Важным содержанием зашиты личности согласно ст. 21 и ст. 22 КРФ является требование телесной неприкосновенности в биологически-физиологическом смыс- ле. Именно там, где речь идет о наиболее важной сфере зашиты, а именно о запрете пыток и другого жестокого и унизительного обращения, невозможно разделить телесную и духовную неприкосновенность.
а) Основное содержание: защита от пыток или бесчеловечного обращения
К основополагающим гарантиям прав человека относится запрет на пытки и запрет на любое жестокое или унизительное обращение. Эти гарантии действуют 6ej каких-либо условий И согласно международному праву, и согласно конституци- онному праву нарушение этого запрета даже в чрезвычайных ситуациях абсолютно недопустимо.
Пример запрета пыток показывает, что гарантии основною содержания статей Конституции не могут быть изменены в силу обстоятельств; соблюдение этих осно- вополагающих гарантий запрещает даже в экстремальных случаях самое возмож- ность взвешивания и сопоставления противоборствующих интересов, то есть инте- ресов уголовного преследования и запрета на пытки; основное право в любом случае имеет приоритет
Даже если речь идет об установлении места, где спрятана бомба, — то есть в конечном итоге о спасении людей — нельзя прибегать к использованию пыток, (ч 1 ст. 21 КРФ Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления)
(1) Запрет пыток
Часть 2 ст. 21 КРФ, ст. 3 ЕКПЧ и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах запрещают пытки любого рода. Пытками ЕСПЧ считает умыш- ленное причинение особо тяжелых и жестоких страданий; юрисдикция Европейс- кого суда в Страсбурге охватывает, однако, и другие формы бесчеловечного или унизительного обращения согласно ст. 3 ЕКПЧ.
Для того чтобы подпасть под ст. 3 ЕКПЧ злоупотребление должно достигнуть определенной минимальной степени тяжести Особое значение имеют психические и физические последствия для индивидуума.
Запрет пыток и на международном уровне является одним из немногих бес- спорных прав человека. Проблема состоит не в отсутствии согласия мирового юри- дического сообщества касательно действия этого принципа, но в постоянно обнару- живающихся нарушениях этого запрета. Особое значение придается двум междуна- родным конвенциям по защите от пыток, поскольку они для реализации этого запрета предусматривают также и превентивные меры
Европейская Конвенция 1987 года содержит подлинное новшество в области международной зашиты прав человека Государства-участники обязаны разрешить комиссии независимых экс- пертов в любое время посетить те места, щелкни принудительно лишены свободы государствен ными органами (ст 2 Конвенции) Конвенция ООН 1984 года, напротив, переносит центр тяже- сти на обеспечение внутригосударственного преследования лиц, совершавших пытки, на обяза- тельства по возмещению ущерба жертвам пыток и на их реабилитацию. Комиссия может проводить инспекции на месте только при наличии хорошо обоснованных свидетельств и с согласия соответ- ствующего государства (ст 20 Конвенции) Существуют тенденции к внедрению превентивной системы Европейской Конвенции также и в рамках ООН
(2) Запрет телесных наказаний
Часть 2 ст 21 КРФ запрещает также «унижающее человеческое достоинство. наказание» Запрет телесных наказаний является ключевым содержанием конститу- ционно-правовой защиты личности
Так, в странах-участниках ЕКПЧ отрицается право учителя на физические на- казания. Удары линейкой, наносимые ученикам, рассматриваются как нарушение Конвенции Остается под вопросом, может ли считаться лишение пищи допусти- мым дисциплинарным наказанием с точки зрения запрета телесных наказаний
(3) Бесчеловечное или унизительное обращение
Под бесчеловечным или унизительным обращением в смысле ст. 21 КРФ и по ст. 3 ЕКПЧ в ограничительном смысле следует понимать умышленные действия, которые причиняют тяжелые психические или физические страдания Запрет этого не допускает никаких исключений
Причинение телесных повреждений в местах лишения свободы, зафиксирован- ное во врачебном порядке, признано ЕСПЧ нарушением ст 3 ЕКПЧ16. ЕСПЧ также установил, что при наличии у арестанта телесных повреждений государство обязано представить доказательства того, что они обусловлены поведением самого заключенного".
В противоположность этому, Европейский Суд не рассматривает как нарушение ст 3 ЕКПЧ осу- ществление принудительных мер в психиатрической клинике (инъекции успокоительных средств, применение наручников, привязывание к кровати) по отношению к особо агрессивным пациен- там, проявившим насилие по отношению к персоналу
Принудительная медикаментозная обработка рассматривается в качестве бесчеловечной и унизи- тельной втом случае, если она носит экспериментальный характер
Два пожилых человека вынуждены были смотреть на то. как их дом был подожжен турецкими силами безопасности и сгорел во время акции, направленной против КРП ЕСПЧ гзешил, что тем самым были причинены тяжелые страдания, и установил нарушение сг 3 ЬКПЧ
Государство может и косвенным образом допустить бесчеловечное или унизи- тельное обращение, если выдаст подозреваемое лицо другому государству, где усло- вия заключения (например, многолетнее ожидание в камере смертников) могут оказаться бесчеловечными
|6Борьба с терроризмом также не может оправдать тяжких физических страданий, см приговор ЕСПЧ по делу Точази (Tomasi) против Франции, сер А №241 пункт 112 и далее, EuGRZ 1994, стр 104, То же относится к раскрытию преступлений см Рибич (Ribitsch) против Австрии, сер А№ 336, пункт 38, RUDH 1996. стр 69
"Таков приговор ЕСПЧ Томази (Tomasi)npOTnu Франции, сер А №241. EuGRZ 1994, стр 104, Рибич (Rrtmsch) против Австрии, сер А №336, пункт 34, RUDH 1996, стр 69, Аксон (Aksoy) против Турции, Rep 1996-VI 2260, Клаас (Klaas) против Германии, сер А №269, EuGRZ 1994 стр 106 и далее См также van dijk/van Ноог, Theory and Practice, ст 3, стр 319 и далее
"Приговор ЕСПЧ по делу Гериегфальви (Herczeglavy) против Австрии, сер А №244, пункт 81 и далее, EuGRZ 1992, стр 537 Притдитепьная терапевтическая мера не является бесчеловечным ичи унизительным обращением, если убедитечьно доказана ее медицинская необходимость
"Ст 7 Международного пакта о гражданских и политических правах и nowak, CCPR-Commentar>, ст. 7, Rz 24 и далее General Comment No 20(1992) пункт 7 Комитета ООН по правам человека
'"Сельджук и Аскер (Selcuk a Asker) против Турции, Rep 1998-И 891, пункт 78
81 6-933
Запрет на выдачу, высылку или выдворение лица в страну, где ему угрожает опасность пыток либо бесчеловечного и унизительного обращения, напрямую сле- дует из ст 3 ЕКПЧ или ст 7 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст 3 Конвенции о запрете пыток
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление