Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-методологические положения сопровождения




Е.И. Казакова считает, что исходным положением для формирова- ния теории и практики комплексного сопровождения стал системно- ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Есте- ственно, каждая ситуация выбора порождает множественность вари-


 

антов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля развития, ответствен- ность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выс-

тупает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта

(ключевое положение «педагогики успеха»), следовательно, на право

субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответствен-

ность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией.

Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разоб-

раться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сде- лать первые шаги.

Ряд исследователей (А.Н. Гамаюнова и др.) в сопровождении разви- тия ребенка считают важным положение о том, что носителем пробле- мы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ре-

бенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Для теории сопровождения очень важным является разграничение

методов предупреждения проблемы и коррекции проблемы. Это раз-

граничение может быть построено на основе анализа трех параметров.

Первый параметр выделяет момент действия в отношении времени

развития проблемы. Действие может предприниматься до, во время или после появления проблемы. На стадии, предшествующей появле-

нию проблемы, обычно разрабатываются общестратегические програм- мы. Противоположностью выступают моменты, когда проблемы уже полностью сформировались или даже вышли из-под контроля, эти си- туации требуют немедленной работы по коррекции. Между этими дву- мя полюсами располагается деятельность по общей профилактике.

Инициативы, сфокусированные на ранних этапах возникновения про-

блем, обычно нацелены на широкие целевые группы и могут быть адре-

сованы, например, всем детям, находящимся в данном образовательном

учреждении, или всем детям школьного возраста. По мере развития про-

блемы действия становятся конкретнее, а целевая группа – специфичнее.

Второй параметр характеризует основной фокус в общем, превен- тивном вмешательстве, его задача повлиять на изменения в самом че-

ловеке (личностно-ориентированная профилактика) или на систему, в рамках которой он действует (системно-ориентированная или струк- турно-ориентированная профилактика).

Третий параметр характеризует природу действия. Проблемы пре- дупреждаются путем сокращения недопустимых типов поведения (обо-

ронительная стратегия) или путем предложения новых вариантов по-

ведения (наступательная стратегия).


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.