1 Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества
Российская Федерация — родина людей, представляющих многие различные культуры, религии и имеющих разную языковую и национальную принадлеж- ность Конституция не знает «государственной национальности», только на уровне отношений с органами государственной федеральной власти р>сский язык является единственным официальным языком (ст 68 КРФ)
Статьей 19 Конституции РФ установлено, что никто не может быть подвергнут дискриминации по признаку национальной или языковой принадлежности Ста- тья 26 гарантирует существование многообразия языков и национальностей Пра- ва, закрепленные в данном случае за индивидуумом, являются дополнительной гарантией защиты меньшинств, провозглашенной в ст 69 КРФ
а) Государство и национальность
Отнесение отдечьного лица к определенной национальности содержит также и констатацию факта существования такой национальности вообще — как отличной
от многих других, представленных в национальном многообразии российского го- сударственного устройства. К примеру, утверждения типа «Я татарин» и «Татары существуют» в равной степени находятся под защитой свободы выражения мнения, провозглашенной ст. 29 Конституции РФ. Поэтому возникает вопрос: какое значе- ние имеет положение ч. 1 ст. 26 КРФ?
«Даю о горных турках» (Объединенная коммунистическая партия против Турции — ЕСПЧ, реше- ние от 30 января 1998 г.) Турция рассматривает в качестве провозглашенною государством основ- ного принципа то, что существует только одна турецкая нация. Народ курдов, который считает, что его языковая и культурная самобытность находится под гнетом турецкого государства, по пред- ставлению органов государственной атасти Турции вообще не существует; официально в Турции кх называют «горными турками».
Объединенная коммунистическая партия (United Communist Party) была основана 4 июня 1990 г В своей программе она требовала мирного решения курдского вопроса: «Курдский вопрос является политическим, произрастающим из существования курдскою народа, имеющего свою самобыт- ность и собственные права... Решение этой проблемы должно учитывать... общие интересы турец- кой и курдской наций». 16 июля 1991 г. партия была распущена решением Конституционного суда Турции по ходатайству Генерального прокурора. Решение мотивировалось двумя причина- ми: одной из них было то, что в название партии входило слово «коммунистическая», Другой причиной было содержащееся в программе партии утверждение, что в Турецкой Республике су- ществует якобы как турецкая, гак и курдская нация. В этом утверждении Конституционный суд усмотрел угрозу для государственной целостности Турции. Существует только одна нация — еди- ная турецкая нация. Национальных меньшинств в Турции не может быть. ЕСПЧ следовало установить, была ли партия растшена в нарушение ст. 11 ЕКПЧ, а именно имело ли место нарушение свободы объединений'1 Этот вопрос должен был рассматриваться в связи со свободой выражения мнений (ст. 10 ЕКПЧ) Одно только использование слова «комму- нистическая» не может служить оправданием для запрета партии. Что же касается «курдской на- ции», то ЕСПЧ установил, что программа партии ни в коей мере не содержала призыва к расколу турецкого государства или требования какого-либо привилегированного обращения, а лишь вы- ражала стремление решить существующие проблемы путем диалога двух этнических групп. Зап- рет партии не может быть оправдан только тем, что она придерживается такой точки зрения. По- этому жалоба была удовлетворена
Часть I ст. 26 КРФ дополняет принцип свободы выражения мнения в том смыс- ле, что она совершенно ясно устанавливает, что определение национальной при- надлежности людей не входит в компетенцию государственной власти. Текст этой нормы предоставляет каждому право самостоятельно определять свою национальную принадлежность. Таким образом, вопрос определения и указания национальной принадлежности подчинен исключительно усмотрению каждого индивидуума; на- циональная принадлежность — часть самоопределения и частной жизни индивиду- ума, по отношению к которой государственная власть должна занять позицию ней- тралитета.
В Заволжский районный суд г Ярославля с жалобой на паспортно-визовую службу, а точнее, на
действия ее начальника обратился Виктор Беккер, мотивируя это тем, что последний отказал ему
в изменении национальности в паспорте с «русский» на «немец».
В судебном заседании он заявил, что его мать по национальности русская, а отец — Фердинанд
Беккер — немец Все родственники по отцовской линии — немцы. При получении паспорта он
избрал национальность по линии матери, исходя из того, что в гот период немцы воспринимались
в нашей стране как враги.
В настоящий период он желает изменить национальность на «немецкую», так как намерен выехать
на жительство в Германию В Заволжском РОВД ему в этом было отказано, что является наруше- нием его конституционных прав
Начальник паспортно-визовой службы в судебное заседание не явился и просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав заявителя и изучив материалы дела, суд посчитал жалобу обоснованной, так как в силу ч. 1 ст. 26 Конституции РФ каждый вправе определять свою национальность Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Заявитель вправе выбирать национальность по матери или отцу
Суд жалобу удовлетворил и обязал паспортно-визовую службу Заволжского РОВД г. Ярославля указать в паспортных данных В Беккера в графе «национальность» «немец».
В связи с этим можно было бы спросить, можно ли вообще допускать, чтобы, к примеру, кто-либо, имеющий голубые глаза и родившийся в Новгороде, объявлял себя монголом? Но правильнее было бы поставить обратный вопрос: а почему, собственно, это не должно быть разрешено? Такие действия не наносят вреда нико- му и в силу конституционных норм не являются обоснованием ни привилегий, ни вреда для затронутого лица. Одно лишь несоответствие действительности еще не является причиной для запрета такого утверждения.
В свете сказанного в высшей степени проблематичной представляется запись в графе «национальность» официальных документов, удостоверяющих личность. Так как национальность, согласно ст. 19 КРФ, не может быть отправной точкой для особого рода обращения, то не видно, какой цели призвана служить эта запись. Поскольку, однако, она официально присваивает человеку какую-либо националь- ность, то она противоречит части 1 ст. 26 КРФ, согласно которой это частное дело каждого гражданина. Не решит проблемы и такой вариант, когда запись в паспорте будет делаться в зависимости от данных, сообщенных соответствующим лицом по его собственному усмотрению: и в этом случае речь идет о закреплении определен- ной национальности, что надолго перенесет данный вопрос из частной в обще- ственную сферу. С нашей точки зрения, графа «национальность» должна быть вы- черкнута из всех официальных документов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление