Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический диагноз




Психологическое заключение

После проведения анализа данных, полученных в ходе обследова- ния, составляется развернутое психологическое заключение. В нем на основе анализа резюмируются наиболее важные особенности разви- тия ребенка, обобщенными словами описывается совокупный комп- лекс показателей развития, основные, выступающие на первый план, его характеристики.

Заключение по результатам диагностического обследования можно разделить по следующим видам:

• заключение по результатам индивидуального обследования ребен- ка, членов его семьи (неотъемлемой частью такого исследования яв- ляется оценка родительско-детских отношений, даже если для этого

не используется каких-либо специальных методик исследования), пе- дагогических работников;

• заключение по результатам групповой диагностики.

По характеру проработанности психологическое заключение подраз-

деляется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вна-

чале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.

Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов,

но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребен-

ком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые

формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возмож- ности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации

имеющихся трудностей.

Итоговая часть заключения

1. Психологический диагноз.


2. Вероятностный прогноз развития.

3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Итоговая часть заключения (психологический диагноз, вероятност-

ный прогноз дальнейшего развития и рекомендации по сопровожде-

нию ребенка в образовательном пространстве) адресована, скорее, про- фильным специалистам – логопеду, дефектологу, врачам, непосред- ственно психологу и другим специалистам, участвующим в оказании ребенку специализированной внеурочной помощи.

Итоговое психологическое заключение является либо конечным эта- пом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточне- ния клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выстав- ляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совме- стном обсуждении полученных результатов с психологом.

Структура психологического заключения:

1-й уровень должен дать общий ответ на вопрос, имеются ли от- клонения в развитии ребенка (дизонтогенез) или трудности в обуче- нии (социализации) обусловлены иными причинами.

2-й уровень – определение типа (вида, категории) нарушения раз-

вития для разработки общих подходов в дальнейшем развитии ребен- ка. При наличии иных причин, обуславливающих трудности в обуче- нии (социализации) – квалификация этих причин. Этот уровень, по сути, является психологическим диагнозом.

3 уровень – описание индивидуальных особенностей ребенка, в том числе его ресурсных возможностей (эти характеристики должны учи- тываться в первую очередь при составлении индивидуальной програм- мы коррекционно-развивающей работы с ребенком).

Выделение вариантов психологического заключения в известной сте- пени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не яв- ляется в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигоф- рении благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком имеют место положительные сдвиги.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по воз- можности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования. Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако лучше использо- вать схему составления заключения.

М.М. и Н.Я. Семаго предлагают составлять заключение по следу- ющей схеме.


Общая часть заключения

1. Основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент об-

следования; здесь же можно привести тип образовательной програм-

мы и форму, по которой он обучается).

2. Основные жалобы и претензии со стороны родителей, педагогов,

других лиц.

3. Рекомендуемый раздел, посвященный наиболее важным анамнес-

тическим данным. Если речь идет о каком-либо виде дефицитарного или

поврежденного развития (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного

аппарата или какая-либо верифицированная черепно-мозговая или иная травма), это обязательно должно быть упомянуто в заключении.

4. Специфика внешнего вида и поведения ребенка в процессе обсле- дования, в том числе характер его эмоционального реагирования, общая мотивация, отношение как к процедуре обследования, так и к результа- там собственной деятельности (критичность ребенка и его адекватность).

5. Качественная оценка сформированности регуляторной сферы.

6. Подробная оценка операциональных характеристик деятельности ре-

бенка в различные моменты обследования (в том числе и их динамичес-

кий аспект) с выходом на уровневую констатацию психической активно-

сти, работоспособности и темповых характеристик деятельности.

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы

(в том числе таких психических функций, как память, речь, мышле- ние) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выпол-

нения тех или иных заданий, методик (как качественных, так, по воз- можности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выяв- ленные особенности с уровнем сформированности системы простран- ственных представлений.

8. Результирующая характеристика уровня интеллектуального раз- вития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мотива-

ции, темпа деятельности и т.п.).

9. Специфические характеристики аффективной, эмоционально-лич-

ностной сферы, включая межличностные отношения и (по мере воз-

можности) их соотнесение с профилем уровней базовой аффективной

регуляции (по О.С. Никольской).

 

 

Наиболее важной, можно сказать, системообразующей частью ана- лиза результатов и заключения является психологический диагноз, ко- торый завершает обследование и является основным его итогом.

Психологический диагноз – это конечный результат деятельности пси- холога, направленной на выяснение сущности индивидуально-психо-


 

логических особенностей личности с целью оценки их актуального состоянии (Л.Ф. Бурлачук).

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологичес-

кого заключения», что видно из следующего определения: психологи-

ческий диагноз – это формулировка заключения об основных харак-

теристиках, изучавшихся компонентов психического развития или фор-

мирования личности.

Психологический диагноз является основной целью и конечным ре-

зультатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося раз- вития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-

психологических особенностей личности с целями:

– оценки их актуального состояния,

– прогноза дальнейшего развития,

– разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме,

так и патологии. Важнейший элемент диагноза – необходимость выяс- нения в каждом случае того, почему данные проявления обнаружива- ются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отне- сение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологичес-

ких переменных, обусловливающих определенные параметры его де-

ятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев).

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается

констатацией особенностей или симптомов, на основании которых не-

посредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не яв- ляется собственно научным (и профессиональным), поскольку, как

было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определен- ных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определе- нии места и значения выявленных характеристик в целостной, дина-

мической картине личности, в общей картине психической жизни кли- ента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обя- зательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как вы- явленные особенности проявляются в так называемых жизненных си- туациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных дан-

ных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Психологический диагноз должен строиться на:


 

• анализе результатов углубленной психологической диагностики, в том числе обучаемости ребенка;

• анализе анамнестических данных;

• анализе поведения ребенка и специфики внешних особенностей (ха-

рактерных признаков) в целом, а не только в процессе обследования;

• критичности, адекватности (в том числе по отношению к самой

процедуре обследования) как наиболее важных неспецифических ди-

агностических критериев.

Следует отметить, что в действительности два последних пункта дол-

жны быть проанализированы в рамках оценки результатов самого об- следования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.