Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

B) Равноправие




Как сам человек может распознать, что является правом, если он не хочет просто
верить тому, что ему преподносится под видом права? Согласно философскому
учению стоиков человеческий разум происходит от божественного разума и остается
в контакте с ним. Разум есть средство, с помощью которого можно распознать изна-
чальное право. Разумом — или, по меньшей мере, способностью к размышлению —
наделены, однако, все люди. Поскольку, таким образом, все люди могут распозна-
вать право, то несправедливо, если разные люди имеют разные права.

В действительности люди неравны. Природа наделила их разными качествами и
дарованиями. Одни — богатые, а другие — нищие.

c) Человек как образ и подобие бога; идея прирожденного права

Бог любит людей. Он создал их по своему образу и подобию. Они обладают
внутренними ценностями и правами, которые свойственны им в силу их природы
и божественного подобия. Эги ценности присущи им изначально и не могут быть
отобраны.

d) Государственное естественное право; порядок для
несовершенного человека

Противоречие между реальным политическим порядком и чувством справедли-
вости подданных смягчается тем, что государственный порядок может быть пред-
ставлен как набросок естественного божественного порядка. Тем самым правитель
становится наместником бога на земле. Наместник, который более или менее искус-
но выражает божественную волю. Поскольку, однако, наместник назначен богом,
то подданные должны повиноваться и менее искусному правителю. Церковь защи-
щала и обосновывала притязания правителей и утешала народ.

Первобытное состояние было утрачено из-за того, что человек греховен. Госу-
дарство как порядок принуждения и несвободы заменяет первобытное состояние.


Государство есть порядок, который справедлив для испорченного, греховного чело-
века. Оно одновременно является и наказанием за грехопадение, и средством изле-
чения. (См. в произведениях Блаженного Августина и Достоевского.)

е) Договор господства и общественный договор

Теория договора как функция естественного права. (Эпикур)

В Западной Европе так называемая борьба за инвеституру (между императорами
и папой римским) подорвала веру в единый мировой порядок. Борьба за инвеститу-
ру разгорелась тогда, когда церковь отказалась передать назначение священников
(так называемую инвеституру) на усмотрение представителей светской власти. Цер-
ковь хотела сама назначать священников, хранителей христианского духовного на-
следия. Религиозное и светское руководство спорили из-за власти, церковь была
более не готова осуществлять свое духовное развитие под диктовку светских прави-
телей. Нельзя было предугадать, кто выиграл бы спор, а теоретическое и философс-
кое обоснование власти более не соответствовало реальным условиям. Церковь и
папство боролись против императора и стремились к духовному руководству в За-
падной Европе. Свои притязания они обосновывали и защищали научными труда-
ми и аргументами. Единство религиозной и мирской власти лопнуло, император
более не мог апеллировать к церкви.

Если утрачена вера в то, что бог назначил правителя с целью заботиться о
надлежащем порядке в мире, то кто тогда в государстве должен взять на себя задачу
воплощения естественного порядка? Эта неопределенность, это разрушение кар-
тины мира привели к появлению теорий договора. Согласно этим теориям под-
линная власть принадлежит подданным, которые заключили с правителем дого-
вор. Подданные передают правителю всю свою власть, в ответ на это правитель
обязуется пользоваться властью во благо своих подданных. Форма государствен-
ного устройства, существующая против воли подданных, является плохой фор-
мой. Так же, как народ передал власть правителю посредством некоего договора,
точно так же народ может снова лишить правителя власти, если он злоупотребляет
ею. Теории договора тем самым оправдывают борьбу подданных против государ-
ственной власти. Правитель же, напротив, обязан при отправлении власти забо-
титься не о своих личных интересах, но об общем благе. Правитель становится
слугой своего народа.

Буржуазные революции в конце XV1I1 века также опирались на теорию догово-
ра. Только стороны договора теперь были другими. Уверенная в себе, мощная бур-
жуазия отказалась от заключения договора с правителем. Она поставила себя на
место правителя и заключила договор сама с собой. Правитель стал ненужным и был
обезглавлен. Речь шла об общественном договоре. Бывшие подданные передали
всю власть государству, которое состояло опять-таки из них самих, из идеальной
картины их общества. В рамках этого договора следовало также установить, какие
права должны принадлежать гражданам. Это привело к шмгвдению первых деклара-
ций прав человека. Французские революционеры ориентировались при этом на
Декларацию прав человека, незадолго до этого составленную в Америке. Даже по-
зднейшая коронация Наполеона в императоры не смогла повернуть ход событий
вспять.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.