КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы сопровождения
Главным принципом сопровождения является комплексность. При этом отмечаются определенные противоречия комплексного подхода. К ним, например, относятся: нехватка квалифицированных кадров; отсут- ствие специалистов с реальным опытом решения актуальных личност- ных проблем; слабое развитие информационных процессов в системе сопровождения; подмена сопровождения, ориентированного на разре- шение реальной личностной проблемы, просвещением, направленным на повышение потенциального уровня психолого-педагогической куль- туры общества: несогласованность диагностического аппарата и т.д. На наш взгляд, среди указанных трудностей особое место должны зани- мать вопросы четкого согласования деятельности команды специалис- тов разного профиля, в том числе психологов, педагогов, социальных и медицинских работников, и разграничения сферы компетенции каж- дого из них. Поэтому для решения практических задач необходима со- временная концепция личности и психического здоровья учащихся, по- нятная всем субъектам комплексного сопровождения школьника. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жиз- недеятельности в образовательном учреждении, по мнению Л.М. Ши- пицыной, являются: - рекомендательный характер советов сопровождающего; - приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка»; - непрерывность сопровождения; - мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; - стремление к автономизации. Рассмотрим эти принципы подробнее. Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер. Ве- дущей идеей сопровождения выступает положение о необходимости раз- вития самостоятельности ребенка в решении актуальных для его разви- тия проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необхо- димость отказа, от «законодательных» решений, все решения центра со- провождения могут носить только рекомендательный характер. Ответ- ственность за решение в поле проблем остается за ребенком, его роди- телями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружени- ем. Очевидно, если одна из сторон «субъектного четырехугольника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсут- ствия у ребенка родителей или некомпетентности дружеского окруже- ния младшего школьника), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть
определен в следующей последовательности: ребенок и его родители; педагоги; близкое окружение. На разных стадиях развития проблем спе- циалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы. «На стороне ребенка». Принцип отражает базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблем- ной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окру- жение или природный генотип ребенка, но и особенности его личнос- ти. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист си- стемы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерыв- ное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Спе- циалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или тенденция решения будет очевидна. Этот принцип означает так же и то, что дети, находящиеся под посто- янным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-си- рота и т.д.) будут обеспечены непрерывным сопровождением в тече- ние всего периода их становления. Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согла- сованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владею- щих единой системой методов. Автономность. Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства школы или пе- дагогов школы на те или иные рекомендации центра. Основными принципами обеспечения педагогической поддержки, с точки зрения Т.В.Анохина, могут быть следующие: согласие ребенка на помощь; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способности детей самостоятельно преодолевать трудности; совместность, сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «не навреди»; рефлексивно-анали- тический подход к процессу и результату.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |