КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности труда на предприятии торговли
Сущность трудовых ресурсов предприятий торговли и общественного питания Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий, разделены на два различных по своей природе и содержанию вида: связанные со сменой форм стоимости товара, связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения. Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и отчетности, организации рекламы и др. Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров и др. Оба вида труда взаимосвязаны и составляют основу организации торгово-технологического процесса. Таким образом, первая особенность труда на торговых предприятиях - его двойственный характер. Второй особенностью является то, что труд, связанный с продолжением процессов производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме всего трудового процесса - в основном из-за низкой оснащенности торговых предприятий техникой. Как правило, большинство процессов, связанных с преобразованием промышленного ассортимента в торговый, фасовкой, подсортировкой, т.е. с предпродажной обработкой товаров, производится в ручную. Наличие больших затрат живого труда является негативным фактором (тем более что около 80% занятых в торговле - женщины, а в розничной торговле в среднем за смену приходится перемещать в зависимости от размера магазина от 3 до 15т груза). Третьей особенностью является то, что труд, связанный со сменой форм стоимости товара, довольно однообразен, и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Это обусловлено, во-первых, тем, что организация торгово-технического процесса не предполагает или сильно ограничивает свободу направления инициативы работником; во-вторых, недостаток средств автоматизации приводит к тому, что аналитические, учетные, статистические расчеты производятся в ручную. Четвертая особенность труда в торговых предприятиях значительное влияние вероятностных факторов. Интенсивность покупательских потоков в течение дня, зависящая также от месторасположения предприятия, значительные колебания спроса по товарным группам и прочие факторы в одних случаях приводят к неизбежным простоям работников, в других - к очень высокой нагрузке и резкому повышению напряженности труда. Пятой особенностью труда в торговых предприятиях является то. что конечный результат труда - не продукт, а услуга. Достижение целей предприятия и решение соответствующих сложных задач во многом зависят от его трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы предприятия - это численный профессионально-квалификационный состав занятых работников (кадров). Под кадрами предприятия понимают не только наемных работников, но и собственников или совладельцев фирмы, если они принимают участие в деятельности предприятия своим трудом и получают за это соответствующую оплату. Следовательно, кадры предприятия - это совокупность как работающих по найму, так и собственников, трудовой потенциал которых соответствует торгово-технологическому (в общественном питании - производственно-торговому) процессу и обеспечивает эффективную хозяйственную деятельность.
Рисунок 8.1Система признаков классификации кадров розничного торгового предприятия
Численность и структура кадров предприятия зависят от вида и объема деятельности фирмы, специализации, количества рабочих мест, режима работы, уровня производительности труда, формы обслуживания покупателей (в общественном питании - потребителей), степени механизации и автоматизации торгово-технологических процессов, степени сложности выполняемых функций и масштаба операции. Работники торгового предприятия и предприятия общественного питания классифицируются по различным признакам (рис. 8.1). Представим эту классификацию более подробно. 1. По категориям. В составе кадров розничных торговых субъектов выделяют три категории: работники аппарата управления, торгово-оперативный и вспомогательный персонал. В составе кадров оптовых предприятий выделяют следующие группы работников: руководящие работники, специалисты, рабочие, служащие, младший обслуживающий персонал. В составе кадров общественного питания выделяют: административно-обслуживающий персонал, работники производства, работники зала и работники торговой группы. Деление работающих по категориям основано на функциональном разделении труда. 2. По должностям. В розничной торговле в составе кадров управления выделяют следующие должности работников: руководители и специалисты, торгово-оперативный персонал — продавцы, кассиры, контролеры-кассиры и т.п. В состав вспомогательных профессий входят фасовщики, грузчики, уборщики и т.п. В оптовой торговле выделяют должности руководителей (директор, заместитель, заведующие отделами и секциями складов), специалистов (товароведы, экономисты, инженеры, техники), служащих (кладовщики, экспедиторы, операторы вычислительных машин и т.п.), рабочих (сортировщики, отборщики, водители погрузчиков и электрокаров, фасовщики и т.д.), младший обслуживающий персонал (уборщики, дворники). На предприятиях общественного питания в составе административно-обслуживающего персонала выделяют должности руководителей, специалистов (экономисты, бухгалтеры, инженеры-технологи); обслуживающий персонал (механики холодильных установок, кастелянши, гардеробщики, сторожа и т.п.); работников производства (заведующие производством и их заместители, заведующие цехами, кондитеры, пекари, повара, чистильщики плодов, овощей и картофеля, марочницы и т.д.); работников зала (метрдотели, администраторы, официанты, резчики хлеба, кассиры и т.д.); работников торговой группы (буфетчики, продавцы мелкорозничной сети и т.д.). 3. По специальностям. Выделяются в пределах каждой профессии, связанной с выполнением отдельных функций: специалисты торговли, экономисты, экономисты по труду, товароведы продовольственных и непродовольственных товаров, брокеры, менеджеры по продажам и т.д. В составе торгово-оперативного персонала выделяют специальности: продавец продовольственных и непродовольственных товаров и т.п. В общественном питании в составе работников производства выделяют такие специальности, как пекари, кондитеры, повара и т.п. 4. По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий, специальностей подразделяются на ряд квалификационных категорий, характеризующих степень сложности работ: продавцы и кассиры — на 3, специалисты — на 4, повара, пекари, кондитеры — на 6 и т.д. С целью эффективного управления процессом формирования и использования кадров применяют и другие виды классификации: по полу и возрасту, по стажу работы, по отношению к собственности, по характеру трудовых отношений. Таким образом, состав персонала по естественным (пол, возраст) и приобретенным (стаж, профессия и т.д.) признакам образует социальную структуру персонала, которая может быть: 1) статистической, отражающей распределение и движение работников в разрезе категорий и должностей по профессии, специальности и квалификации; А) аналитической, подразделяемой на общую по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия, и частную — по соотношению отдельных категорий работников. На однотипных предприятиях численность и профессиональный состав кадров могут быть различными, но обеспечивающими возможность реализации целей и стратегии фирмы. Устанавливается оптимальное соотношение численности работников, имеющих различные профессионально-квалификационные и социально-психологические характеристики, с учетом оптимальной степени загрузки оборудования с целью полного использования их потенциала. Подбор и расстановка кадров осуществляются в зависимости от содержания труда, роли и места работника в структуре предприятия, его соответствия требованиям рабочего места. Основные принципы подбора кадров: соответствие численности работников объему выполняемых работ и квалификации работника, степени сложности его трудовых функций; формирование структуры кадров предприятия в зависимости от целей и стратегии предприятия, максимально эффективного использования рабочего времени; создание условий для повышения квалификации работников и расширения их производственного профиля, роста эффективности труда. В условиях рынка определяющими становятся такие принципы, как сочетание внутренних и внешних источников подбора кадров, перспективность работника и динамизм его карьеры, т.е. ориентация на качество образования, личный потенциал работника, его стабильность и мобильность, длительную перспективу. Таким образом, принципы подбора и отбора кадров, кадровая политика должны соответствовать стратегии развития предприятия, основной составляющей которой является компетентность работника: его образование, опыт, навыки общения и умение работать в коллективе.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |