КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуще- ствление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной рабо- ты требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекци- онному воздействию: - Теоретический компонент: знание теоретических основ коррек- ционной работы, способов коррекции и т.д. - Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции. - Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предпола- гает корректировать у клиента. Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную рабо- ту, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области пси- хологии и специальную подготовку в области конкретных методов кор- рекционного воздействия. Теоретический компонент предполагает: знание общих закономер- ностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации пси- хического развития; знание проблемы соотношения обучения и разви- тия; представление об основных теориях, моделях и типах личности; зна- ние о социально-психологических особенностях группы; знание усло- вий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие. В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм – приверженность многим подходам; общий континуальный подход. Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода. Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на начальных этапах), однако скоро он столк- нется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием ос- новных, стержневых, базовых представлений. Общий континуальный подход – это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной те- ории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобре- тя профессиональный фундамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Такой профессионал
может использовать концептуальные представления одних теорий, а техники и практические подходы – других. Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непро- фессионализма, так и профессиональной деформации личности. У каждого специалиста может быть свой набор общих и специ- альных вариантов, осознанно или неосознанно используемых для восстановления и развития профессиональных сил. К общим отно- сятся следующие: - возможность свободно выражать свои чувства и эмоции. Каж- дый психолог может получать от своих клиентов негативные чувства, которые имеют свойства накопления и вытеснения. Поэтому так важ- но свободное выражение чувств; – возможность выполнять только свои желания. Многие психоло- ги живут в мире, где правит «должно» и «надо». Восстановлению спо- собствует возможность выполнять свои желания, где одно из самых частых – желание побыть в одиночестве, в покое. Остановимся более подробно на личностной готовности к коррек- ционной работе. Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причины и особенности собственной эф- фективности. Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррек- ция волевой активности детей будет носить формальный характер. Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей. Личностная неподготовленность может проявиться в виде психоло- гических барьеров к требованиям коррекционного общения. Если пси- холога в детстве строго наказывали или наказывали физически и он пе- режил травму личного унижения, то коррекционное требование – не уни- жать клиента (ребенка), которого также наказывают физически и кото- рый находится в состоянии депрессии, таким психологом может игно- рироваться. Взрослый может считать это требование необязательным: меня били в детстве, а я вырос достойным человеком. В результате меж- ду психологом и клиентом возникает эмоциональный резонанс. Аналогичные эмоциональные состояния у психолога и клиента (на- пример, стрессовая реакция в сходных ситуациях) могут усиливать друг друга и мешать коррекционному процессу. Особенности личностных проблем, эмоционально-волевого склада взрослого репродуцируются в возрастающих объемах в личности ре- бенка. Происходит навязывание ребенку, воспроизведение уже им са- мим стереотипов взрослого. Личностные проблемы взрослого увели- чивают его субъективизм и пристрастность в оценке личности ребенка. Происходит своеобразная экстраполяция предвзятой оценки в будущее ребенка: «Если ты сейчас так делаешь, что с тобой будет, когда ты вы- растешь?» Словесные негативные посылы воспринимаются ребенком, запоминаются и воспроизводятся им в настоящем и в будущем. Проработанность личностных проблем позволяет взрослому выб- рать адекватную позицию по отношению к ребенку. Например, в вы- боре оснований для проведения коррекционных мероприятий может присутствовать мотив: «Этот ребенок слишком шумный, подвижный, а этот – вредный, этот – заторможен и раздражает меня, следова- тельно, их поведение следует корректировать». В данном случае это позиция, центрированная на взрослом, – ребенок подвергается изме- нениям по потребности взрослого. Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем. Может существовать вариант центрации на модели личности, ког- да коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения осо- бенностей переживания и поведения ребенка с определенным образ- цом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В дан- ном случае взрослый займет как бы нейтральную позицию по отно- шению к содержанию образца, но способы воздействия опять же бу- дут зависеть от особенности его личности. В процессе естественного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться вза- имокоррекция, т.е. взрослый должен проявлять гибкость, непредвзято относиться к реакциям ребенка в процессе взаимодействия и посто- янно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить работу над собой.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |