность на кон- сультанта. Такие люди либо апеллируют к чувству жалости, описывая свои страдания, умоляя о помощи; либо почти прямо заявляют: «Те- перь это ваша забота, вам за это деньги платят». Здесь важно не по- дыгрывать клиенту, не идти у него на поводу, а постараться скоррек- тировать его позицию, четко описав цели и задачи консультирования, условия его эффективности, объяснить необходимость активности са- мого клиента; иногда работа по коррекции таких установок протекает довольно долго. В первом варианте она протекает несколько легче. Если клиент в течение какого-то времени не изменяет своей ориента- ции, дальнейшая работа, скорее всего, будет бесполезна. Клиент-«игрок» обращается к консультанту скорее с целью развлечь- ся; проблем у него может и не быть, а если и есть, он не собирается их решать. Его лозунг «Посмотрим, какой Вы специалист». В этом слу- чае о сотрудничестве с консультантом говорить не приходится.
Клиент-«психолог» появляется у консультанта с целью научиться психологически грамотно влиять на свое окружение, манипулировать своими ближними. Собственных проблем у него нет. Работать или не работать с таким клиентом – моральный выбор консультанта. Клиент-«эстет» эстетизирует свои проблемы, его исповедь в ходе консультирования, описание проблем очень красивы, четки, логичны, законченны. Такая стройность рассказа всегда должна настораживать консультанта, это признак закрытости клиента, его неготовности к ра- боте. В этом случае консультанту можно попробовать проговорить си- туацию, обозначить свое чувство неудовлетворенности рассказом. Мож- но также попросить написать свой рассказ и затем работать с текстом. 2. Ошибки консультанта. Первый вид ошибок – неверное понимание проблемы клиента. Это может произойти из-за дефицита информации, полученной в ходе кон- сультирования. Второй вид ошибок – неверные рекомендации. Причины их прак- тически те же. Третий вид ошибок – рекомендации в принципе верные, но нереальные. Такие рекомендации практически невыполнимы либо в силу внутренних причин (т.е. особенностей клиента), либо в силу внешних обстоятельств (нет денег, нет физической возможности). Пытаясь выполнить нереальные ре- комендации, клиент теряет мотивацию к работе. Поэтому важно очень хо- рошо проанализировать особенности клиента и его социальной ситуации, прежде чем отважиться на конкретные практические рекомендации.
Список литературы: 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон- сультирование. – М., 1994. 2. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практичес- кую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петров- ской, О.В. Соловьевой. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1996. – С. 230–247. 3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 383 с. 4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. 5. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирова- ние. – М.: Смысл, 1998. 6. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999. 7. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 528 с. 8. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. – СПб, 1995. 9. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и пси- хологической коррекции. – М., 2006.
ГЛАВА 11. СОПРОВОЖДЕНИЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ) КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Краткое содержание главы: понятие сопровождение; направления сопровождения; этапы сопровождения; теоретико-методологические положения сопровождения; принципы сопровождения; история орга- низации первых служб сопровождения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |