Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С) Государство как адресат свободы вероисповедания




(1) Обязанность соблюдения нейтралитета со стороны государства

Обязанность государства по соблюдению нейтрсиитета по отношению к раз-
личным вероисповеданиям явным образом следует из ст. 14 К.РФ. Отдельное лицо
может реализовать это требование религиозного нейтралитета государства в виде
индивидуального права.

Государство может нарушить свою обязанность по поддержанию нейтралитета,
если в религиозном или мировоззренческом споре оно недопустимым образом при-
нимает одну из сторон посредством финансовой поддержки одного из участников
спора. Принцип нейтралитета или отделения от церкви требует от государства при
осуществлении его властных действий беспристрастного одинакового учета встре-
чающихся в плюралистическом обществе религиозных или мировоззренческих убеж-
дений.

Конституционный Суд ФРГ решил79, что помещение распятия в классных ком-
натах государственной школы нарушает принцип нейтралитета государства. Госу-
дарство нарушает свою обязанность по соблюдению нейтралитета, если суд в про-
цессе развода не присуждает детей матери только потому, что она является членом
организации свидетелей Иеговы80.

С другой стороны, нейтральность подчас ограничена сложившейся реальнос-
тью: каждое политическое совместное образование является также частью одной или
нескольких культур с их специфическими религиозными проявлениями. То, что
общепризнанные большие церковные праздники, такие, как Пасха, объявлены об-
щественными праздничными днями в тех местностях, где подавляющее большин-
ство граждан принадлежит к данному религиозному сообществу, вряд ли можно
опротестовать.

Проблематичной может быть такая ситуация, когда из бюджетных средств (час-
тично) финансируется строительство церквей и мечетей. Еще более проблематично,
когда одно религиозное сообщество получает льготы, такие, как освобождение от
налогов при торговых сделках, владении землей и имуществом, если оно бесплатно
получает от государства землю и здания и освобождается от таможенных пошлин на
импорт.

Проблематичным может также быть, когда официальные представители отдель-
ных религий, такие, как священники, могут выполнять в армии религиозные фун-
кции в ранге офицера — получая при этом финансирование из государственного
бюджета.

"BVerfGE 93. 1 и далее — решение о распятии См также более раннее решение о распятии BVerTOE
35, 366 и далее Принуждение еврейского адвоката вести разбирательство дела в судебном зале с вися-
щим там распятием является нарушением сг 4 Конституции ФРГ (свобода вероисповедания)

'"Решение РСПЧ полету Гофман (Hoffmann) против Австрии, сер А №255-С. RUDH 1993, сгр
336 и далее, нарушение ст S ЕКПЧ вместе со ст 14 ЕКПЧ


Проблематично также, когда на государство при введении штрих-кода оказыва-
ют влияние конфессиональные воззрения одного из религиозных сообществ

(2) Обязанность по соблюдению нейтралитета и требование
толерантности в государственных школах

Из статей 14 и 28 КРФ следует, что преподавание в государственных школах
должно быть конфессионально нейтральным.
Вопросы, которые могут возникнуть:

• Разрешается ли преподавателям государственных школ носить во время
занятий культовые знаки отличия (облачение монахини, головной платок
мусульманки или головной убор еврея)?

• Могут ли родители не посылать детей в школу в дни праздников своей
религии?

• Имеют ли родители мусульмане право не пускать своих дочерей на уроки
плавания в школе, ссылаясь на правила ношения одежды или на запрет
совместного плавания обоих полов из Корана?

«Дело об освобождении девочки-мусульманки от уроков плавания»

(Решение Федерального Суда Швейцарии, 1191а 178, II, публично-правовой отдел, 18 июня 1993
года)

Свобода вероисповедания защищает также и убеждения, которые, может быть, и не предписывают
обязательных, основанных на постулатах религии норм поведения для конкретной жизненной
ситуации, но предполагают некоторую реакцию в качестве соответствующего средства для преодо-
ления жизненных обстоятельств в духе сохранения веры

14 марта 1991 года А. обратился в управление школьного образования в В с просьбой освободить
его 8-летнюю дочь М по религиозным соображениям от уроков плавания, поскольку ислам зап-
рещает совместное плавание двух полов. Упраатение эту просьбу отклонило
После того, как жалоба была отклонена всеми кантональными инстанциями, А обратился в феде-
ральный суд.

Убеждения отдельного человека принадлежат сфере самосознания, в которую государство вмеши-
ваться не должно Сюда относятся, как правило, и все виды представлений человека об отношении
к божественному или трансцендентному Вероисповедание, однако, может считаться таковым лишь
в том случае, если приобретает фундаментальное мировоззренческое значение и тем самым встра-
ивается в общую картину мира и начинает определять ее, это означает, что вероисповедание дол-
жно выражать единый рели; иозно выверенный взгляд на основные проблемы — в противном
случае свобода вероисповедания расширилась бы до трудно определяемой обшей свободы дей-
ствий. Под защитой гарантий свободы вероисповедания находятся не только традиционные
формы веры западно-христианских церквей и религиозных общин, но и все религии, независимо
от численности общин верующих

Свобода вероисповедания охватывает и внутреннюю свободу верить или не верить, и внешнюю
свободу выражать, практиковать и в определенных пределах распространять религиозные или
мировоззренческие убеждения Сюда же относится право каждого отдельного индивида строить
все свое поведение в целом согласно вероучению и действовать соответственно своим внутренним
религиозным убеждениям К таким гарантированным религиозным отправлениям относятся не
только культовые действия и речигиозные обряды, но и иные проявления религиозной жизни,
если только они не вступают в противоречие с основополагающими моральными воззрениями
культурных народов.

Таким образом, свобода совести и вероисповедания распространяется не только на императив-
ные постулаты веры, но и на убеждения, которые, может быть, и не предписывают обязательных,
основанных на постулатах религии норм поведения для конкретной жизненной ситуации, но
предполагают некоторую реакцию в качестве соответствующего средства для преодоления жиз-


ненных обстоятельств в духе сохранения веры По-иному свобода вероисповедания не могла бы
проявляться Предпосылкой к этому остается, однако, тот факт, что подобное поведение про-
диктовано непосредственно религиозными убеждениями В этом отношении религиозно обус-
ловленные правила ношения одежды могут быть охвачены защитой принципа свободы вероис-
поведания, поскольку последние подчас играют далеко не последнюю роль в образе жизни рели-
гиозных и мировоззренческих общин Особые проблемы возникают при религиозных взглядах,
которые, как ислам, не ограничивают основанный на вере стиль поведения только духовно-
религиозной жизнью, что соответствует господствующей точке зрения в секуляризированном
плюралистическом обществе, но вместе с верой вменяет в обязанность и устройство всех областей
человеческой жизни в соответствии в первую очередь с религиозными правилами. Представля-
ется необходимым исследовать, на какие именно проявления рассматриваемой религии может
распространяться конституционная защита, — в противном случае свобода вероисповедания
утратит границы

В суре 24, стих 31, Коран гласит: «И скажи [женщинам] верующим: пусть они
потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих
украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала
на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим
мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыно-
вьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или своим
женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не
обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не
бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обра-
титесь все к Аллаху, о верующие, — может быть, вы окажетесь счастливыми!».
Далее в суре 33, стих 59 говорится: «О пророк, скажи твоим женам, дочерям и
женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем
их узнают; и не испытают они оскорбления».
При таких правилах поведения речь
идет, пусть и не исключительно, о выражении морально-этических, религиоз-
ных ценностей ислама. Опрос различных членов исламских общин, проведен-
ный управлением по вопросам образования Цюриха, показал, что хотя Коран и
предписывает дословно покрывать женские тела только по достижении половой
зрелости, но по религиозно-воспитательным причинам даже более молодым де-
вочкам и мальчикам строгой исламской веры — с учетом рассчитанных на более
поздний период предписаний — не разрешается принимать участие в смешан-
ных уроках плавания. Это обосновывается также и в хранящемся в делах письме
секретаря фонда исламской общины верующих. В соответствии с ним совмест-
ное купание людей разных полов, за исключением конкретно указанных в Кора-
не близких родственников, нарушает исламское правило веры. Тем самым соот-
ветствующее поведение находится под защитой свободы вероисповедания. При
этом неважно, следуют ли оспариваемой традиции все, большинство или даже
меньшинство верующих мусульман. Ввиду подробного описания конституци-
онно-правового понятия религии это правило пользовалось бы конституцион-
но-правовой защитой даже тогда, когда оно являлось бы следствием религиоз-
ных воззрений меньшинства. Неважно также, является ли данное правило все-
общей обязанностью в стране происхождения того лица, которое ссылается на
него, — в рассматриваемом случае в Турции.

Обязательные совместные уроки плавания являются поэтому в рассматривае-
мой связи вмешательством в свободу вероисповедания заявителя.


(3) Государственная защита

Не только в силу формального, но и на основе реального понимания свободы
вероисповедания и вытекающего из него принципа нейтральности возникает тре-
бование того, что государство должно обеспечивать действительную свободу веро-
исповедания и в частности обеспечивать защиту меньшинствам.

Обязанность государства по обеспечению свободы вероисповедания особенно
отчетливо проявляется там, где оно вступает в особенно тесные отношения с опре-
деленными индивидуумами, как, например, в местах заключения. Так, соответ-
ствующие учреждения могут быть обязаны обеспечить заключенным возможность
отправления их культов или соблюдения их религиозных правил принятия пищи
(например, вегетарианской или кошерной пищи).

Воинская служба должна быть также организована таким образом, чтобы при
этом уважались религиозные чувства и устремления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.