КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональная подготовка персонала
Одно из основных направлений эффективности системы управления персоналом — подготовка работников предприятия. Существует несколько видов обучения: • без отрыва от производства в специализированных учреждениях; • с отрывом от производства в специализированных учреждениях; • через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях; • самообразование без аттестации; • на рабочем месте. Процесс внутрипроизводственного обучения является непосредственной задачей линейного руководства и неотъемлемой частью стратегии развития потенциала кадров, что требует создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную подсистему подготовки и переподготовки. Существуют различные организационные формы обучения. Руководство предприятия должно решить, какой из методов обучения наиболее приемлем для той или иной категории работников или отдельного работника. Правильному выбору методов обучения помогут ответы на следующие вопросы. • О чем нужно подумать? Что необходимо учитывать при выборе обучения (изменение технологии, информацию по * изменению законодательства и т.д.)? • Кто достаточно квалифицирован для обучения вашего персонала? • Где должен обучаться персонал? Выбор места обучения — непосредственно на предприятии или вне его. • Сколько времени "отводится на обучение? Собственно здесь решается вопрос о выборе формы обучения, которая может быть очной и заочной. • Сколько будет стоить обучение? Компенсируют ли полученная информация и знания понесенные затраты? Особое внимание следует обратить на дистанционное обучение, преимущество которого в том, что оно может происходить независимо от местонахождения работника. В России накоплен положительный опыт в этой области. Современная техника сумела расширить диапазон и интенсивность дистанционного обучения. Видеокассеты, соединенные в некоторых случаях с компьютером, позволяют обучаемому получить дополнительные стимулы, поскольку слушатель может наблюдать профессиональных преподавателей (ведущих профессоров, высококвалифицированных специалистов в определенной области знаний и т.д.). Слушатель получает хорошо разработанные методические указания и учебную литературу. Руководители служб по управлению персоналом обязательно должны оценивать результаты обучения. Для этого используется количественная шкала по ряду вопросов. Прежде всего это непосредственная реакция участников учебного процесса — насколько понравилось им содержание учебного курса? Была ли программа интересной? Далее важно контролировать, появились ли у обучающихся лиц новые полезные знания. Приоритетными качественными ориентирами являются профессионализм, коммуникации, технические навыки. Переподготовка персонала — это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом. Сущность повышения квалификации состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности. Потребность в повышении квалификации — закономерный и объективный процесс, связанный с развитием производительных сил. Квалификационный уровень-работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством. Основными формами повышения квалификации являются: производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов труда, курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, институты и факультеты повышения квалификации инженерно-технических работников и др. Производственно-технические курсы создаются с целью оказания помощи рабочим в освоении работ более высокого квалификационного разряда. Школы по изучению передовых методов труда организуются целью распространения опыта передовиков производства. Обучение проводится путем инструктажа, показа наиболее производительны приемов и методов, взаимного обмена опытом передовых рабочих. Курсы по обучению вторым и смежным профессиям и специальностям создаются с целью расширения производственного профиля рабочих, которые получают дополнительные знания и! навыки по смежным работам или овладевают специальностью рабочих, занятых с ними в одной бригаде. ; Курсы целевого назначения организуются для решения конкретной задачи — при внедрении новых машин, аппаратов, технологий. Наиболее массовая форма повышения квалификации специалистов — институты повышения квалификации, где ИТР и служащие предприятий, организаций проходят краткосрочное обучение. Одна из важнейших задач системы управления персоналом — предоставление работникам условий по развитию своих возможностей для карьеры. Понятие карьеры имеет много значений. С точки зрения производства карьера — это продвижение по службе» что связано с трудовым опытом, профессионализмом, которые человек приобретает на протяжении всей своей жизни. Деловая карьера человека проходит четыре стадии: • предварительную (обучение в школе, другом учебном заведении); • первоначальную (переходы с одной работы на другую); • стабильной работы (с сохранением одной и той же работы); • отставки (выход на пенсию). Продолжительность каждой стадии различна для каждого человека, но большинство проходит через все эти стадии. В зарубежных странах накоплен богатый опыт развития карьеры. Наиболее наглядной является группировка этапов карьеры во взаимодействии с целями, потребностями и возрастом (табл. 8.2).
Таблица 8.2. Этапы карьеры и потребности
. Контрольные вопросы 1. В чем значимость показателя производительности труда в экономике предприятия торговли? 2. Понятие сущности показателей уровня производительности труда. 3. Каков состав трудовых затрат персонала предприятия? 4. Каковы резервы роста производительности труда? 5. Методика определения уровня производительности труда торговых работников.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |