КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретико-методологические положения сопровождения
Е.И. Казакова считает, что исходным положением для формирова- ния теории и практики комплексного сопровождения стал системно- ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Есте- ственно, каждая ситуация выбора порождает множественность вари-
антов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля развития, ответствен- ность за действия в котором несет сам субъект. Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выс- тупает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»), следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответствен- ность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разоб- раться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сде- лать первые шаги. Ряд исследователей (А.Н. Гамаюнова и др.) в сопровождении разви- тия ребенка считают важным положение о том, что носителем пробле- мы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ре- бенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка. Для теории сопровождения очень важным является разграничение методов предупреждения проблемы и коррекции проблемы. Это раз- граничение может быть построено на основе анализа трех параметров. Первый параметр выделяет момент действия в отношении времени развития проблемы. Действие может предприниматься до, во время или после появления проблемы. На стадии, предшествующей появле- нию проблемы, обычно разрабатываются общестратегические програм- мы. Противоположностью выступают моменты, когда проблемы уже полностью сформировались или даже вышли из-под контроля, эти си- туации требуют немедленной работы по коррекции. Между этими дву- мя полюсами располагается деятельность по общей профилактике. Инициативы, сфокусированные на ранних этапах возникновения про- блем, обычно нацелены на широкие целевые группы и могут быть адре- сованы, например, всем детям, находящимся в данном образовательном учреждении, или всем детям школьного возраста. По мере развития про- блемы действия становятся конкретнее, а целевая группа – специфичнее. Второй параметр характеризует основной фокус в общем, превен- тивном вмешательстве, его задача повлиять на изменения в самом че- ловеке (личностно-ориентированная профилактика) или на систему, в рамках которой он действует (системно-ориентированная или струк- турно-ориентированная профилактика). Третий параметр характеризует природу действия. Проблемы пре- дупреждаются путем сокращения недопустимых типов поведения (обо- ронительная стратегия) или путем предложения новых вариантов по- ведения (наступательная стратегия).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |