1. Закрепление свободы предпринимательской деятельности а) Возникновение
Гарантия свободы предпринимательской деятельности в ст. 34 КРФ является наиболее существенным и заметными изменением правовой действительности на постсоветском пространстве.
Провозглашение гарантии свободы предпринимательской деятельности в Рос- сии и на остальной территории Европы стало реакцией на государственную плано- вую экономику, на предыдущую неэффективную систему принуждения. Впервые это появилось во время французской революции как ответ на принуждение цехо- вой экономики464 и связанную с ней социальную структуру общества. Одновремен-
"'На практике под действие ч. \ ст. 6 ЕКПЧ подпадают, далее, и следующие дела: разбирательство в отношении социально-страховых услуг и взносов, а также по правовым вопросам публичной службы.
Шулер-Цграгген (Schuler-Zgraggen) против Австрии, сер. А №263, EuGRZ 1996, стр. 604 и далее, определенные финансовые претензии, вытекающие из публично-правовых служебных отношении — но не их обоснование, оформление и завершение, разрешение на ведение экономической деятель- ности, решение Европейской Комиссии по правам человека по делу Йозеф Мюллер АГ (Josef M Slier АО) против Швейцарии от 14 октября 1991.
4643начение свободы предпринимательской деятельности было малым в американских конститу- циях конца XV11I столетия и большим во время Французской революции. Декрет от 2-17 марта 1791г.
337 22 - 933
но установление свободы предпринимательской деятельности заключало в себе от- каз от административного управления экономикой в пользу принципа свободной конкуренции и индивидуального экономического самоопределения.
Ь) Гарантии свободы предпринимательской деятельности в сравнении
Статья 34 К.РФ гласит:
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества дли пред- принимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2, Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросове- стную конкуренцию.
Закрепление гарантии, позволяющей без каких-либо государственных ограни- чений заниматься частнопредпринимательской деятельностью, представляет собой особенность Конституции России. Не многие Конституции дают гарантии пред- принимательской деятельности в сравнимом объеме.
Похожее есть, пожалуй, еще в Швейцарии, где ст. 27 (свобода предприниматель- ской деятельности) Федеральной Конституции от 1999 года гласит:
1. Гарантируется свобода предпринимательской деятельности.
2. Она включает в себя в частности свободный выбор профессии, а также свободный доступ к частноправовой деятельности и ее свободное отправление.
Так. например Основной закон ФРГ ограничивает свободу выбора профессии (ст, 12 Основного закона ФРГ), зашиту рабочих помещений (ст. 13 Основного зако- на ФРГ), а также общую свободу действий (ч. 1 ст. 2 Основного закона ФРГ), созна- тельно отказываясь от конституционной зашиты определенного экономического порядка.
Конституция США не содержит никакого положения, сравнимого со ст. 34 КРФ. Свобода экономической деятельности защищается в рамках оговорки о законном процессе (due process clause) Поправки 5 и 14 только в очень ограниченном объеме46'.
В декларациях прав человека (Виргинский билль о правах 1776 года, французс- кая Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Декларация ООН о правах человека 1948) гарантия, соответствующая ст. 34 КРФ, отсутствует. Тем самым сво- бода предпринимательской деятельности не относится к т.н. классическим свобо- дам.
В международном экономическом праве запреты дискриминации и специфичес- кие рыночные свободы в последнее время приобрели особый вес. Здесь можно со- слаться на Общее таможенное и торговое соглашение /ВТО, договор ЕС, Конвен-
отменил во Франции в первую очередь старые профессиональные цеха и одновременно провозгла- сил свободу работы, торговли н занятий ремеслами,
^Из судебной практики показательно лело Уилья.мсон против Ли Оптикал (Williamson v. Lee Optical). 348 U.S. 483 (1955); см. также Rotunda / Nowak, Treatise, vol. 11, cip. 399 и далее. Торговая оговорка «commerce clause» в пункте 3 ч. 8 ст. I Федеральной Конституции дает Конгрессу США ком- петенцию для принятия законов в отношении торговли между штатами. В рамках т.н. неприменяе- мой оговорки о торговле «dormant commerce clause» Верховный Суд США дает определенную коне ги- ту пионно-правовую гарантию против ограничений торговли штатами; это как бы конституционное притязание лается, однако, с оговоркой о возможно ином регулировании Конгрессом США.
цию о Европейской зоне свободной торговли, Конвенцию о свободе торговли в ЕС и на другие конвенции. В международной сфере (внешняя экономическая деятель- ность) за ними можно признать действие, сравнимое со свободой предпринима- тельской деятельности. Практика Европейского суда придает четырем основным свободам характер индивидуальных прав и признает за ними неписаные гарантии основных прав, которые наряду с гарантией собственности охватывают также и зна- чительное число экономических основных прав.
2. Три основных аспекта свободы предпринимательской деятельности
Свобода предпринимательской деятельности выполняет различные функции. каждую со своим легитимным основанием: различают в основном экономико-по- литическую, индивидуально-правовую и федерально-государственную функцию. Далее будут вкратце представлены поставленные цели и позитивно-правовое выра- жение этих трех сфер:
а) Институциональный аспект
(1) Экономический порядок свободной конкуренции
В свободе предпринимательской деятельности заключается основополагающее конституционно-правовое решение в пользу организованной на рыночных началах экономики свободной конкуренции. Ч. I ст. 8 КРФ устанавливает:
В Российской Федерации гарантируются... поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Важно также значение ч. 2 ст. 34: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Это является еше одним явным признанием свободной конкуренции. Никто, и в первую очередь государство, не должен нарушать саморегулирующееся действие свободной конку- ренции. В Конституции названы существенные нарушения свободной конкурен- ции, а именно, монополия и негласная конкуренция.
Признание Конституцией свободной конкуренции является принципиальным моментом и тем самым запрещает все действия, затрагивающие свободную конку- ренцию или препятствующие ей, для того чтобы сохранить или стимулировать развитие отдельных отраслей промышленности или форм хозяйствования.
В этом отношении свобода предпринимательской деятельности имеет инстин- циональный характер для экономического строя.
(2) Либерально-экономическое обоснование
Свое внутреннее оправдание этот аспект свободы предпринимательской дея- тельности получает из убеждения в том, что свободная, без государственного влия- ния, конкуренция ведет к оптимальному функционированию экономики в целом и наилучшему удовлетворению экономических потребностей общества, а в конче- ном итоге обеспечивает благополучие населения. При этом нельзя забывать, что
22'
функционирование рынка само требует правовых гарантий (например, антимоно- польное законодательство) и что разграничение сфер конкурентной экономики и экономической политики государства (см. пункт «е» ст, 71 КРФ) подлежит постоян- ному изменению. Однако Конституцией принято основополагающее решение в пользу свободной социальной рыночной экономики, и даже законодатель не впра- ве более ставить его под вопрос.
(3} Государство как участник рынка?
России предстоит еще избавиться от значительного исторического балласта, ос- тавшегося со времен государственной плановой экономики. Многие структуры не изменились еще настолько, чтобы удовлетворять требованиям конституционного права. Процесс идет и требует определенного времени. Пока отчетливо видно, что в области свободной конкуренции мы еще не достигли стандарта, соответствующего Конституции.
Основная проблема находится там, где государство прямо или косвенно высту- пает на рынке в качестве конкурента по отношению к частным лицам. Частные лица должны ориентироваться только на свои ограниченные ресурсы. Если они действу- ют вопреки экономике, то они неминуемо утрачивают свои рыночные позиции или вообще становятся банкротами. Государственным структурам это вряд ли грозит: они всегда могут рассчитывать на дополнительные выплаты и поддержку из бюдже- та, а также на иные государственные ресурсы.46* Таким образом, государственные структуры всегда выступают на рынке как «недобросовестные конкуренты». Им все- гда свойствен элемент «направленности на монополизацию».
Такие структуры, как «унитарное предприятие», в качестве правовой конструк- ции вряд ли выдерживают проверку Конституцией. Государственная собственность явным образом берется из бюджета и подлежит бухгалтерскому учету со стороны Счетной палаты. Государственная собственность как бы безвозмездно передается кому-то в пользование. Руководители «унитарных предприятий» не работают с теми же рыночными ценами, что их частные конкуренты.
Возьмем два больших административных здания с офисами, которые сдаются в аренду. Одно при- надлежит «унитарному предприятию», другое — частному инвестору. Частный инвестор в соот- ветствии с обычными рыночными условиями должен выплачивать проценты за привлеченный капитал, в особенности если он еще и взял ссуду. От uei ibi за один квадратный метр у него, напри- мер. 10% уходит на проценты. Само собой разумеется, что он должен учитывать их при начисле- нии арендной платы. Его конкурент, находящийся рядом с ним, то самое «унитарное предприя- тие», не должен этого делать, поскольку получил здание безвозмездно. В соответствии с этим «уни- тарное предприятие» может предлагать на 10% дешевле, получая при этом те же доходы, что и находящийся рядом частник,
С точки зрения конституционного права это не может быть оценено по-иному, чем «недобросовестная конкуренция».467 Вообще говоря, вся конструкция «унитар- ных предприятий» представляется в основном чем-то вроде «приватизации прибы-
4|*Государственные заказы на строительство первыми получают государственные унитарные пред- приятия.
'"Конституционно-правовое значение термина «недобросовестная конкуренция» устанавлива- ется независимо от текущих законов и подлежит судебному толкованию.
лей». Из государственного бюджета'берется собственность для получения прибыли помимо бюджета.
Непоколебимое следование в направлении, обозначенном экономическим со- держанием Конституции, является прежде всего задачей судебной практики: госу- дарство и все государственные и муниципальные структуры в качестве конкурентов должны исчезнуть со свободного рынка!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление