(1) Действие общих ограничений основных прав и свобод (ч. 3 ст. 55 КРФ)
Ограничения свободы предпринимательской деятельности допустимы с учетом общих ограничений основных прав и свобод, в том виде как они установлены в ч. 3 ст. 55 КРФ; требуется основание в федеральном законе, более важный обществен- ный интерес, соразмерность, а также сохранение основного содержания. При огра- ничении свободы предпринимательской деятельности особого внимания требует также и принцип равенства.
(2) Ограничения по одним только соображениям общественной безопасности
В соответствии с традиционным либеральным пониманием задач государства допускаются только обоснованные соображениями общественной безопасности ог- раничения свободы предпринимательской деятельности, то есть мероприятия, на- правленные на защиту жизни и здоровья, общественной безопасности, нравствен- ности, а также добросовестности в деловых отношениях. Зачастую, однако, оправ- данием для ограничения свободы предпринимательской деятельности служат интересы, отличные от интересов общественной безопасности. Помимо вопросов общественной безопасности, в качестве обоснования для ограничений свободы пред- принимательской деятельности могут выступать социальные или социально-поли- тические мотивы.
По моему мнению, здесь требуется максимальная осторожность: как только го- сударство из так называемых благородных побуждений начинает вмешиваться в свободное жизнеустройство индивидуума, вводя ограничения времени работы ма- газинов (как говорят, для защиты продавцов), или ограничения на выдачу малых кредитов, или запреты игровых автоматов (как говорят, для защиты легкомыслен- ных граждан от разорения), то образуется своего рода опека над гражданами. Так уже
35!
было в коммунистической системе, когда несколько партийных функционеров пред- писывали другим, как они должны жить.
Безусловно, запрещены ограничения свободы предпринимательской деятель- ности, преследующие структурно-политические цели (например, сохранение опре- деленного промысла, защита от конкуренции, управление спросом и предложени- ем). Недопустимы также т.н. экономико-политические или корпоративно-полити- ческие меры, препятствующие свободной конкуренции, с целью сохранения или стимулирования определенных отраслей промышленности или форм хозяйствова- ния.
Недопустимо также и взимание специальных промысловых налогов протекци- онистского или запретительного характера, а также сборов, посредством которых фискальным (обходным) путем достигается запрещенный эффект управления.
«Наказывать надо уметь» (Постаномение КС РФ от 15.07.99 г. №11-П) Заявители — ряд юридических лиц и предпринимателей — были привлечены к ответственности за нарушения налогового законодательства. Обращаясь в Конституционный Суд, заявители ут- верждали, что примененные санкции неоправданно завышены, применены к ним без соблюде- ния надлежащей процедуры, без установления вины и других обстоятельств, чем были нарушены их право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательс- кой и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право частной собственности. КС пришел к следующим выводам', законодатель не выделил существенные признаки каждого правонарушения, из-за чего было невозможно разграничить и однозначно истолковать эти соста- вы. Обшеправовой критерий определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционною принципа равенства (ч. 1 ст. 19 КРФ), поскольку оно может быть обеспечено лишь при условии единообразно! о понимания и толкования нормы. Кроме тога, меры принуждения не разграничивались на правовосстановителыше к карательные, что существенно расширяло возможности произвольного применения рассматриваемых норм в бесспорном по- рядке и приводило к нарушению права на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 КРФ). Подлежавшие при- нудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышали размеры налоговых обязательств. В ряде случаев это не только приводило к лишению предпринимателей дохода (при- были), но и ставило под угрозу ич дальнейшую деятельность вплоть до ее прекращения, чем с\- шественно заграшвадись положения ч. I ст. 34 КРФ.
Согласно ст. 57 КРФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. На случаи несоблюдения законных требований государства законодатель вправе устанавливать меры при- нуждения. При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями спра- ведливости, соразмеру5ости и иными конституционными и общими принципами права.
(3,1 Лицензирование
О вопросе антиконституционного ограничения свободы предпринимательской деятельности посредством неоправданных положений о лицензировании смотрите выше в разделе «Сфера защиты свободы предпринимательской деятельности».
(4) Бюрократические преграды
Обширной территорией явно неконституционных ограничений являются бю- рократические преграды, возникающие вследствие введения неоправданных фор- мальностей.
О неконституционности требования различных разрешений, «справок», доку- ментов и нотариального заверения смотрите выше в разделе «честное судебное и административное разбирательство».
с) Об основном содержании
При определении основного содержания свободы предпринимательской дея- тельности необходимо принимать во внимание ее разные функции.
Основное содержание, связанное с личностью человека, реализуется в свободе выбора профессии и ее исполнения. Недопустимым поэтому было бы принуждение к изучению или к выполнению определенной профессиональной деятельности. Запреты на профессию476, напротив, могут быть оправданы с учетом соразмерности ограничения основных прав и свобод.
Поскольку основное право провозглашает экономический порядок на конку- рентной основе, его можно понимать как институциональную гарантию. Институ- циональное основное содержание экономического порядка, ориентированного глав- ным образом на конкуренцию, было нарушено, если бы государство во всех случаях или в отдельных сферах жизни имело бы право участия477 при принятии рыночных решений. В качестве неприкосновенного ядра свободы предпринимательской дея- тельности в этом смысле можно упомянуть и свободу заключения договоров.
5. Монополия а) Введение
Посредством государственной монополии целые области экономики изымают- ся из сферы свободной конкуренции.
Государственные монополии никогда не бывают «естественными». Говорить о «естественных» монополиях — нечто иное как предаваться демагогическим заблуж- дениям. Монополии всегда идеологически оправданны.
Всегда существуют определенные круги, утверждающие, что те или иные сферы экономики следует сделать монополией государства, так как по-другому обществен- ные интересы защитить якобы невозможно. Но история показала, что все эти моно- полии были предельно бюрократизированы и функционировали экономически неэффективно. Опыт показал, что эти сферы следовало бы передать в частные руки. При этом, как правило, государство устанавливает частным лицам четкие предписа- ния касательно функционирования этих сфер экономики.
Даже в Швейцарии, отличающейся экономическим либерализмом, в XX веке многие отрасли существовали как федеральные, кантональные или муниципальные монополии: к примеру, бойни, переработка мусора, снабжение солью, уборка улиц, больницы и т.п.47*
Однако наблюдения показали, что эти отрасли функционировали бы гораздо эффективнее в частных руках в условиях жесткого надзора со стороны государства.
Так, сегодня успешно работают в частных руках даже такуте традиционные мо- нополии, как железнодорожный транспорт, почта, телефонная связь и т.п.
47ьЗанреть: на профессию могут устанавливаться, например, по дисциплинарным соображениям для адвокатов или, вследствие врачебных ошибок, для медиков.
""Например, посредством общего контроля иен.
•^Любопытно, что в Швейцарии фабрики по производству оружия никогда не монополизиро- вались, а всегда находились в частных р>ках.
353 23 - 933
Под вопросом ликвидация даже таких «священных» монополий, как школьное образование и пожарная охрана. Существуют модели, показывающие, что государ- ству следовало бы передать частным предприятиям решение даже этих задач.
Ясно одно: если уж государство обладает монополией, то оно должно контроли- ровать ее и действительно эффективно управлять ею в интересах государства и его граждан. Ведь если энергетическая монополия устанавливает собственную ценовую политику — это диаметрально противоречит самому смыслу монополии. Цены на товары и услуги монополий должно контролировать государство. Важнейшие прин- ципы функционирования монополий подлежат установлению законодателем.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление